В прошлом году выпускник Армавирского педагогического вуза Александр Грачевский уехал работать в город Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа. И почти сразу кубанец победил в конкурсе «Я – педагог колледжа Ямала». Почему молодой учитель решил променять теплый климат на суровый север и чем северные школы отличаются от кубанских, он поделился с «АС».
В городе Муравленко
Уроженец станицы Спокойной Отрадненского района Александр Грачевский сейчас преподает физику и астрономию в Муравленковском многопрофильном колледже. А еще несколько лет назад он был выпускником Армавирского государственного педагогического университета, два года отработал учителем информатики в школе № 11 родной станицы.
— Затем служба в армии, еще год работы не по профессии. Не думал, что уеду с Кубани, тем более на север. Но двоюродная сестра, проживающая в Муравленко, предложила поискать работу здесь. И мы с супругой решили: а почему бы и нет? — рассказывает историю своего переезда на Ямал 26-летний Александр.
Муравленко, в сравнении с Армавиром, — город маленький. Проживает в нем чуть больше 31 тысячи человек. Он основан 37 лет назад. Однако условия для жизни в нем созданы хорошие. Зарплаты педагогов выше, чем на Кубани, – получает Александр в несколько раз больше, чем зарабатывал на должности учителя в своей станице. Цены на продукты питания, по его словам, практически не отличаются от краснодарских. А вот теплых вещей покупать приходится больше — зимы на Ямале суровые.
— Мы переехали сразу на съемное жилье, которое нашли на сайте в интернете. Нас поддержала сестра. В следующем году, возможно, воспользуемся помощью молодым специалистам и получим жилье по этой госпрограмме, — делится педагог.
Проблем с работой не возникло. В Армавире до переезда Грачевский был сотрудником гипермаркета, и руководство перевело его на ту же должность в муравленковский магазин. Но через месяц Александр уволился – захотел работать по специальности.
Из информатика в физика
Начал рассылать резюме в школы. Но возникли сложности.
— Переехал на Ямал весной, а в конце учебного года учителя нигде не требовались. Но мне предложили устроиться в школу системным администратором, — вспоминает педагог. — А пока рассматривал этот вариант, на мое резюме откликнулся местный колледж.
Александру предложили за лето повысить квалификацию. Он дистанционно прошел курсы в родном АГПУ, и с сентября стал преподавателем физики и астрономии.
— Педагогов моего возраста в колледже немного, процентов пять-десять. Но коллектив радушный, — делится впечатлениями Александр.
Губернаторский грант
Едва получив рабочее место в колледже, выпускник АГПУ победил в региональном конкурсе на грант губернатора в номинации «Я – педагог колледжа Ямала». Проводили его среди педагогов до 30 лет с опытом работы на Ямале менее одного года.
Среди испытаний были тестирование, первичный отбор документов, собеседование с администрацией департамента образования Ямало-Ненецкого округа.
Бывший кубанец представил на конкурс идею создания электронного образовательного курса по физике, рассчитанного на учебный год. Говорит, в условиях пандемии этот проект актуален. Он облегчит процесс обучения студентов, ведь материал они будут изучать самостоятельно. Педагогам останется лишь отслеживать усвоение учебной программы с помощью тестирования, контрольных точек, зачетов и экзаменов.
— Получил грант в 600 тысяч рублей. Проект рассчитан на три года. Отправил в департамент образования краткий его план. Летом буду защищать проект. Затем предоставлю электронный образовательный курс и результаты преподавания по нему, — рассказывает Александр Грачевский.
На Ямал Александр Грачевский переехал с женой Ольгой, которая работает медицинской сестрой. Фото из архива семьи Грачевских.
Месяц на адаптацию
За учебный год у Александра в нагрузке стоит больше тысячи часов. В день он ведет по три пары у пяти групп первокурсников. Вернуться в статус преподавателя было волнительно.
— Переживал, удастся ли завоевать авторитет у студентов. Первые месяц шла притирка друг к другу, — вспоминает первые рабочие недели педагог.
С помощью методического отдела Александр переписал под себя уже имеющуюся программу обучения. Молодой педагог отмечает, что преподавание физики в общеобразовательных школах Кубани и Ямала не отличается. Поэтому специально изучать местные учебники по своим предметам Грачевскому не потребовалось. Но в колледже информацию ребятам он преподносит в зависимости от их специальности. У будущих электриков упор делает на этот раздел физики. Системным администраторам дает общеобразовательный уровень изучения предмета.
Друг или наставник?
Бывало, что студенты устраивали ему проверку на твердость характера. Александр понимал, если уступит, то рамки между звеном «педагог-студент» будут стерты. Поэтому сразу предпринимал меры.
Однажды не слишком прилежный студент опоздал на занятие, а затем стал нецензурно выражаться в адрес одногруппников.
— Подобное решается быстро с помощью кураторов, заведующих отделением, — говорит выпускник АГПУ. — Я вызвал их для проведения беседы с молодым человеком. Сейчас он находится «на контроле» — заместитель директора по воспитательной части отслеживает его поведение и успеваемость.
При этом педагог считает, что необходимо быть «на одной волне» со студентами – интересоваться их увлечениями, иметь общие темы для обсуждений.
— Но в то же время нужно дать понять, что вы остаетесь их преподавателем, а не сверстником, которому можно, образно говоря, сесть на шею, — подчеркивает Грачевский.
Просчитывая будущее
Планы на будущее выпускник армавирского университета пока не строит. А возможность карьерного роста у молодых педагогов на Ямале есть, говорит он. Александру рассказывали, что некоторых перспективных преподавателей замечали, предлагали работу в администрации города и других учреждениях.
Тем молодым педагогам, кто хочет переехать работать в отдаленные от Кубани регионы, Грачевский советует отбросить все страхи. Считает, переезд не страшен, если заранее позаботишься и найдешь жилье, узнаешь по поводу работы.
— Я мониторил сайты, рассылал резюме и обращался в центр занятости населения. То же делала и моя супруга Ольга. Так как у меня уже работа была, она смогла спокойно подыскать свободную вакансию медсестры, — делится Александр Грачевский. — Не менее важно хотя бы примерно знать будущий бюджет, чтобы ориентироваться в возможных расходах и доходах во избежание сложных финансовых ситуаций.
Снежана Годлевская
Кубанский педагог Александр Грачевский будет реализовывать на Ямале проект электронного образовательного курса по физике. Фото из архива Александра Грачевского.