Армавирская лицеистка Анастасия Теличко вместе с другими победителями «Большой перемены» путешествует по России

Армавирская лицеистка Анастасия Теличко вместе с другими победителями «Большой перемены» путешествует по России

Шестиклассница из Армавира Анастасия Теличко победила во всероссийском конкурсе «Большая перемена», представив проект по спасению от загрязнения реки Кубань.

Экология в картинках

Ученица лицея № 11 имени Владислава Рассохина стала лучшей в вызове «Сохраняй природу!». Тематическое направление, связанное с экологией, девочка выбрала вместе с классным руководителем Еленой Мкртычян из 12 предложенных.

— Экологические проблемы — глобальная тема современности. Каждый день вижу, как люди загрязняют природу – выбрасывают мусор, не дойдя до урны, сливают в реки отходы, портят атмосферу выхлопными газами автомобилей, — аргументировала свой выбор шестиклассница. — Хотя активно участвую в школьных субботниках, смотрю передачи на тему экологии, но проектами в этой сфере раньше не занималась.

Но тема экологии в формате «Большой перемены» увлекла – задания Настя выполняла на специальной платформе в игровой форме. В одном из них школьница нарисовала логическую цепь загрязнения природы тепловыми электростанциями. В картинках она воссоздала процесс возникновения экологических проблем, когда на чистом берегу появляется котельная, за нею – различные отходы и мусор. Начинают гибнуть растения, птицы, животные.

— А вместе с водой вредные вещества могут попасть в организм человека. Эту мысль я передала через нарисованного в больничной палате пациента, — показывая рисунки, объясняет школьница. — Поскольку об экологических проблемах нужно говорить с детства, нарисовала педагога и двух учеников. Логическую цепочку завершила картинкой чистой, снова расцветающей природы, что говорит о пользе субботников и бережном отношении к планете.

Роботы на берегу Кубани

Идея поднять тему загрязнения реки Кубань пришла к Анастасии во время прогулки.

— Невооруженным глазом видно, как загрязнены река и берег, — говорит лицеистка. — Посоветовавшись с Еленой Георгиевной, решила предложить пути решения проблемы.

Для оценки уровня загрязнения берега и уборки мусора шестиклассница в своем эссе предложила использовать специальных роботов, а для наблюдения за теми, кто мусорит, установить видеокамеры.

— Считаю, что людей, загрязняющих окружающую среду, нужно наказывать, но обязательно исправительными работами, например, задействовать их на полгода в уборке территорий, в субботниках, — поясняет свою концепцию Анастасия Теличко. — А чтобы было на что жить, можно им выплачивать некоторую сумму. При этом на время наказания место работы за человеком сохраняется.

На эту мысль финалистку «Большой перемены» навела классный руководитель. Елена Мкртычян задавала ученице наводящие вопросы: «А как быть с основной работой человека?», «На что он будет жить?». Это помогло Насте полноценно развить идею. Учитель физики и естествознания рекомендовала шестикласснице литературу и ссылки на сайты со статьями по теме. Педагог помогла в подготовке видео-визитки, где девочка рассказала о себе и своей внеучебной деятельности, обсудив тематическое направление монолога и записав его.

Найденыш Мотя

Перед выходом в финал девочка в задании «Делай добро» рассказала, как спасла двухнедельного котенка.

— Это было в прошлом году. Я возвращалась из школы домой и услышала мяукание. В траве увидела очень маленького, худого и грязного черного котенка. Принесла его домой. Из своей копилки взяла деньги на миски для него, лоток и наполнитель, — вспоминает юная армавирка.

Когда мама Анастасии Светлана вернулась вечером домой, дочь ее встречала с Матильдой. Так сначала назвали котенка, который вскоре стал Мотей – выяснили, что это мальчик.

— Мотя был слабым, и мы долго его выхаживали. Первую неделю ему хватало сил лишь есть и лежать. Постепенно он начал ходить, окреп. Сейчас Мотя живет у нас, — делится Настя.

Проверка на оригинальность

Про «Большую перемену» шестиклассница узнала на классном часе от Елены Мкртычян. Решив участвовать, не верила, что выиграет.

Конкурс проходил на специальной онлайн-платформе. Задания школьница выполняла в апреле. Они были не только по экологии, но и по другим предметам: логике, литературе, математике.

— Например, нужно было узнать вес кошки и котенка, зная, что три котенка и четыре кошки весят 15 килограммов, а четыре котенка и три кошки – 13 кг, — рассказывает Анастасия. — На выполнение заданий давалось определенное количество времени. Найти ответы в Интернете было невозможно.

О том, что прошла в финал, девочка узнала в мае — ей на электронную почту пришло письмо. Организаторы сообщали, что армавирская школьница набрала достаточно баллов для финала, но ей необходимо пройти онлайн-собеседование с педагогом из Москвы.

Оно длилось час. Как рассказала мама финалистки, педагог проверяла, действительно ли Анастасия сама выполняла задания, задавала вопросы, чтобы понять, насколько хорошо девочка ориентируется в теме. Ей предложили решить несколько задач на логику.

— Такое собеседование проходила впервые, поэтому волновалась, — вспоминает армавирская лицеистка. — Но когда получила письмо, что набрала около 400 баллов и прошла в финал, очень обрадовалась. Но даже тогда не сразу поверила, что поеду в «Артек», где проходит финал.

Конструируя школу

В «Артеке» Анастасия провела полную смену – три недели.

— Получила много впечатлений. Поднималась с ребятами на гору Аю-Даг, общалась с приехавшим в детский центр актером Егором Сальниковым, — поделилась Настя. — Пожарные учили нас надевать их экипировку. Жаль, не увидела фигуристку и олимпийскую чемпионку Алину Загитову. Она приезжала в «Артек», но в другой отряд.

В одном из заданий, которое Анастасия выполняла в составе команды, финалисты разрабатывали проект школы будущего. В группу входили ребята из разных направлений. Баллы давали индивидуально и всей команде.

— Если жюри видело, что из десяти человек работает только девять из-за неспособности правильно распределить обязанности и вовлечь каждого в процесс, баллы снимали всем. Но в нашей команде такого не было, работали сплоченно, — делится школьница.

Зарабатывая баллы, ребята получали хрусталики. Из них, как из деталей конструктора, строили школу будущего. Готовили плакаты и презентации, снимали видео. Описывали предметы, которые хотели бы изучать в школе своей мечты, например, робототехнику. По замыслу юных разработчиков, в этой школе дети сами планировали бы учебный процесс, учась, отдыхая и с пользой проводя время со сверстниками.

Проект презентовали другим группам. За каждого записавшегося к ним в школу участника команда получала баллы. Их суммировали и определяли победителей проектов.

Из Владивостока в Москву

— А вот в финале верила, что смогу победить. Меня поддерживали мама, наставник Елена Георгиевна и директор лицея Арменуи Мартиновна Абелян. Они говорили, что все получится. Одноклассники, друзья, тренер по каратэ Дмитрий Анатольевич, родственники вдохновили меня видеороликом «Успех за тобой», — вспоминает Анастасия. — И я выиграла!

В «Большой перемене» в каждой возрастной группе свои призы для победителей. Ученики 10-х классов и студенты 3-4-х курсов получат по 1 миллиону рублей, ученики 8-9-х классов и студенты 1-2-х курсов – по 200 тысяч. А учеников 5-7-х классов наградили путешествием «Познай Россию» на поезде «Большая перемена» из Владивостока в Москву.

Анастасия в составе второй группы победителей отправилась в двухнедельное путешествие 21 сентября. Светлана Теличко отвезла дочь в Краснодар, откуда на самолете за счет регионального представителя «Большой перемены» школьница отправилась во Владивосток — там берет начало тур. У ребят будет свой поезд, где предусмотрены удобные душевые кабинки, вагон для развлечений. Школьников сопровождает охрана. Ближе к поездке организаторы прислали списки необходимых вещей.

— Я смогу увидеть другие регионы страны, — радуется школьница. — Мы посетим 12 городов.

Победители конкурса побывали на озере Байкал. На теплоходе посетили остров Русский — самый большой в заливе Петра Великого в Приморском крае. В Казани увидят железнодорожный вокзал, стены и пол которого отделаны мрамором и гранитом. В каждом из посещаемых городов для школьников проводят экскурсии.

На память ребятам останутся профессиональные снимки и фильм о поездке – вместе с ними путешествовать будут фотографы и видеооператоры.

Снова перемены

По словам мамы армавирской победительницы, участие в конкурсе не отняло у Насти много времени. Задания были даны в игровой форме, но выполнять их интересно.

— Такие конкурсы вселяют в детей веру в свои силы. Даже самый стеснительный ребенок в такой творческой атмосфере покажет, на что способен, — убеждена Светлана Теличко. — Поэтому советую родителям не ограничивать детей и позволять им участвовать в подобных конкурсах. Победить в них могут даже ребята из небольших городов.

— В «Большой перемене» я получила важный опыт и знания, обрела новых друзей и уверенность в себе. Еще не знаю, кем стану в будущем, но уверена, что буду заниматься экологией и участвовать в экомероприятиях, — поделилась Анастасия Теличко. — В этом году вновь приму участие в «Большой перемене», но направление выберу другое.

Снежана Годлевская
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях