Зачем современному человеку нужна поэзия?

Зачем современному человеку нужна поэзия?

Нине Крыниной — 79. Более 70 лет она пишет стихи. О родине, о войне, о любви и жизни.

Стихи о весне

Первое стихотворение будущий преподаватель русского языка и литературы сочинила в первом классе:

Журавли прилетели весенней порою,
Уж не будет морозов — весна на дворе.
Журчат ручейки, распустилися почки -
Весна на дворе, весна на дворе.

— Я так гордилась, что сама написала стихотворение! — вспоминает Нина Александровна. — Наша семья жила тогда в районе консервного завода, на улице Набережной. Сейчас это улица Жукова. Рядом текла Кубань, и мы с детворой каждый день гуляли по над речкой. Пробуждение природы после зимы меня настолько вдохновило, что родились эти строчки.

Писала Нина Крынина много. Но стихи стеснялась показывать, лишь изредка читая близким.

— И только в 2007 году Екатерина Шмигидина пригласила в организованное ею литературное объединение «Слово», — рассказывает армавирский автор. — Вначале было боязно читать стихи, но потом осмелела и уже декламировала свои произведения.

Впервые стихотворение Нины Крыниной опубликовали в 2008 году в «Армавирском собеседнике». Оно называлось «Весна».

— По иронии судьбы первое мое стихотворное произведение посвящено этому времени года и первое опубликованное — тоже о нем, — говорит Нина Александровна.

Напечатано в «АС»

С «АС» преподаватель истории сотрудничает с 9 лет. Дома у нее хранится вырезка из газеты с заметкой о том, как она ехала вместе с папой в Москву к его фронтовому другу.

— Эта поездка на меня произвела сильное впечатление. Когда мы вернулись обратно, у меня рот не закрывался — всем хотелось рассказать о метро, о Красной площади, о Третьяковке, — делится поэтесса. — Мама в то время работала диктором армавирского радиовещания. Она и посоветовала написать в газету о путешествии. А вот послать стихи мне в голову не приходило.

И только в 2000-х творческие объединения «Слово» и «Радуга», куда входила Нина Крынина, стали отправлять ее произведения в печать.

У поэтессы изданы два сборника: «Рапсодия жизни», вышедшая в свет в 2013 году, и отпечатанная в прошлом году «Дорога любви». Сейчас она планирует объединить первые две книги с новыми произведениями в один сборник «Оттенков много в пройденных путях».

Вдохновение в троллейбусе

— Иногда строки сразу ложатся на бумагу. Иногда зачеркиваю по нескольку раз — не нравится. А потом перечитываю спустя годы и думаю: как хорошо написано! — делится армавирка.

Большинство ее стихов — размышления о смысле жизни. В одном из них она рассуждает о том, что жизнь постепенно уходит. Но заканчивает строками о внуке: когда он приходит, то в душе у нее звучит музыка.

Автор более 300 поэтических произведений говорит, что стихи рождаются внезапно. Вдохновение может прийти, например, в городском транспорте.

— Как-то ехала в троллейбусе, и вдруг в голове возникают строчки о маме, которая недавно умерла. Понимаю, что если сейчас не запишу их, то забуду, — рассказывает поэтесса. — Тогда вышла около школы, села на лавочку в сквере и написала «Сонет для мамы»:

Как верить хочется, что смерти нет,
Что мы с тобою встретимся когда-то.
И будет нежно-розовым рассвет,
И будет ярким золото заката.
Скажу тебе те главные слова,
Которые при жизни не сказала.
Ну чем была забита голова,
Что руки я тебе не целовала?
А потом уехала на следующем троллейбусе.

По правилу трех «р»

Нина Крынина сочиняет по правилу трех «р»: рифма, размер, ритм.

— Когда пишу стихотворение, стараюсь, чтобы рифма не была банальной и не повторялась, чтобы не сбивалась с размера. Для этого в строфе должно быть одинаковое количество ритмично чередующихся ударных и безударных слогов, — поясняет автор.

Слова она пишет в столбик, рифмуя их, а потом выбирает лучший вариант. Азы стихосложения Нина Крынина постигала в мастерской «ЛитСтихиЯ», где собирались единомышленники.

— В Армавире создано несколько литературно-творческих объединений: «Радуга», «ЛитСтихиЯ», в совете ветеранов — клуб любителей искусства «Озарение», — рассказывает Нина Александровна. — Городские поэты выступают в библиотеках, разбирают творчество друг друга. Я воспринимаю критику, если свое мнение высказывает человек, разбирающийся в поэзии. Прислушиваюсь к замечаниям, потому что конструктивная критика — это всегда совет, над которым стоит задуматься. А вот если критиковать берется человек, далекий от поэзии, то тут я не согласна.

О добре и зле

Бывший педагог пишет о родине, о войне, о любви. Но в ее поэтическом творчестве преобладают стихи-раздумья, в которых она поднимает философские темы и размышляет о бытие.

Однажды Нина Крынина, живущая рядом с храмом Рождества Христова, вышла утром на балкон и увидела, как блестят на солнце купола. Экспромтом родилось четверостишие:

Я люблю свое город по утрам,
Когда солнце освещает каждый угол
И неся сияние дворам,
Опускается на золоченый купол.

— Бывает, что по два-три месяца не беру в руки тетрадь. А потом вдруг неожиданно появляется вдохновение, в голову приходят идеи, и я пишу чуть ли не каждый день, — делится творческими секретами армавирская поэтесса. — У меня много заготовок, которые я либо забрасываю, либо продолжаю работать над ними.

В борьбе с бессонницей рождаются стихи,
Как дети, в муках, призрачно и зыбко.
Мы их встречаем с радостной улыбкой
И с грустью легкой, коль они плохи.
То Божьи помыслы или интриги ада?

Как-то на остановке Нина Александровна увидела брошенного щенка.

— Говорю: «Да откуда ты взялся?» Стоявший рядом мужчина рассказал, что подъехала машина, дверь открыли и четвероногого малыша выбросили на улицу, — вспоминает жительница Армавира. — Пришла домой расстроенная и написала стихотворение, где просила прощения у собачки за жестокость хозяев.

Армавир в войне

Стихотворение «Армавир в войне» стало визитной карточкой Нины Крыниной.

— Когда немцы вошли в город, мне было восемь месяцев. Мама рассказывала, что в самом конце жактовского двора, где рос старый абрикос, женщины выкопали траншею. Когда начиналась бомбежка, они брали детей и прятались в этом импровизированном бомбоубежище, — вспоминает поэтесса.

Мне время выпало родиться,
Когда фашизм справлял кровавый пир.
Пустыми обожженными глазницами
Мое рожденье встретил Армавир.
Война и смерть размахивали косами,
Мы выбегали ночью из квартир,
Чтоб спрятаться от бомб под абрикосами.

Она помнит послевоенный Армавир с разрушенными заводами и фабриками. Помнит, как город восстанавливали, как водили на разбор разрушенных зданий пленных немцев.

— Они шли понурые, а мы гурьбой бежали за ними и дразнили: «Фрицы! Фрицы!» И мне почему-то было их жалко, — вспоминает Нина Александровна.

За стихи о войне Нину Крынину наградили на фестивалях «Музыкальная весна» и «Золотая роза».

Воспитывая доброту

Время от времени она перечитывает свои стихи, особенно часто любимую «Дорогу любви».

А я никак не успокоюсь,
И лет не чувствую, хоть плачь,
И честно вам скажу, на совесть,
Пусть тройка-время мчится вскачь.

— В своих стихах я бываю не по возрасту то веселой, то выдумщицей. Иногда, наоборот, ухожу в себя. Есть у меня несколько произведений о возрасте, называются «О себе». В них пишу о противоречии стареющей внешности и молодой души, — поясняет армавирский автор.

Иногда ей звонят читатели. Однажды знакомая расплакалась по телефону. Сказала, что не смогла оторваться, пока не закончила читать подаренную книгу.

— Авторам нужны публикации и выступления. Они мотивирую работать и творить. Поэзия, как и любое другое искусство, — это вдохновение плюс большой труд, — считает Нина Крынина.

Но поэт, как человек, опережающий время, не может замыкаться только в своем мире. Он должен быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг, откликаться на острые проблемы современности.

— В стихах должна быть правда. Только творческий человек способен научить людей видеть то, что они не замечают в повседневной жизни: остановиться и заметить красивое облако или маленький цветок, пробивающийся сквозь асфальт. Увидеть необычное в обычном, — считает поэтесса.

Как педагог с 46-летнем стажем, Нина Крынина убеждена, что любовь к поэзии можно воспитать.

— В первую очередь это должны сделать родители, хотя многое зависит и от того, какие педагоги встретятся на пути становления ребенка. Взрослым не стоит говорить при детях пренебрежительно о поэзии. Они должны пораньше познакомить малышей с творчеством Агнии Барто, Чуковского, Пушкина, Маршака, Михалкова. Так смогут выработать у ребенка вкус к качественному слову и привычку читать стихи, — советует Нина Александровна. — Зачем нужна поэзия современному человеку? Чтобы не только жить, но и чувствовать, сострадать, размышлять. Только добрые чувства делают нас людьми.

Автор более 300 поэтических произведений говорит, что стихи рождаются внезапно. Вдохновение может прийти, например, в городском транспорте.

Анна Омельченко
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях