Александр Абелян: «Не всегда мои вкусы совпадают со вкусами зрителей»

Александр Абелян: «Не всегда мои вкусы совпадают со вкусами зрителей»

Заслуженный работник культуры России и Кубани Александр Абелян считает, что беда тому театру, где руководитель – не творческий человек. В преддверии Международного дня театра, отмечаемого 27 марта, директор Армавирского театра драмы и комедии рассказал, какие спектакли нравятся молодежи, почему кинематограф не может быть альтернативой театральному искусству и какие эксперименты являются правильными.

В онлайн-пространстве

— Наконец отменены ограничения, связанные с посещением учреждений культуры. Как сказалась пандемия на армавирском театре?

— В театре все еще необходимо соблюдать масочный режим и посадку через одного. Заполняемость зала по-прежнему 50 процентов.

Пандемия коронавируса без сомнения стала ударом для нас. Помню, премьера спектакля «Паника» была запланирована как раз на тот день, когда объявили о режиме самоизоляции. Затем начались послабления, но театр не встречался со зрителями почти год. Мы стали развиваться в социальных сетях, в них поддерживая контакт со зрителем.

— Вы упомянули соцсети. А театр способен существовать в онлайн-формате?

— Для театрального искусства важна личная встреча со зрителем, а не общение через экраны компьютеров или телефонов. Однако приходилось приспосабливаться. Мы даже показывали онлайн-спектакли. Предварительно записывали их на видеокамеру, выставляли пост с афишей репертуара и выкладывали детские и взрослые вечерние постановки. Так как интернет-пространство обширно, то наши спектакли смотрели не только армавирские зрители. Мы получили большое количество приятных отзывов.

Постановки по нацпроекту

— Армавирский театр драмы и комедии четыре года подряд является участником нацпроектов. Это дало толчок развитию театра?

— Без сомнения. На средства, выделенные из федерального, краевого и местного бюджетов в рамках нацпроекта «Культура» мы пополнили свою материально-техническую базу. Приобрели современную световую и звуковую аппаратуру. Отремонтировали штанкетное хозяйство на сцене. Чтобы наши актеры могли выезжать со спектаклями в другие населенные пункты, купили два новых автобуса. В зрительном зале установили новые кресла с эргономичной посадкой. В этом году хотим приобрести новый генеральный занавес на сцену.

— Какие спектакли поставлены благодаря возможностям нацпроекта?

— Четыре года подряд каждый новый театральный сезон мы открываем премьерным спектаклем, выпущенным на средства, полученные в рамках нацпроекта. Это «Гроза» по пьесе Александра Островского, «Темные аллеи» по циклу рассказов Ивана Бунина, «Униженные и оскорбленные» по роману Федора Достоевского. Для этих постановок закупали мебель, изготавливали декорации, реквизит, костюмы, создавали музыкальное оформление.

— А сколько всего денежных средств получил театр, являясь участником национального проекта?

— За четыре года это примерно 20 миллионов рублей.

Единственный на востоке

— У армавирского театра миссия развлекательная или духовно-просветительская?

— Скорее духовно-просветительская. У нашего театра богатый и серьезный репертуар. Но, конечно, есть развлекательные постановки. К Международному женскому дню выпустили «Женщину мечты». Такие спектакли нужны. Зритель должен иметь возможность посмеяться и отдохнуть душой от бытовых забот и тревог.

— Можете назвать примерное количество зрителей армавирского театра?

— Театр в Армавире единственный в Восточной части Кубани, ближайший – в Краснодаре. На наши постановки приезжают жители Гулькевичского, Успенского, Новокубанского района. Нашими потенциальными зрителями является примерно один миллион человек. До пандемии труппа выезжала со спектаклями в другие муниципалитеты. В скором времени планируем возобновить гастроли.

Что любит зритель?

— С появлением кино, потом телевидения театру прочили «смерть», но этот вид искусства до сих пор востребован. Почему?

— Перефразируя классика, скажу, что слухи о смерти театра слишком преувеличены. На мой взгляд, кино никогда не заменит театр, где происходит живой контакт зрителей с актерами. Это другие впечатления, другие эмоции.

Театры Кубани известны своими музыкальными спектаклями. И хотя в армавирском театре служат драматические, а не музыкальные актеры, они поют. Вживую, без фонограммы.

— Какие жанры востребованы у армавирского зрителя?

— Горожане любят театр. В Армавире он появился, когда это было еще село. В довоенное время в городе существовало семь театральных трупп.

Армавирский зритель любит классику, актуальную во все времена. Такие постановки не только приносят эстетическое удовлетворение, но и приобщают к литературе, учат мыслить, воспитывают вкус. В нашем театре никогда не опускались до низкопробной драматургии.

Эксперимент без обнаженки

— Ваша аудитория молодеет или, наоборот, стареет?

— Укоренилось ошибочное мнение, что молодежь предпочитает кинотеатры. Но больше половины наших зрителей – молодые люди. Они с удовольствием ходят на спектакли, которые им интересны. Еще и поэтому считаю, что театральное искусство вечно.

— Армавирский театр стал участником проекта «Пушкинская карта». Это помогло привлечь новых молодых зрителей?

— Да. Благодаря Пушкинской карте в театре появилось еще больше молодых зрителей. С первого января этого года на нее начисляют по пять тысяч рублей, и молодежь, независимо от материального достатка своей семьи, может ходить на спектакли. У школьников и студентов большой интерес вызывает постановка «Маленьких трагедий» Пушкина.

— А есть ли место в классическом театре эксперименту?

— Чем больше разумных экспериментов, тем привлекательнее спектакль и сам театр. Одни театры осовременивают постановки по известным классическим произведениям. Другие добавляют акробатические элементы, летают над сценой на тросах и использую другие эффектные трюки. Главное, чтобы эксперимент был талантливым. Однако не считаю правильными экспериментальные форматы, когда актеры на сцене играют обнаженными или интимные сцены.

Семь премьер

Сколько спектаклей Армавирский театр драмы и комедии показывает в одном сезоне?

— Каждый год труппа готовит минимум семь новых спектаклей. Из них три или четыре — это вечерние взрослые, остальные – для детей. В репертуаре театра в каждом сезоне — от 12 до 15 спектаклей. Новые играют чаще, а постановки прошлого сезона включаем в афишу реже.

— До пандемии было так же или прослеживается тенденция снижения количества спектаклей?

— Такое же количество было и до пандемии. Когда театр не встречался со зрителем, мы репетировали спектакли. А когда театр открыли для зрителей, чуть ли не каждую неделю давали премьеры – столько их у нас накопилось.

— Есть ли в театре спектакль-долгожитель, который показывали несколько сезонов подряд?

— В среднем спектакли живут четыре года. Армавир – город небольшой, в нем нет массового сообщества театралов. Поэтому, чтобы поклонникам нашим зрителям не наскучили постановки, стараемся не показывать спектакль больше четырех сезонов. В Москве же, куда едут театралы со всей страны, большинство спектаклей – долгожители.

Водевиль по Чехову

— У вас есть любимый спектакль в репертуаре армавирского театра?

— Конечно, я смотрю все наши постановки. Сначала — на репетициях, потом — во время сдачи спектакля. Наш театр один из немногих, где после развала Советского Союза сохранили художественный совет. Это помощь режиссерам и актерам, которые замечания и пожелания членов худсовета берут в работу.

А выделить любимый спектакль не могу. Но заметил, те, что мне кажутся неудачными, очень нравятся зрителям. Например, наша премьерная постановка «Униженные и оскорбленные». В день сдачи спектакля я сказал, что он долгий, и зрители не станут его досматривать. Однако он пользуется успехом. А моя жена, директор лицея, вернувшись после премьеры, сказала, что его нужно показывать, особенно старшеклассникам, изучающим творчество Достоевского.

— Какие премьеры ожидают армавирских театралов в ближайшее время?

— Как раз в апреле даем две премьеры. Это водевиль по двум произведениям Антона Чехова «Медведь» и «Предложение». Спектакль мы назвали «Руководство для желающих жениться». Вторая премьера для детей — сказка «Врун из тридевятого царства». Говорить же о репертуаре на следующий сезон пока рано.

— Планируете приглашать режиссеров-постановщиков со стороны? Такая практика позволяет дать новый импульс, привнести новое творческое видение, новые форматы.

— Сейчас в театре работают главный режиссер, Заслуженный деятель искусств Кубани Юрий Ковалев и режиссер-постановщик, Заслуженная артистка Кубани Татьяна Юдина. Мы планируем привлекать приглашенных постановщиков, но встает вопрос финансовых возможностей театра. Хорошие режиссеры не приедут работать в Армавир за небольшую плату.

Снежана Годлевская
Спектакли в армавирском театре живут четыре сезона. Столько времени, уверен директор театра, Заслуженный работник культуры России и Кубани Александр Абелян, нужно, чтобы постановку посмотрели все зрители и в то же время она им не надоела. Фото А. Ковязина

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях