О чем говорят портреты князя Мышкина и Ивана Карамазова, выполненные Ольгой Белолипецкой?

О чем говорят портреты князя Мышкина и Ивана Карамазова, выполненные Ольгой Белолипецкой?

Фотограф из Армавира сняла два фоторепортажа по романам Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы».

Заведующая Выставочным залом Дома Саввы Дангулова Ольга Белолипецкая, сколько себя помнит, интересовалась искусством фотографии. Этим увлекался ее отец. Дома у них была собственная фотолаборатория и фотоаппарат «Зенит».

Сейчас Ольга, как только появляется свободное время, начинает снимать.

— Четыре года назад купила себе фотоаппарат, правда, не профессиональный. Сейчас работаю на нем, — пояснила она.

В формате современности

Идея проекта «В мире Достоевского» родилась из любви к творчеству русского классика. Читая его романы, Ольга придумывала образы главных героев. В ее воображении у персонажей «Преступления и наказания», «Двойника», «Униженных и оскорбленных» появлялись индивидуальные особенности, черты характера. И в какой-то момент она решила визуализировать свое видение литературных персонажей.

Ей удалось найти единомышленников, и были отсняты два героя Достоевского – Иван Карамазов и князь Мышкин. Как рассказала фотограф, у зрителей фотоистории вызвали противоречивые чувства. Кто-то хвалит, а кто-то, наоборот, считает, что персонажи слишком современны.

— Я не ставлю перед собой задачу передать эпоху Достоевского. Наоборот, стремлюсь показать его героев такими, если бы они жили в наши дни, — говорит Ольга. — Достоевский — писатель на все времена. И сейчас люди обуреваемы теми же страстями, что и в XIX веке, когда он жил и творил. Их волнуют те же вопросы мироздания, что и наших современников: любовь, моральный выбор, жизнь и смерть. Своим проектом хочу привлечь внимание к произведениям классика и идеям, которые он транслирует в своем творчестве.

Мыслить, как персонаж

Каждая съемка — это трудоемкая работа. Те, кто помогает воплощать фотоистории автора, живут далеко. Первая съемка проходила в Санкт-Петербурге. А первым персонажем, над которым работала Ольга, стал Иван Карамазов.

Этот герой получил прекрасное образование при почти полном отсутствии воспитания. В 23 года у него есть своя философия. По сути Иван — русский интеллигент, атеист и бунтарь. Он является автором философской поэмы «Великий Инквизитор», ставшей идейной кульминацией романа «Братья Карамазовы».

— Ивана выбрала не случайно, — рассказывает Ольга Белолипецкая. — Раньше я преподавала в вузе русский язык и литературу, и одна из моих студенток обратила внимание на то, что Иван наиболее амбивалентен из троих братьев и тем самым более понятен человеку современному. В художественном мире Достоевского этот герой занимает особое место: автор возложил на него основной груз теологических рассуждений и заставил жить в соответствии с вытекающими из них выводами. Иван отрицает Бога, из-за чего у него возникает чувство вседозволенности. Однако когда он заболевает, то начинает сомневаться в своей теории, у него случаются галлюцинации. Герой сомневается: больной разум показывает ему черта, или же тот есть на самом деле? Иван Карамазов — поздний персонаж Достоевского, который эволюционирует на страницах книги.

Ольге Иван Карамазов не близок, но ей хотелось разобраться, как мыслит этот персонаж. Поэтому для воплощения его образа она искала того, кто будет созвучен герою романа. Выбор пал на знакомого из Санкт-Петербурга, которому близко творчество Достоевского.

— Мы поставили перед собой задачу показать человека, обуреваемого одновременно страстями и сомнениями, — отметила фотограф.

Одна из фотографий серии «Иван Карамазов» получилась провокационной. Многие восприняли снимок негативно, посчитав его вызовом. Фотокамера запечатлела Ивана Карамазова, идущего мимо церковной пристройки с крестом и курящего.

-Так передала личность Ивана Карамазова. Изображение символизирует то, что человек отрицает веру – он идет параллельно ее символу – кресту, тем самым как бы говоря: «Я не верю». Но при этом вера в жизни Ивана присутствует, — рассказала о творческом замысле Ольга. – Убеждена, что произведения Достоевского нельзя рассматривать вне православия.

Глубокий смысл скрыт и в одежде Ивана Карамазова, который одет неформально. Такой внешний вид говорит о его нонконформизме, стремлении не идти по пути других, потребности сказать что-то в противовес миру.

О чем говорят портреты князя Мышкина и Ивана Карамазова, выполненные Ольгой Белолипецкой?

Правда князя Мышкина

Еще один из законченных образов армавирского фотографа – князь Мышкин. Роль литературного персонажа взял на себя знакомый преподаватель русского языка и литературы из Москвы. Снимали на городском вокзале.

— В главном герое романа «Идиот» воплощена евангельская мысль: будьте как дети. Молодому князю удалось сохранить непосредственность, доверчивость и чистоту души, — пояснила Ольга. — Бесхитростность его натуры становится для него и причиной пристального внимания, и источником страданий. Князь Мышкин, выразитель идеи деятельной любви, говорит только правду, вызывая то восхищение, то презрение. Он стремится сострадать и сопереживать даже тем, кто преступил закон и утратил крупицы милосердия ближних.

В начале романа князь приезжает в Россию на поезде Петербургско-Варшавской железной дороги. Атмосфере дороги, движения, пути, перемен отведена особая роль в структуре сюжета. В поезде князь Мышкин встречает Парфена Рогожина, ставшего символическим обобщением человеческих страстей. В дороге князь Мышкин впервые слышит о Настасье Филипповне. Поэтому мы решили визуализировать образ главного героя романа в подобной локации.

Армавирский фотограф в портретах сознательно транслирует состояние временной и пространственной неопределенности. Это помогло ей стать участником конкурса по визуализации персонажей классической и современной литературы, объявленного известным среди фотографов журналом «Holm magazine». В нем участвовали мастера из разных стран. Ольга прислала фотопортреты князя Мышкина. Она не победила, но на официальном сайте журнала ее работы опубликовали как одни из лучших.

Поиск нужного человека

Искать моделей для съемок сложно. Фотограф должен «почувствовать», что человек способен вжиться в роль персонажа, понять и прочувствовать его. Были случаи, когда, проведя фотосессию, Ольга понимала, что модель не подходит на выбранную для нее роль. Такие снимки она в соцсетях не публикует.

Кроме проекта «В мире Достоевского» Ольга снимает «зацепивших» ее людей.

— Когда иду по улице, то внимательно вглядываюсь в лица прохожих — ищу свою «музу», — рассказывает Белолипецкая. — Могу подойти к человеку и предложить принять участие в фотосессии. Правда, люди реагируют по-разному. В Санкт-Петербурге легко откликаются на предложение. В Армавире стесняются.

Однажды Белолипецкая на мероприятии увидела человека, который запомнился. Спустя время, задумав съемку, вспомнила о нем. Через знакомых нашла номер телефона мужчины и позвонила. Он оказался человеком открытым, и фотосессия состоялась.

— Могу сделать 500 кадров и выбрать из них только три. Ищу в своих работах недостатки, — поясняет Ольга.

О чем говорят портреты князя Мышкина и Ивана Карамазова, выполненные Ольгой Белолипецкой?

В планах у армавирского фотографа съемки по мотивам романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Бесы».

Фото Ольги Белолипецкой.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях