Заслуженный работник культуры России и Кубани Александр Абелян считает, что беда тому театру, где руководитель – не творческий человек. В преддверии Международного дня театра, отмечаемого 27 марта, директор Армавирского театра драмы и комедии рассказал, какие спектакли нравятся молодежи, почему кинематограф не может быть альтернативой театральному искусству и какие эксперименты являются правильными.
В онлайн-пространстве
— Наконец отменены ограничения, связанные с посещением учреждений культуры. Как сказалась пандемия на армавирском театре?
— В театре все еще необходимо соблюдать масочный режим и посадку через одного. Заполняемость зала по-прежнему 50 процентов.
Пандемия коронавируса без сомнения стала ударом для нас. Помню, премьера спектакля «Паника» была запланирована как раз на тот день, когда объявили о режиме самоизоляции. Затем начались послабления, но театр не встречался со зрителями почти год. Мы стали развиваться в социальных сетях, в них поддерживая контакт со зрителем.
— Вы упомянули соцсети. А театр способен существовать в онлайн-формате?
— Для театрального искусства важна личная встреча со зрителем, а не общение через экраны компьютеров или телефонов. Однако приходилось приспосабливаться. Мы даже показывали онлайн-спектакли. Предварительно записывали их на видеокамеру, выставляли пост с афишей репертуара и выкладывали детские и взрослые вечерние постановки. Так как интернет-пространство обширно, то наши спектакли смотрели не только армавирские зрители. Мы получили большое количество приятных отзывов.
Постановки по нацпроекту
— Армавирский театр драмы и комедии четыре года подряд является участником нацпроектов. Это дало толчок развитию театра?
— Без сомнения. На средства, выделенные из федерального, краевого и местного бюджетов в рамках нацпроекта «Культура» мы пополнили свою материально-техническую базу. Приобрели современную световую и звуковую аппаратуру. Отремонтировали штанкетное хозяйство на сцене. Чтобы наши актеры могли выезжать со спектаклями в другие населенные пункты, купили два новых автобуса. В зрительном зале установили новые кресла с эргономичной посадкой. В этом году хотим приобрести новый генеральный занавес на сцену.
— Какие спектакли поставлены благодаря возможностям нацпроекта?
— Четыре года подряд каждый новый театральный сезон мы открываем премьерным спектаклем, выпущенным на средства, полученные в рамках нацпроекта. Это «Гроза» по пьесе Александра Островского, «Темные аллеи» по циклу рассказов Ивана Бунина, «Униженные и оскорбленные» по роману Федора Достоевского. Для этих постановок закупали мебель, изготавливали декорации, реквизит, костюмы, создавали музыкальное оформление.
— А сколько всего денежных средств получил театр, являясь участником национального проекта?
— За четыре года это примерно 20 миллионов рублей.
Единственный на востоке
— У армавирского театра миссия развлекательная или духовно-просветительская?
— Скорее духовно-просветительская. У нашего театра богатый и серьезный репертуар. Но, конечно, есть развлекательные постановки. К Международному женскому дню выпустили «Женщину мечты». Такие спектакли нужны. Зритель должен иметь возможность посмеяться и отдохнуть душой от бытовых забот и тревог.
— Можете назвать примерное количество зрителей армавирского театра?
— Театр в Армавире единственный в Восточной части Кубани, ближайший – в Краснодаре. На наши постановки приезжают жители Гулькевичского, Успенского, Новокубанского района. Нашими потенциальными зрителями является примерно один миллион человек. До пандемии труппа выезжала со спектаклями в другие муниципалитеты. В скором времени планируем возобновить гастроли.
Что любит зритель?
— С появлением кино, потом телевидения театру прочили «смерть», но этот вид искусства до сих пор востребован. Почему?
— Перефразируя классика, скажу, что слухи о смерти театра слишком преувеличены. На мой взгляд, кино никогда не заменит театр, где происходит живой контакт зрителей с актерами. Это другие впечатления, другие эмоции.
Театры Кубани известны своими музыкальными спектаклями. И хотя в армавирском театре служат драматические, а не музыкальные актеры, они поют. Вживую, без фонограммы.
— Какие жанры востребованы у армавирского зрителя?
— Горожане любят театр. В Армавире он появился, когда это было еще село. В довоенное время в городе существовало семь театральных трупп.
Армавирский зритель любит классику, актуальную во все времена. Такие постановки не только приносят эстетическое удовлетворение, но и приобщают к литературе, учат мыслить, воспитывают вкус. В нашем театре никогда не опускались до низкопробной драматургии.
Эксперимент без обнаженки
— Ваша аудитория молодеет или, наоборот, стареет?
— Укоренилось ошибочное мнение, что молодежь предпочитает кинотеатры. Но больше половины наших зрителей – молодые люди. Они с удовольствием ходят на спектакли, которые им интересны. Еще и поэтому считаю, что театральное искусство вечно.
— Армавирский театр стал участником проекта «Пушкинская карта». Это помогло привлечь новых молодых зрителей?
— Да. Благодаря Пушкинской карте в театре появилось еще больше молодых зрителей. С первого января этого года на нее начисляют по пять тысяч рублей, и молодежь, независимо от материального достатка своей семьи, может ходить на спектакли. У школьников и студентов большой интерес вызывает постановка «Маленьких трагедий» Пушкина.
— А есть ли место в классическом театре эксперименту?
— Чем больше разумных экспериментов, тем привлекательнее спектакль и сам театр. Одни театры осовременивают постановки по известным классическим произведениям. Другие добавляют акробатические элементы, летают над сценой на тросах и использую другие эффектные трюки. Главное, чтобы эксперимент был талантливым. Однако не считаю правильными экспериментальные форматы, когда актеры на сцене играют обнаженными или интимные сцены.
Семь премьер
— Сколько спектаклей Армавирский театр драмы и комедии показывает в одном сезоне?
— Каждый год труппа готовит минимум семь новых спектаклей. Из них три или четыре — это вечерние взрослые, остальные – для детей. В репертуаре театра в каждом сезоне — от 12 до 15 спектаклей. Новые играют чаще, а постановки прошлого сезона включаем в афишу реже.
— До пандемии было так же или прослеживается тенденция снижения количества спектаклей?
— Такое же количество было и до пандемии. Когда театр не встречался со зрителем, мы репетировали спектакли. А когда театр открыли для зрителей, чуть ли не каждую неделю давали премьеры – столько их у нас накопилось.
— Есть ли в театре спектакль-долгожитель, который показывали несколько сезонов подряд?
— В среднем спектакли живут четыре года. Армавир – город небольшой, в нем нет массового сообщества театралов. Поэтому, чтобы поклонникам нашим зрителям не наскучили постановки, стараемся не показывать спектакль больше четырех сезонов. В Москве же, куда едут театралы со всей страны, большинство спектаклей – долгожители.
Водевиль по Чехову
— У вас есть любимый спектакль в репертуаре армавирского театра?
— Конечно, я смотрю все наши постановки. Сначала — на репетициях, потом — во время сдачи спектакля. Наш театр один из немногих, где после развала Советского Союза сохранили художественный совет. Это помощь режиссерам и актерам, которые замечания и пожелания членов худсовета берут в работу.
А выделить любимый спектакль не могу. Но заметил, те, что мне кажутся неудачными, очень нравятся зрителям. Например, наша премьерная постановка «Униженные и оскорбленные». В день сдачи спектакля я сказал, что он долгий, и зрители не станут его досматривать. Однако он пользуется успехом. А моя жена, директор лицея, вернувшись после премьеры, сказала, что его нужно показывать, особенно старшеклассникам, изучающим творчество Достоевского.
— Какие премьеры ожидают армавирских театралов в ближайшее время?
— Как раз в апреле даем две премьеры. Это водевиль по двум произведениям Антона Чехова «Медведь» и «Предложение». Спектакль мы назвали «Руководство для желающих жениться». Вторая премьера для детей — сказка «Врун из тридевятого царства». Говорить же о репертуаре на следующий сезон пока рано.
— Планируете приглашать режиссеров-постановщиков со стороны? Такая практика позволяет дать новый импульс, привнести новое творческое видение, новые форматы.
— Сейчас в театре работают главный режиссер, Заслуженный деятель искусств Кубани Юрий Ковалев и режиссер-постановщик, Заслуженная артистка Кубани Татьяна Юдина. Мы планируем привлекать приглашенных постановщиков, но встает вопрос финансовых возможностей театра. Хорошие режиссеры не приедут работать в Армавир за небольшую плату.
Снежана Годлевская
Спектакли в армавирском театре живут четыре сезона. Столько времени, уверен директор театра, Заслуженный работник культуры России и Кубани Александр Абелян, нужно, чтобы постановку посмотрели все зрители и в то же время она им не надоела. Фото А. Ковязина