Под откос
Как вспоминал партизан Виктор Морозов под запись Вадима Пучева, 11 сентября 1942 года армавирские партизаны взорвали мост в месте впадения реки Горелой в реку Большая Лаба. Той дорогой каждый день перевозили солдат и около 15 тонн груза для снабжения немецких войск на высокогорных перевалах Кавказа.
Срезав кусок телефонного кабеля, бойцы отряда обмотали им большую связку гранат и положили под опору моста. Партизан, державший второй конец шнура, спрятался за валун, остальные участники военной операции заняли позиции на обрыве.
Первая проехавшая по мосту машина попала под обстрел. Следом взорвался фугас, прикрепленный к опоре.
- Грузовая машина вместе с обвалившимся мостом упала в реку. В это время партизан Василий Соколенко точно попал гранатой в кузов второй машины. Погибли 22 вражеских солдата. На том месте в память об армавирских партизанах в 1975 году комсомольцы установили обелиск, - рассказывает Сергей Рябоконь.
Спасая женщин и детей
Однажды армавирцы спасли от расстрела семьи партизан соседнего Преградненского отряда. В брошюре «Район действий – отроги Кавказского хребта» написано, что их семьи жили в оккупированной немцами станице, и кто-то из земляков сообщил, что их родные — бандиты. Так партизан называли фашисты. Женщин, детей и стариков, а вместе с ними и четырех пленных солдат полицаи повели в лагерь около Урупского прииска, ныне поселка Уруп Урупского района Карачаево-Черкесии.
- Партизаны, устроив засаду, перебили конвоиров. Мирное население отпустили. Несколько человек захотели остаться в отряде, - сообщил кандидат исторических наук Сергей Рябоконь. - В этом месте в 1972 году тоже установили памятник. Правда, вандалы когда-то сорвали с него латунные звезду и лавровую ветвь. Но в прошлом году мы с членами армавирского местного отделения Русского географического общества их восстановили.
Холода
Осенью 1942 года у партизан заканчивались продукты. Раненые и больные не получали необходимой медицинской помощи. А в лесах стала опадать листва – отряд стал заметен с неба. Из Армавира бойцы ушли в летней одежде.
- Чтобы укрыться от холода, они использовали невыделанные коровьи шкуры, которые со временем начинали дурно пахнуть. Вадим Пучев записал воспоминания партизан, где они шутили между собой, что фашисты могут найти их по запаху. Но выбора не было: либо терпеть амбре, либо замерзнуть в осеннем лесу, - делится Сергей Рябоконь.
Через 15 дней, пройдя более 300 километров по горам, отряд отошел к хутору Хамышки Майкопского района в Адыгее. Ему приказали занять оборону в селе Новопрохладном. Руководству Армавирского партизанского отряда подчинили Лабинский, Кропоткинский, Мостовской № 1 «За Родину» и Мостовской №2 отряды.
17 декабря 1942 года утвердили план дальнейшей деятельности отрядов. Те, кто не ходил в разведку, несли караульную службу, заготавливали картофель, кукурузу, табак.
Смертельный бой
В канун Нового года, 30 декабря 1942 года, Армавирский, Лабинский, Кропоткинский, Тульский, Шовгеновский, Ярославский партизанские отряды и часть Курганинского находились в Новопрохладном. Местные жители называют его Сахрай.
- В то утро батальон немецкой пехоты и местные полицаи напали на село с трех направлений: со стороны станиц Даховской, Баговской и с севера. По данным штаба Майкопского куста партизанских отрядов, противник имел 600 штыков, 28 минометов и шесть станковых пулеметов, - рассказывает о событиях того трагического дня Сергей Рябоконь.
По направлению к поселку Киша, не приняв бой, отошли Шовгеновский, Курганинский и Ярославский отряды. Позднее к ним присоединились часть Кропоткинского отряда и Тульский отряд № 2. Армавирцы заняли оборону и вступили в бой, прикрывая подходы к Новопрохладному со стороны Даховской.
Без поддержки и прикрытия они сдерживали противника три часа. В бою погибли 26 бойцов. Еще один скончался позже от тяжелых ранений. Два человека пропали без вести.
Возвращение
В наступление на Северном Кавказе части Красной Армии перешли в январе 1943 года. Вместе с ними в составе отрядов Армавирского партизанского куста двигались оставшиеся в живых армавирцы. Домой они вернулись спустя полгода после освобождения города – 3 февраля 1943 года.
А в сентябре 1944 года останки 27 погибших при бое у села Новопрохладного партизан перезахоронили в Армавире на площади в Детском парке. Ныне это Парк Победы.