Почему на уроках Елены Мкртычян физику любят всем классом

Почему на уроках Елены Мкртычян физику любят всем классом

Больше всего в своей профессии учителю физики и астрономии лицея № 11 Елене Мкртычян нравится то, что в ней нет рутины и каждый день не похож на другой. Ее жизнерадостные и озорные шестиклашки, у которых она ведет классное руководство, частенько задают ей вопросы, на которые ответишь, лишь заглянув внутрь себя.

— Ребята учат меня радоваться мелочам, — говорит Елена Мкртычян. — А я учу их думать, мыслить. Логическая цепочка, которую выстраивает ученик при решении физических задач, используется не только в физике. Логика нужна, чтобы получить правильный ответ во всех сферах жизни. Так же, как и преподавание в школе основано на стройной логической системе: от простого к сложному, с наглядными примерами.

Почему учитель?

Оглядываясь назад, Елена Мкртычян понимает, что ее выбор не был случайностью. Учителем она хотела стать с детства, поэтому запоем играла «в школу». Интерес к профессии подогревал пример старших сестер-учителей. Свою роль сыграл и опыт участия в различных олимпиадах, конкурсах, школьных мероприятиях.

Педагог уверена, что, выбирая работу, мы выбираем и образ жизни. Из истории, литературы и физики, которые нравились ей в одинаковой мере, она в девятом классе выделила для себя физику.

— Школьницей отремонтировала дома старый утюг с керамической изоляцией. Я была очень довольна собой, — вспоминает учитель. — В 9-м классе точно знала, что поступлю в педагогический вуз на физико-математический факультет. Готовилась заранее, ведь вступительные экзамены сдавали в одно высшее учебное заведение страны. У современных детей больше возможностей, чем было у моего поколения. ЕГЭ открывает дорогу в престижные вузы страны, потому что подать результаты экзаменов можно в несколько учебных заведений.

Интерес к физике, считает Елена Мкртычян, за плечами которой 30 лет стажа, в обществе всегда высокий. Этот школьный предмет в списке ЕГЭ стоит вторым после обществознания. Физические законы используются в медицине, строительстве, во всех областях, связанных с техникой, в электронике и электротехнике, оптике, астрономии, геодезии. Их нужно знать и мальчишкам, мечтающим о профессии военного.

— Физика повсюду в нашей жизни, — улыбается педагог. — Знания из школьного курса пригодятся всем, даже гуманитариям. Эта наука объясняет, почему масло и вода не смешиваются, поможет без страха поменять лампочки в люстре и вскипятить молоко так, чтобы оно не убежало. Починить электропроводку или сломанную настольную лампу.

Почему на уроках Елены Мкртычян физику любят всем классом

Фото Александра Ковязина.

Игровые технологии

По отношению к Елене Мкртычян ее воспитанники вывели простую формулу, которая работает на все сто: увлеченный учитель, помноженный на класс учеников = увлекательный урок. Ребята не замечают, как проходят занятия. И если думаете, что они 40 минут решают задачи, штудируют законы природы и сухие формулы, то вы не были учеником Елены Мкртычян. Школьники узнают, зачем физика нужна повару, фотографу, музыканту или архитектору. Пробуют себя в роли ученого, разрабатывая исследовательские и конструкторские проекты, ища к задачам нестандартные решения. Играют в дидактические игры, моделируют различные ситуации, проводят мозговой штурм, старшеклассники устраивают научные дискуссии.

В классический урок педагог включает игровые технологии и совершает вместе с ребятами «Восхождение на пик Электричества», в педагогических мастерских «подмастерья» разбирают «Солнечные затмения», «Виды соединения проводников». Но больше всего школьники ждут экспериментов. В школе их проводят на специальном оборудовании, а дома — с подручными средствами.

— Без наглядных опытов, экспериментальных занятий трудно поддерживать интерес к предмету, — убеждена Елена Мкртычян. — Простейший опыт по выращиванию кристаллов вызывает у детей бурю восторга.

Совершенство профессии

Раньше, чтобы наглядно продемонстрировать отдельные темы, приходилось самой мастерить приборы из подручных средств. В 2019 году лицей № 11 им. В. Рассохина в рамках регионального проекта «Современная школа» получила инженерный класс. Сейчас лицейское оборудование позволяет продемонстрировать почти все изучаемые процессы. Елена Мкртычян пользуется и виртуальной лабораторией экспериментов, которая была особенно востребована в прошлом году во время удаленного режима в связи с карантином.

Кредо армавирского учителя — быть в профессии совершенной. Елена Мкртычян часто, образно говоря, садится за парту, учится чему-то новому. Без этого, считает педагог, в профессии учителя не состояться. Своих учеников она нацеливает добиваться высоких результатов. А за целеустремленным учителем ребятам легче идти, они понимают, что без этого качества успеха не достичь.

За 30 лет работы Елене Мкртычян сложно посчитать, сколько она подготовила школьников к конкурсам и олимпиадам. Только за последние три года у нее — более 20 победителей и призеров муниципального этапа и один победитель, три призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Более 10 победителей и призеров конкурсов проектных и исследовательских работ регионального и всероссийского уровней.

Но самыми престижными педагог считает участие в этом году своего ученика 10-го класса Георгия Беликова в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в Тюмени и победу ученицы 6-го класса Анастасии Теличко во Всероссийском конкурсе «Большая Перемена». Настя побывала в Артеке на финале конкурса, где выиграла путешествие «Познай Россию». Сейчас школьница вместе с другими талантливыми ребята отправилась в образовательный тур по стране.

Зачем нужны двойки?

Быть учителем — значит нести ответственность за своих учеников, быть с ними терпеливой, интересно, с воображением преподать свой предмет, говорит преподаватель физики. Кроме этих качеств Елена Мкртычян обладает главным для учителя — она любит детей и получает огромное удовольствие от общения с ними. Правда, признается, и ругать приходится. Справедливая строгость детям нужна, они должны осознавать границы в своем поведении.

Ставит и двойки. На вопрос, нужны ли оценки в школе, однозначно отвечает: «Да!»

— Функция оценки — обратная связь, — объясняет свою позицию педагог. — Когда мы достигаем определенного результата или выполняем работу, мы хотим за нее получить вознаграждение или признание. В начальной школе функцию оценки могут выполнять словесное поощрение, наклейки в тетрадях, звездочки на парту. А в старших классах оценка устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, с помощью нее можно мотивировать ребенка. Детям важно получить оценку своей работы моментально.

Трудности в освоении физики учитель связывает в первую очередь с нежеланием ребенка работать. Базовый курс школьной программы по физике составлен таким образом, что доступен для понимания всем детям. Но, подчеркивает учитель, физика требует усидчивости, внутренней дисциплины, умения концентрироваться на процессе. Чтобы изучать этот предмет, важно уметь хорошо понимать текст и пользоваться математическим аппаратом. С ребятами, которые начинают отставать по физике, опытный педагог беседует, чтобы лучше понять причину отставания, проводит с ними дополнительные консультации и занятия.

Почему на уроках Елены Мкртычян физику любят всем классом

Фото Александра Ковязина.

Физика в экспериментах

С младшеклассниками, интересующимися физикой за рамками школьной программы, Елена Мкртычян проводит занятия с помощью наборов VEXIQ «Основы робототехники», а одаренных старшеклассников приглашает в инженерный класс осваивать «Физику в экспериментах». Выполняя проекты, лицеисты могут пользоваться цифровой лабораторией профильного уровня, электронными конструкторами, 3D-принтерами.

Сравнивая опыт преподавания физики в российских и зарубежных школах, Елена Мкртычян отмечает, что отечественные программы сильнее, при этом они методологически выстроены так, чтобы быть понятными каждому ученику. Например, в американских школах 10 лет изучают предмет «Наука», который объединяет биологию, химию, генетику, физику и другие дисциплины. А физику как отдельный предмет начинают изучать в 11-м или 12-м классе. В некоторых школах она не входит в список обязательных предметов. Ее, как и химию, можно пройти годовым курсом «Ознакомления с окружающим миром с элементами физхимии». В Германии программный материал легче, чем в российской школе, учебники мало насыщены информацией, упражнений к параграфам почти нет.

…Ученые всего мира изучают глобальное устройство мироздания, много столетий пытаются понять, как был создан мир и по каким законам он развивается. Сделано много открытий, но и сейчас люди так же далеки от ответов, как и в начале пути. И учитель физики Елена Мкртычян год за годом растит увлеченных, готовых к новым открытиям ребят. Научные сенсации, уверена она, начинают свершаться за школьной партой.

Екатерина Решетникова
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях