Новости Армавира
63.56
66.61
Погода в Армавире:
облачно с прояснениями +12
утро +13
день +12
05 : 10
19 мая, 2022

Ирина Рыбакова: «Искусство делает человека счастливым»

Виктория Александрова

Может показаться, что без искусства человечество легко обойдется. Но именно оно делает из человека человека, убеждена педагог армавирской художественной школы Ирина Рыбакова.

В интервью «АС» она рассказала, что общего между искусством и наставничеством, почему современная молодежь нуждается в творческом самовыражении и когда не поздно пробовать себя в живописи.

Педагогика — тоже творчество

- Почему вы стали преподавать живопись?

- Я рисовала еще в детстве, занималась в художественной школе. Перед глазами был положительный пример моих наставников, и мне хотелось походить на них. Решила стать педагогом по художественной дисциплине. Сначала поступила в художественной училище, потом продолжила образование в вузе. В университете поняла, что сделала правильный выбор. Мне нравилось изучать педагогику, возрастную психологию.

- Есть расхожее мнение, что у кого нет таланта, идут в педагоги. Как вы относитесь к такому высказыванию?

- Совершенно не согласна. Если ты педагог-художник, то можешь не только нарисовать, но и рассказать, как это сделать. Все великие художники, например, Репин, Айвазовский, Пикассо имели свои школы и учеников, передавали знания. Поэтому нельзя назвать бесталанным художника, который передает свои знания другим.

Педагогика позволяет не только творить, но и быть полезным людям здесь и сейчас. При этом наставник каждый день видит плоды своего труда в работах учеников.

Да и сама педагогика – это тоже творчество. Учитель должен не просто рассказать что-то, а подготовиться к уроку, продумать, как интересно преподнести тему детям. Поэтому постоянно приходится развиваться, повышать свою квалификацию.

Для меня большое счастье работать по призванию, иметь работу по душе, учиться чему-то новому.

- Что вам нравится рисовать больше всего: пейзажи, людей, абстракцию?

- Обыкновенные предметы быта, например, кувшин, яблоко, цветы, вызывают у меня восхищение. Их красоту передать сложно, но интересно. Поэтому в моем творчестве большое место занимают натюрморты. Учу и детей рисовать их.

Открыла для себя смешанную авторскую технику. Я применяю эффекты монотипий с элементами росписи. Монотипия несет в себе эффект непредсказуемости, художник не может полностью влиять на процесс изображения, конечный результат. А в смешанной авторской технике после того, как ты уже сделал отпечаток монотипий, можно придать этому изображению более законченный вид или внести правки от руки. В этой технике у меня есть достойные работы, которые высоко оценивают коллеги-художники.

Также работаю с пастелью, маслом. Увлекаюсь акварелью, правда, эту технику осваиваю до сих пор.

Ирина Рыбакова: «Искусство делает человека счастливым»
Фото из архива Ирины Рыбаковой.
  • Фото из архива Ирины Рыбаковой.
  • - Много времени уделяете своему творчеству?

    - Я живу и дышу творчеством. Творчество – это не только создание работ, к нему можно отнести и педагогику. Если у человека нет творческого мышления, креатива, артистизма, то он не сможет работать педагогом.

    Каждый день я делаю зарисовки, наброски – это наработка материала, фундамент для будущих картин. Обязательно обдумываю будущие работы, продумываю все до мелочей, чтобы картина была интересна и людям, и мне. Пишу работы в мастерской не так часто, как хотелось бы. Обычно по выходным, когда появляется свободное время.

    Свободный художник

    - Отображает ли современное искусство то, что происходит сегодня?

    - Я человек политизированный, всегда в курсе новостей. Любые катаклизмы в нашей стране, социальная несправедливость меня трогают. Поэтому, когда планирую большие работы, учитываю происходящее вокруг, чтобы картина выглядела современной.

    При этом подчиняюсь и своим духовным порывам. Художник может «высказать» то, что ему интересно, даже если это не модно. Например, сейчас реалистическое искусство не популярно, больше востребован авангард. Но художник имеет свободу выбора, он может рисовать не то, что модно, а то, что, на его взгляд, правильно.

    - Вы пробовали продавать свои картины через онлайн-галереи?

    - Никак не решусь. Я строга к своим работам. Считаю, не достигла того уровня мастерства, чтобы продавать картины.

    - Есть ли среди ваших выпускников художники, которые достигли профессиональных высот?

    - В художественной школе я работаю семь лет. До этого преподавала в АГПУ на отделении дизайна. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что сегодня много талантливых детей. Наша школа является предпрофессиональной первой ступенью для молодежи, которая планирует связать жизнь с творчеством. Обычно наши выпускники поступают в художественные высшие учебные заведения, в том числе и ведущие вузы страны.

    Программа у нас сложная, но интересная. Бывает, дети бросают художественную школу. По разным причинам: из-за нагрузок в основной школе, родители не поддерживают или ребенок понимает, что рисование — не входит в круг его интересов.

    - Истинный художник должен быть голодным?

    - Думаю, речь идет не о буквальном голодании. Подразумевается, что творец должен много и упорно трудиться, а не расслабляться за развлечениями, в Интернете. Информационный голод, жажда к работе, желание самовыражаться помогают достигнуть в творчестве высот.

  • Фото из архива Ирины Рыбаковой.
  • Талант и труд

    - Когда не поздно пробовать себя в живописи?

    - Пробовать себя в искусстве никогда не поздно. Стать хорошим художником можно и без академического образования, правда, надо обладать редким талантом. Ведь академическое образование воспитывает, формирует аналитический подход, рефлексию.

    Родителям советую отдавать детей в художественную школу, где они под умелым руководством педагога развиваются и постигают мастерство.

    - А вы верите в талант? В то, что в человека заложены выдающиеся способности от рождения?

    - Конечно. Каждый человек талантлив по-своему. Однако самая большая проблема человечества – то, что не каждый может распознать свой потенциал. Если постоянно блокировать свои способности, задвигать их в дальний угол, не развивать, то ничего не достигнешь. А если помогать своему таланту развиваться, то станешь мастером своего дела.

    Высоких результатов добиваются и дети, у которых нет ярко выраженных способностей, но есть большое желание к самореализации. Эти ребята упорно занимаются, стараются, и у них получается. Работает общеизвестная формула – один процент таланта и 99 процентов трудолюбия.

    - В чем, по-вашему, заключается ценность искусства?

    - Она велика. С одной стороны может показаться, что без искусства человечество легко обойдется. Но на самом деле именно искусство делает из человека человека.

    Художник дарит другим людям ощущения счастья, полноты жизни. То же самое можно сказать и о других деятелях искусства: кинематографистах, балеринах, литераторах и так далее. Все виды искусства направлены не для личного самоудовлетворения, а чтобы сделать мир счастливей, сеять доброе и вечное. Искусство возвышает душу.

    Если у нас станет больше счастливых людей, то и страна будет более крепкой, успешной, духовной. Поэтому культура – это наше все, а искусство – стержень человека, в котором заложены все лучшие качества.

    - У искусства в цифровом современном мире есть перспективы развития?

    - Искусство никогда не умрет. Его потенциал огромен. Если анализировать историю искусства, можно увидеть, что любое его направление изначально может быть маленьким ручейком, который где-то глубоко прячется под землей. Но в какой-то момент он прорывается наружу, и мы видим настоящий фонтан ярких идей и художественных замыслов.

Поделиться в социальных сетях:
×

Напишите нам

Вы также можете предложить новость в WhatsApp: