Красивое гармоничное молитвенное пение — это не отточенная до совершенства техника, а понимание о чем поешь

Красивое гармоничное молитвенное пение — это не отточенная до совершенства техника, а понимание о чем поешь

Когда поешь на клиросе, ощущаешь трепет и переживаешь чувство того, что являешься участником богослужения, говорит регент армавирского храма Рождества Христова Ольга Гелеван.

— Голос — уникальный и самый важный инструмент, который человеку даровал Господь. Именно с его помощью человек может передать тончайшие переживания души, неся радость людям, и славит Творца, — говорит матушка Ольга.

Дар Божий

Хор в армавирском храме Рождества Христова создали в 2003 году. Сейчас в нем вместе с регентом поют девять человек. Основной состав — женщины среднего возраста.

— Сегодня в хоре только один мужчина. Если бы их было больше, можно разучивать произведения, где есть большие мужские партии, — поясняет регент.

По мнению матушки Ольги хор должен состоять из не менее 12-15 человек. Молодежи мало.

— С певчими в Армавире проблема. Город у нас не музыкальный, а спортивный. В нем нет ни средних, ни высших музыкальных учебных заведений, — рассказывает регент хора храма Рождества Христова. — Мы периодически даем объявления в газете о том, что требуются голоса.

На прослушивание приходили даже профессионалы с консерваторским образованием. Но не каждый вокалист сможет петь в церковном хоре.

— Церковное пение отличается от светского классического вокала манерой воспроизведения звука. Не все профессионалы способны понять и принять данную специфику. Но в наш хор приходили люди, имевшие за плечами всего лишь музыкальную школу или даже без музыкального образования, и прекрасно исполняли церковные песнопения. Они наделены талантом восприятия церковной музыки и церковных текстов. Видимо, это дар Божий, — считает матушка Ольга.

Слова важнее

Репетиции — спевки — регент проводит, когда хор готовится к архиерейской службе или праздникам либо разучивает новый репертуар. Длятся они до двух часов.

В репертуаре хора — концерты «Херувимской песни», «Милости мира» разных видов и разных композиторов, православный гимн «Единородный Сыне», вокальные произведения Бортнянского и Архангельского. Есть обиходные распевы, распевы Киево-Печерской лавры. Певчие на определенные распевы исполняют стихиры.

Все службы в храме Рождества Христова проходят с участием хора. В будние дни поют два-три человека. В субботних, воскресных и праздничных служениях задействован большой хор.

— Правильное церковное пение — это то пение, которое настраивает верующего на молитву, оно не должно раздражать и отвлекать ни духовенство, ни прихожан, — считает профессиональный музыкант и регент Ольга Гелеван. — Красивое, стройное молитвенное пение — это точно не отточенная до совершенства техника. Но оно вызывает слезы умиления и благодать в душе. Можно слушать прекрасные хоры со сложным репертуаром, звучащие идеально, однако молиться под их пение не хочется.

Настраивает хор регент. Он не просто дирижер, следящий за качеством музыкального исполнения коллектива, но и отвечает за понимание певчими Богослужебных текстов.

— Регентом не сможет быть неверующий и невоцерковленный человек, — убеждена матушка Ольга. — Если он не причащается, то никогда на поймет специфику исполняемых во время церковных таинств произведений и как они должны быть исполнены с присущей им молитвенностью. Регент настраивает хор, а хор пением настраивает прихожан на молитву. Как говорит Ольга Гелеван, регент, хочет он того или нет, выполняет роль духовного воспитателя певчих. Он разъясняет последовательность службы, объясняет смысл служебных текстов, почему и где их поют. Иногда приводит историю какого-то музыкального произведения или молитвы.

— Объясняю, что акцент должен быть на словах, а не на музыке. Это, кстати, одно из основных отличий церковного песнопения от светского, — делится регент хора.

Не только работа

В храме клирос подстраивается под служителя. Главное действующее лицо во время службы — священник, который совершает таинство. И хор помогает прихожанам легче воспринимать богослужение.

— Когда захожу в храм в чужом городе, то сразу слышу, какой здесь настоятель, — делится наблюдениями матушка. — Это читается по звучанию — если настоятель заинтересован иметь хороший хор, то привлекает сильных вокалистов.

Все армавирские певчие — верующие. Петь на клиросе — для них не просто оплачиваемая работа. Как говорит регент, они хотят послужить Богу. Хоровая духовная музыка сильно воздействует на человека, заставляя сердце христианина плакать на службе в храме.

— Существует практика, когда в храме хора нет. Например, в Закарпатье. Там прихожане поют сами. По моему мнению, это замечательно, когда клиросное и общенародное пение совмещаются, потому что в Богослужении участвуют абсолютно все прихожане, — считает матушка Ольга. — В наше время воцерковленных людей мало, тем более тех, кто понимает ход богослужения. А вокалисты в храме начинают понимать, о чем они поют.

Пробуждая душу

Мечта регента хора храма Рождества Христова матушки Ольги — создать в приходе общенародный хор.

— Тогда некоторые службы можно было бы петь только одним народным хором, который состоял из воцерковленных людей, — делится она. — Но должен быть и большой церковный хор, исполняющий божественные песнопения, которые народный хор никогда на споет. А такие песнопения требуются не только на службе, но и душе каждого верующего. Его звучание православному человеку привычно с детства. Когда слышишь церковное пение, испытываешь те же чувства, что и от перезвона колоколов. Русский человек без этого не может.

Анна Омельченко

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях