Удивительно, как один маленький предмет может много рассказать не только о человеке, городе, но и о целой эпохе. Жительница Армавира Лариса Азаренко поделилась с «АС» полной драматизма семейной историей, свидетелем которой стала обычная пепельница со смешной надписью «Муж, не серди жену».
Без права выезда
Три поколения женщин в семье Ларисы Владимировны передают фарфоровую пепельницу друг другу. Первой ее обладательницей стала Анна Меланьина (в девичестве Ромахова). На память о себе она передала реликвию родной сестре Анастасии — по мужу Елисеевой. От нее пепельница попала в руки матери Ларисы, а потом к ней.
— Анна была замужем за Григорием Меланьиным, который происходил из известного купеческого рода со Ставрополья. Сегодня в городе Благодарный сохранились дома, построенные этими коммерсантами, — рассказывает Лариса Азаренко. – Когда-то даже улица в Благодарном была названа в их честь.
Ставропольский писатель Владимир Пузиков пишет книгу о купцах Меланьиных. Историю семьи он изучал не только по статьям из газет и воспоминаниям, но и по делам из архива ГАСК.
По собранной писателем информации, Григорий Меланьин (Меланин) родился в 1890 году. В возрасте 27 лет имел 59 десятин земли. Если перевести в современную метрическую систему, это составляет 1,09 гектара.
Второй женой Григория стала Анна Ромахова, которая как раз и приходилась сестрой бабушки армавирки Ларисы Азаренко. Все три сестры – Евдокия, Анастасия и Анна переехали на Ставрополье из Сарпинского уезда Астраханской губернии. Сначала они жили в селе Овощи, а затем переселились в село Благодарное Благодарненского уезда.
— В начале 30-х годов прошлого века во время массовой сельскохозяйственной коллективизации гонениям подвергались зажиточные крестьяне, бывшие купцы, священнослужители, участники Белого движения, — рассказал Владимир Пузиков. — Органы ОГПУ проводили обыски у граждан, подозреваемых в антисоветской деятельности. Затем их арестовывали, допрашивали, выселяли семьями в специальные зоны, в трудовые поселки, без права выезда.
Меланьины ожидали ареста со дня на день. К тому времени у супругов было двое детей: сын Вячеслав, родившийся в 1925 году, и дочь Галина 1926 года рождения.
Как сообщил Владимир Пузиков, родная сестра Анны Анастасия Елисеева (Ромахова), чтобы ее племянники не умерли от голода и холода или не попали в детский дом, уговорила мужа забрать детей к себе. К счастью, это случилось своевременно, до того, как бывший купец Григорий и его жена органами ОГПУ были арестованы и отправлены на поселение в 4-й Трудпоселок Прикумского района Северо-Кавказского края. Однако 26 июня 1937 года Григория Меланьина вновь арестовали и по приговору Тройки НКВД по Орджоникидзевскому краю расстреляли.
Свидетельство феминизма
Вместе с пепельницей еще до ареста Анна передала сестре серебряные рюмки. Но, как рассказала Лариса Азаренко, именно небольшой пепельницей бабушка дорожила больше всего.
«Муж, не серди жену» – такая фраза написана на фарфоровом предмете. Надпись всегда была предметом шуток в семье, вызывая смех. Долгое время Лариса Азаренко не придавала значения этим словам. Но когда читала книгу Ильфа и Петрова «Золотой теленок», обнаружила, что в ней упомянут аналогичный предмет. Оказалось, выражение было популярно, и его часто наносили на столовую посуду в XIX-начале XX века. В то время зарождалось движение за расширение прав женщин, и подобные фразы способствовали распространению этой идеи.
На обратной стороне пепельницы расположены два клейма. Одно принадлежит Торговому дому Семена Ивановича Великанова из Ростова-на-Дону. Второе указывает, что пепельница изготовлена на Рижской Фарфоровой фабрике Карла Якоба Эссена.
Дети репрессий
Лариса Азаренко рассказала, что ее бабушка с дедушкой специально дали племяннику Вячеславу свою фамилию, чтобы не испортить юноше жизнь. Он был записан Елисеевым, а не под родовой фамилией Меланьин. Несмотря на трагедию в своей семье, парень вступил в ряды красноармейцев и защищал Родину от фашистов. После войны продолжил службу в армии.
Галине родственники помогли получить медицинское образование. К сожалению, и она, и ее брат смутно помнили своего отца. Его образ больше был сформирован по воспоминаниям Елисеевых.
Забытая Анна
Мать Галины и Вячеслава Анну ждала трагическая участь. За женщиной навсегда закрепилось клеймо «лишенки». Она была бесправным и забытым человеком в родной стране. Остаток своих дней прожила в землянке.
— Бабушкина сестра умерла в нищете и забвении, — сообщила Лариса Азаренко. – Бабушка Настя всегда с тоской вспоминала о ней. Правда, не знаю, почему она с особым трепетом относилась к пепельнице. До своих последних дней она просила сохранить этот предмет.
Пепельницей в семье Ларисы никогда не пользовались. Сейчас она стоит рядом с семейными портретами. Увидев почти новенькую пепельницу, многие гости удивляются, узнав ее возраст. Она выглядит так, будто ее купили недавно. Лариса Азаренко считает, что даже в доме Меланьиных ею никто никогда не пользовался.
— Бабушка с теплотой рассказывала о Григории и Анне. Его она характеризовала, как человека исключительно честного и благородного. Подумайте сами, тогда слово купца дорогого стоило. Не зря Меланьины пользовались большим уважением в Благодарном, — говорит Лариса Азаренко. – Анна была искусной швеей. Местная аристократия делала у нее заказы.
Жительница Армавира предполагает, что пепельница в ее семью скорее всего попала в качестве благодарности за хорошую работу. В семье Азаренко фарфоровую реликвию и дальше будут передавать из поколения в поколение.
Виктория Александрова
Фото Ларисы Азаренко.