Карен и Лев Джанунцы — одни из немногих, кто поддерживает высокий уровень самолетного спорта в России

Карен и Лев Джанунцы — одни из немногих, кто поддерживает высокий уровень самолетного спорта в России

Армавирские пилоты Джанунцы стали призерами Всероссийских соревнований по высшему пилотажу на поршневых самолетах.

Среди 37 участников соревнований 49-летний Карен Джанунц во второй лиге за первый комплекс пилотажных фигур взял «серебро». А его 17-летний племянник Лев получил золотую и две бронзовых медали в третьей лиге.

Оба пилота — одни из немногих, кто поддерживает высокий уровень самолетного спорта в России.

Выучить петлю

По образованию военный летчик и предприниматель Карен Джанунц в авиаспорте — шесть лет. Однажды взял в полет племянника Льва. Вид с высоты птичьего полета настолько впечатлил мальчишку, что тот решил научиться летать.

Семиклассник записался в летную школу для подростков в Красной Поляне. Попал как раз в последний набор перед ее закрытием.

— Я был самым младшим. Чтобы не отставать от остальных ребят, самостоятельно начал учить физику. Изучал аэродинамику, метеорологию, навигацию, конструкцию самолета и двигателя, — вспоминает Лев. — А когда начались учебные полеты, школа закрылась.

С 16 лет парень летает в станице Прочноокопской Новокубанского района на самолетах аэроклуба имени Балуева с инструктором Жанной Балуевой. Фигуры пилотажа подростку помогал осваивать пилот-инструктор из Донбасса Сергей Родин.

Переворот, восходящая восьмерка, штопор, петля Нестерова и полупетля, бочка – малая часть того, что умеет выполнять Лев. Говорит, что на освоение фигур сложного пилотажа уходит не более получаса. Сначала инструктор объясняет теорию – высоту полета, скорость, показатели перегрузки, а затем показывает фигуру в небе. После этого пилот выполняет ее вместе с инструктором, когда усвоит – самостоятельно.

— Хватает для этого 20 минут. Дальше мы просто учимся красиво и четко выполнять фигуру, — поясняет молодой человек. — Сложнее научиться без ошибок делать фигуры в связке.

В зоне пилотажа

Однако именно это и демонстрируют спортсмены на соревнованиях. Участники заранее знают комплексы – определенные последовательности фигур. Отрабатывают их дома, чтобы затем показать судьям свое мастерство. «Темный» комплекс есть в лиге ЯК-52. Участники узнают его за семь часов до выступления и выполняют без подготовки.

Армавирцы на соревнованиях в городе Усмани Воронежской области летали в двух комплексах, отличающихся последовательностью и сложностью фигур. Карен Джанунц во второй лиге выполнял комплексы из вертикальных и штопорных фигур, петель, бочек, восходящих и нисходящих восьмерок, поворотов на вертикаль, виражей с бочкой. Льву в третьей – начинающей – лиге пришлось показать перевороты, восходящие восьмерки, штопоры, петли и полупетли, бочку. Каждую фигуру судьи оценивали по десятибалльной шкале.

Для молодого пилота эти соревнования стали первыми.

— Авиаспорт похож на фигурное катание: есть площадка, последовательность фигур, а результат зависит от твоей концентрации, — приводит сравнение Лев Джанунц.

Выполняют пилотаж в зоне километр на километр. Запрещено снижаться ниже 600 метров и поднимать выше полутора километров. За нарушение этого правила судьи могут прервать выступление или дисквалифицировать спортсмена. Запрещается после взлета выполнять фигуры до входа в зону. Обязательно проходит жеребьевка. Вместо имени пилот при выходе в эфир называет выпавший ему номер. За счет этого судейство «темное» и честное.

Инструктор рядом

Еще одно условие соревнований – пилоты третьей лиги выступают с инструктором по безопасности. Его организаторы закрепляют за каждым самолетом. Вмешиваться в управление или радиообмен он может только в критической ситуации или при нарушении правил безопасности.

— В моей лиге достойным соперником была девушка из Сургута. По пилотажу заметно, что она училась у хорошего инструктора и обладает опытом. Думаю, мы с дядей смогли победить за счет уровня подготовки и собранности. Может, кто-то из соперников переволновался и встал на позицию ниже, неточно выполнив фигуры, — делится размышлениями Лев Джанунц.

Пилоты после долгого перерыва должны совершать контрольный полет вместе с инструктором. Жанна Балуева – пилот аэроклуба – говорит, что самостоятельные полеты разрешены лишь совершеннолетним.

— Из-за этого до 18 лет Лев не остается один в кабине. С ним обычно летаю я. Но он смышленый парень, быстро все схватывает, поэтому в управление мне вмешиваться не приходится. Слежу лишь за ситуацией, — объясняет авиаинструктор.

Недавно в аэроклуб приехал Сергей Родин, с которым Лев разучивает фигуры пилотажа. Сейчас они отрабатывают их в разной последовательности с добавлением новых элементов.

Контроль места

Школьник летает всего год, но в небе чувствует себя уверено. Семнадцатилетний армавирец оказался не только самым молодым на соревнованиях, но и наиболее опытным в своей лиге.

— В самолетном спорте опыт зависит не от возраста, а от уровня подготовки. На него влияют в том числе показатели психологического состояния человека: уравновешенность, готовность к стрессовым ситуациям. От того, в каком эмоциональном состоянии находится пилот, зависит результат его выступления, — делится молодой пилот. — Важно не идти на поводу у эмоций. От этого зависит качество выступления. После взлета я полностью погружаюсь в пилотирование. Понимаю, что нельзя отвлекаться на эмоции в ущерб безопасности полета.

На соревнованиях во время полета Лев находился в большой концентрации. Зона для пилотажа маленькая, а скорость самолета — от 80 до 360 км/час. Несколько секунд – и пролетел всю зону. Из-за этого приходилось контролировать свое положение в пилотажном квадрате, корректировать его с учетом последующих фигур, направления и силы ветра.

Карен и Лев Джанунцы - одни из немногих, кто поддерживает высокий уровень самолетного спорта в России

Фото Александра Ковязина.

Техника вне возраста

Парень учился летать на ЯК-52, ЯК-18Т и СП-30. Дядя — Карен Джанунц — отлично пилотирует на ЯК-52, Л-39, СУ-25. Сейчас оба тренируются на самолетах аэроклуба имени Балуева.

Спортивные поршневые самолеты давно не выпускают в России, и Джанунцы летают на машинах советского производства. В аэроклубе есть запчасти, оставшиеся с времен СССР. Некоторые детали можно заказать за рубежом. Поставками и ремонтом самолетов занимается муж Жанны Балуевой Сергей Слесарев. В клубе он не только пилот, но еще инженер и авиамеханик.

Лев Джанунц объясняет: для авиационной техники нет понятия «возраст», но есть понятия «усталость металла» и «состояние самолета».

— Если он построен в 80-х годах прошлого века, но был законсервирован и долго не летал, ничего не мешает расконсервировать его и перебрать. Главное, чтобы самолет имел хорошее техническое состояние, — комментирует армавирец.

Возраст ЯК-52, на котором летают Джанунцы, — около 23 лет. Молодой человек говорит, что благодаря грамотной эксплуатации ремонтируют его редко. Однако к эксплуатации существуют определенные требования. К примеру, для ЯК-52 допустимая норма перегрузки — от +7 до -5 единиц. Чтобы не допустить скорой поломки самолета, выходить за эти рамки нельзя.

Турник для координации

В самолетном спорте необходимо грамотно подобрать экипировку. Она продается в армавирском ателье. Цена варьируется в зависимости от материала, пошива и так далее. За цену от трех тысяч рублей можно купить хороший комбинезон, закрывающий тело согласно требованиям пожарной безопасности. Для безопасности во время полетов в карманах не должно быть посторонних предметов, например, ручек, ключей, монет. В экипировку входят и специальные перчатки.

Перегрузке подвергается не только самолет, но и сидящие в нем люди. Чтобы выдерживать ее, пилотам необходимо следить за своей физической формой. Лев много внимания уделяет упражнениям на координацию движений. Лучший тренажер для этого — обычный турник. На нем парень выполняет перевороты и вращения. Бег вырабатывает выносливость. Подтягиваясь и отжимаясь, молодой пилот тренирует силу рук.

Летают пилоты, пока позволяет здоровье. Для участия в соревнованиях получают медицинское заключение летной комиссии. В начале каждого летного дня дежурный врач осматривает спортсменов, проверяет давление и пульс, расспрашивает об общем самочувствии. На основании этого выдает допуск к полетам.

ЕГЭ и самолеты

На Кубани спортсменов, занимающихся авиаспортом, мало. Двое в Армавире, есть два пилота в Краснодаре, они летают на своем самолете.

— В России самолетный спорт сейчас развивается в основном за счет энтузиастов, — говорит Жанна Балуева. — Раньше мы относились к системе ДОСААФ. Сейчас авиаспорт не получает должной финансовой поддержки и обеспечения, поэтому приходится выживать. Соревнований проводят не много. А три года назад начали проводить Всероссийский чемпионат по высшему пилотажу на поршневых самолетах.

Но трудности не убивают энтузиазм спортсменов. Недавно на чемпионате мира по высшему пилотажу в Польше сборная России победила в командном зачете и впервые за историю соревнований забрала все «золото». Такие примеры вдохновляют остальных заниматься спортом, ставшим для них образом жизни.

В чемпионате России по высшему пилотажу, который пройдет в августе в деревне Дракино Московской области, армавирцы участвовать не будут.

— Было мало времени на подготовку. Сейчас перешел в 11-й класс — впереди ЕГЭ, — делится Лев Джанунц. — Но не думаю, что в выпускном году заброшу авиаспорт. Долго без полетов не могу – постоянно хочется в небо. Пилотируя самолет, отвлекаешься от повседневных забот, проблем. В выпускном классе бороться со стрессом, видимо, буду, поднимаясь в небо.

Снежана Годлевская
Льва (справа) Джанунца в авиаспорт привел его дядя — бывший военный летчик Карен Джанунц. Всего в крае занимаются авиаспортом четыре человека. Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях