Аревик Маргарян: «Желание петь важнее голоса»

Аревик Маргарян: «Желание петь важнее голоса»

Одна из основных задач музыкальных школ – привить детям отзывчивость к музыке и умение выразить свое отношение к ней. Но как воспитать у них, растущих на «попсе», хороший музыкальный вкус?

Об этом корреспондент «АС» поговорил с преподавателем хоровых и теоретических дисциплин специализированной музыкальной школы слепых и слабовидящих детей Аревик Маргарян. Педагог рассказала, почему хоровое пение хором является ступенью к сольному и как талантливым юношам-вокалистам сохранить голос в подростковом возрасте.

Музыка без принуждения

Вы около 30 лет занимаетесь музыкой. Но дополнительно получили образование психолога-дефектолога. Это помогает вам в работе?

— Несомненно. В детской музыкальной школе я давно веду занятия хоровой дисциплины и сольфеджио в подготовительных классах. Приходят пяти-шестилетние дети, которые часто не выговаривают буквы, картавят, «проглатывают» окончания. В течение года, занимаясь с ними, это исправляю: работаю над звуками и произношением с помощью распевок, музыкальных логопедических упражнений.

— А как удается заинтересовать таких маленьких учеников музыкой, когда нужно разучивать классические произведения?

— Главное – не заставлять делать что-либо насильно. Лучше найти для ребенка мотивацию. Понимаю, что три часа хоровых занятий для них тяжело. Поэтому кроме классики разучиваю с ними веселые и интересные песни, чтобы детки знали: сейчас они поработают над серьезным произведением, а потом смогут исполнить что-то шуточное. Например, сейчас им очень нравится песня «Муха в бане» по стихотворению Корнея Чуковского.

Занимательное сольфеджио

— Чему удается научить детей за год в подготовительном классе?

— В пяти-шестилетнем возрасте они очень подвижные. Поэтому в первую очередь важно научить их дисциплине, правильно стоять – все песни исполняют стоя. Концерт может длиться более получаса, и если ребенок поставит ноги на ширину плеч, то ему из-за лучшей опоры ног будет легче выстоять это время.

На хоровых занятиях дети учатся слышать себя и других. На сольфеджио в игровой форме объясняю им часть программы первого класса музыкальной школы. Например, задаю учить стишки про нотный стан или скрипичный ключ, чтобы они понимали, что это такое. Другой преподаватель на уроках шумового оркестра развивает в них чувство ритма с помощью различных инструментов – барабанов, трещоток.

— А какой репертуар разучивают малыши?

— Стараюсь делать его разнообразным. Подобрать песни поинтереснее, с красивым аккомпанементом. Например, произведения композитора Ирины Хрисаниди «Край родной». К 8 марта учили «Там живет моя бабушка», «Полюби свою планету», песню с хлопками и движениями «Прогуляйся по нашей планете».

— Вы также занимаетесь со спецхором и ансамблем. Набираете туда ребят из подготовительных классов?

— В спецхоре занимаются 24 ученика нашей музыкальной школы от девяти до 11 лет, которые отличились чистым звучанием голосов. Из них выбрала восемь лучших ребят, поющих еще и в вокальном ансамбле. Коллективное музицирование — отличная среда для обучения пению. Ребенок слышит, как поет он и остальные, учится не фальшивить. А в репертуаре преобладают произведения русских и зарубежных современных композиторов, например, Георгия Струве, Владимира Чернявского, народные песни, классика.

Уроки для взрослых

— Все говорят, что необходимо слушать хорошую музыку. А что для вас значит «хорошая музыка»?

— Это народные и классические произведения. На уроках музыкальной литературы ученики слушают такую музыку, например, в мультфильмах. Так им прививают любовь и понимание музыкальных произведений. Разучиваем воспитанниками музыку Петра Чайковского, Александра Гурилева. Мелодичные песни современного композитора Ирины Хрисаниди. Но никогда не запрещаем слушать «попсу». После семи-восьми лет обучения в музыкальной школе дети иногда сами перестают ее слушать под влиянием сформированного музыкального вкуса.

— Чтобы быть культурно подкованным в музыке, обязательно посещать музыкальную школу или достаточно уроков музыки в начальных классах?

— Желательно получить музыкальное образование. Знаю людей, которые даже в зрелом возрасте решили сделать это. В прошлом году на курсы приходила 40-летняя жительница Армавира. Она прошла годичные курсы по сольному пению и научилась петь.

— А как за последние пять-десять лет изменилось отношение к музыке у взрослых?

— До пандемии родители часто оставались ждать детей с занятий. Заметила, что они и сами с интересом слушали меня. Некоторые педагоги закрывают дверь, не пуская в кабинет. Мне, наоборот, приятно, что взрослые присутствуют на творческом занятии, впитывают знания, развиваются. Мамы, которые в свое время не учились музыке, послушают и смогут при выполнении домашнего задания что-то подсказать ребенку.

Сейчас родители деток из подготовительных классов ждут, когда смогут присутствовать на уроках. Они заинтересованы в этом. У них будет возможность увидеть изменения в речи детей, как те научились работать голосом.

Когда запел непоющий

— Музыкальный руководитель ансамбля «Вересень» Светлана Сорокина-Субботина в одном из интервью сказала, что на первом месте всегда остается желание петь, а наличие голоса – второстепенный критерий. Вы согласны?

— Согласна. Если у ребенка нет желания, то никакие убеждения не помогут. Однако бывает, что ребенок не хотел заниматься музыкой, а потом удавалось его заинтересовать. Некоторым помог в этом детская опера «Муха-Цокотуха», которую мы ставили с хоровиками.

Однажды ко мне на занятие пришла девочка – стеснительная, с комплексами. Постепенно научила ее взаимодействовать с коллективом, раскрыла способности. И у нее стало получаться, появился интерес к занятиям. Мамочка потом рассказывала, что дочь на занятия начала ходить с большой радостью.

Если голос – второстепенный критерий, значит, его можно развить даже у тех, кому «медведь на ухо наступил»?

— Очень мало людей, в которых природой не заложены способности к музыке. Важно развивать голос и слух, с чем мы и работаем. Начиная от скороговорок и чистоговорок для улучшения артикуляции, заканчивая ладо-интонационными упражнениями. Частый случай, когда родители приводят ребенка, но предупреждают: «Он у нас без слуха». А после занятий ученик начинает петь – красиво и чисто.

Талант виден сразу

— При поступлении в первый класс музыкальной школы, дети проходят прослушивание. Вы можете с первых нот понять, ожидать ли в будущем от ребенка больших успехов?

— Это сразу заметно по чистым интонациям, высоким звукам, хорошей речи. У нас много было таких ребят. Ангелина Бондарчук и Седа Тоноян на прослушивании поразили чистым голосом, хотя никогда ранее не занималась музыкой. Конечно, с такими детьми потом работают профессионалы. Но даже на начальном этапе понятно, что ребенок станет «звездочкой».

— А с возрастом голос действительно может пропасть?

— Голос тоже стареет. Но пропасть может по разным причинам. В основном из-за болезней связок. Влияет и то, как человек работал с голосом, когда он ломался в подростковом возрасте.

Есть те, кто занимается с мальчиками-подростками и не дает им перерыва в этот период, не соблюдает рекомендации. Из-за этого в будущем юноши могут потерять голос, даже если сейчас поют красиво.

В позапрошлом году заметила, что у моего ученика – тотально слепого пианиста Кости Берсенева начал ломаться голос. Год он не пел. Уроки проводили: выбирали произведения, учили тексты, играли на инструменте. Распевались чуть ли не шепотом, чтобы не тратить год впустую. Через год заметила, что он уже перешел в нижнюю тональность. Стали распеваться, и сейчас Костя поет полным голосом.

— Вы занимаетесь с детьми, имеющими нарушения зрения. В чем главная особенность работы с ними?

— У них лучше развиты слух и память. Однажды сказали срочно отправить на конкурс патриотическую песню. Костя несколько раз прочел текст по системе Брайля, послушал и запомнил мелодию, пару раз исполнил – и записали. У таких деток больше сконцентрировано внимание, из-за чего они быстрее и лучше запоминают.

Выпускница нашей специализированной музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей Юлия Пивень тоже была такой. С легкостью учила произведения на иностранных языках, например, итальянском.

— Федор Шаляпин однажды сказал, что работа над вокалом сравнима с трудом кузнеца. Вы согласны с этим выражением?

— Абсолютно согласна. Работа над вокалом – тонкая и, можно сказать, ювелирная. Голос это нечто нежное, с чем нужно быть осторожным. Плохой преподаватель запросто может испортить хороший голос. Поэтому здесь нельзя ошибиться.

Снежана Годлевская
Аревик Маргарян уверена, что голос и слух можно развить на специальных занятиях музыкой. Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях