Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

В Ледовом дворце «Айсберг» фигурным катанием занимаются около 200 ребят. Многие из них встали на коньки в три года. Это лучшее время, считают тренеры, чтобы начать воспитывать уверенного спортсмена, за выступлениями которого с замиранием сердца будут следить зрители всех стран.

Легко ли развивать зимний спорт в южном городе, «АС» рассказала тренер высшей категории по фигурному катанию Центра спортивной подготовки «Альбатрос» Наталья Макеко, которая на льду уже 47 лет, из них 34 года воспитывает спортсменов.

Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

Фото Александра Ковязина.

Карьера начинается с бесстрашия

— Я пришла в фигурное катание в семь лет. Но маленькие дети, дошколята, более бесстрашные. Они не боятся падать и горят желанием научиться новому, — объясняет тренер.

Наталья сразу выпускает ребенка на лед, чтобы он почувствовал коньки и понял, какая маленькая площадь опоры стопы.

— Рада, когда малыша это завораживает и он пытается ходить. Но если боится или начинает плакать, советую родителям искать альтернативу фигурному катанию, — рассказывает Наталья Макеко.

Первые шаги на катке будущие спортсмены делают при помощи специальной опоры. Потом они учатся стоять на коньках без нее, правильно отталкиваться, держать спину и голову, работать ногами. У фигуристов, как пояснила тренер, задействованы три сустава – голеностопный, коленный и тазобедренный. Сначала ребята учатся кататься на двух ногах, затем – на одной.

Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

Фото Александра Ковязина.

Кого берут в одиночное?

Армавирские фигуристы тренируются по четырем направлениям: одиночное, парное, синхронное фигурное катание и танцы на льду. Каждому спортсмену направление подбирается индивидуально с учетом его физических данных и навыков.

— Если вижу, что ребенок не умеет одновременно прыгать и вращаться, советую выбрать спортивные танцы на льду. А фигуристы с хорошей координацией идут в одиночное катание, как, например, шестиклассница гимназии № 1 Дарина Овчинникова, — делится тонкостями тренер.

У 12-летней девочки уже девять лет спортивного стажа. В три года ее на каток привели родители и не прогадали – дочь очень полюбила лед. Следит за карьерой многих российских фигуристов. Спортивными кумирами для школьницы из Армавира являются олимпийская чемпионка Алина Загитова, новая чемпионка мира Анна Щербакова, фигуристка Камила Валиева.

— Нравятся выступления Александры Трусовой, чей известный четверной риттбергер хочу научиться выполнять, — говорит спортсменка.

Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

Фото Александра Ковязина.

Сальхов на льду

Дарина уверенно стоит на льду и выполняет некоторые из сложных фигур. За девять лет неустанных тренировок у школьницы появились любимые элементы. В их числе прыжок на ребре конька – риттбергер. Из-за следа, оставленного на льду, его называют еще «петлей».

— Нравится выполнять прыжок сальхов. Со стороны кажется сложно сделать его на коньках, но после долгих тренировок для меня этот элемент стал легким. Умею выполнять двойные прыжки, — увлеченно рассказывает фигуристка. — А сейчас разучиваю вращение, которое на спортивном сленге называем «свечкой». Для этого элемента нужна хорошая растяжка, ведь одну ногу во время вращения спортсмен поднимает максимально высоко. И в этом главная сложность. В зале на полу все стало получаться, а вот на льду придется еще отрабатывать.

Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

Фото Александра Ковязина.

Шайба для равновесия

Когда фигуристы говорят о занятиях в зале, многие удивляются. Мало кто знает: все элементы программы фигурного катания изначально выполняют без коньков, лишь после их переносят на лед.

Первый час тренировки обязательно проходит в спортивном зале. Дети из групп начальной подготовки тренируются три-пять раз в неделю. Дарина занимается ежедневно, кроме воскресенья, с восьми до 11 часов утра. В зале она выполняет упражнения общей физической подготовки, работает на различных тренажерах, укрепляя мышечный каркас. Прыжками на скакалке развивает взрывную силу.

— Для развития координации спортсмены удерживают равновесие на «шайбочке» — специальной шаткой платформе. Задействуют много мелких мышц и связок, что потом позволяет лучше чувствовать лед и скользить увереннее. На степ-платформах учим правильно отталкиваться, — рассказывает Наталья Макеко.

Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

Фото Александра Ковязина.

Услышать музыку

После второго часа тренировки, проходящего на льду, Дарина приступает к занятиям с хореографом. Он помогает красиво держать позиции – положения тела, учит слышать музыку и работать под нее.

— Это необходимо, чтобы фигурист мог без слов, лишь жестами и движениями донести до зрителя определенную историю. Вся ледовая программа отрабатывается в хореографическом зале, — объясняет тренер.

Сама Дарина Овчинникова хочет стать если не олимпийской чемпионкой, то хореографом на льду.

— Это редкая профессия. Тяжело найти профессионала, который не только занимается танцами, но и сам имеет спортивное прошлое, понимает все особенности этой работы, — делится школьница.

Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

Фото Александра Ковязина.

Бильман в перчатках

Как и в любом спорте, в фигурном катании неизбежны мелкие травмы.

— Когда дети начинают заниматься фигурным катанием, то жалуются на синяки на коленях. Я советую тренироваться в наколенниках и налокотниках, учу правильно падать – на внешнюю сторону бедра, — рассказывает Наталья Макеко.

Из более серьезных травм можно получить растяжение связок, ушибы коленных и тазобедренных суставов. Во время тренировки прыжковых движений в зале случаются растяжения голеностопа.

Глядя на острые лезвия коньков, многие родители переживают, что ребенок может пораниться. Однако тренер успокаивает: такое возможно, лишь если фигурист выполняет бильман. В этом элементе спортсмен обеими руками удерживает ногу за спиной за лезвие конька. Но для безопасности надевают перчатки. А чтобы не мерзнуть, тренируются в специальных термокостюмах.

Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

Фото Александра Ковязина.

Декорируют стразами

Коньки у фигуристов имеют некоторые особенности, рассказывает Дарина Овчинникова. Например, есть каблук для правильного распределения центра тяжести. А зубцы на лезвии спереди позволяют передвигаться на носках и прыгать. Дарине одной пары профессиональных коньков может хватать на два года.

— Я заказываю их в Краснодаре, Ставрополе или Ростове-на-Дону. Иногда продавцы сами приезжают в Армавир. И дважды в месяц затачиваю лезвия у приезжих мастеров, — говорит юная фигуристка.

Костюмы для выступлений школьнице шьют по индивидуальным меркам. Недавно у одной из армавирских швей для Дарины заказали новый наряд – черное платье и розовый пиджак. Все костюмы фигуристов должны быть легкими, из прочных и эластичных тканей, плотно прилегающих к телу.

— Особое внимание уделяют стразам, которые по-особому блестят под настроенным на льду светом, — делится одним из способов украсить наряд Дарина.

Почему будущих фигуристов в Армавире растят с трех лет

Фото Александра Ковязина.

Первая ступень

Для Овчинниковой фигурное катание не только способ реализации своих спортивных желаний, но и возможность увидеть страну. До пандемии девочка побывала во многих городах Краснодарского и Ставропольского краев, откуда возвращалась с победами. Ездила в Липецк на первенство Липецкой области, где заняла 5-е место среди спортсменов, приехавших со всей России.

Дарина, как и все спортсмены, мечтает стать олимпийской чемпионкой. Но отмечает, что в женском одиночном фигурном катании очень большая конкуренция. Поэтому пока не задумывается о профессиональном занятии этим спортом.

Как говорит тренер высшей категории Наталья Макеко, каждый родитель видит в своем ребенке будущего чемпиона. Однако армавирский каток – лишь начальный этап в становлении фигуриста.

— На родительских собраниях всегда говорю, что главная задача тренеров – оздоровление ребят. А их результаты и дальнейшая судьба зависят в первую очередь от самих спортсменов, — делится мнением Наталья Макеко.

Снежана Годлевская
Двенадцатилетняя Дарина Овчинникова, занимающаяся фигурным катанием девять лет, мечтает связать свою профессиональную деятельность с хореографией на льду. Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях