Как журналист Екатерина Решетникова научилась «Шалахо»

Как журналист Екатерина Решетникова научилась «Шалахо»

Когда на редакторской планерке мне было поручено подготовить материал к проекту «Другой опыт», то сомнений не возникло: я станцую. Мечту детства помогла воплотить в жизнь Гаянэ Мурадянц — помощница руководителя школы танцев Эдгара Тохяна. С ней мы выбрали популярный кавказский танец «Шалахо».

 

Сначала думала попробовать бальные танцы вроде румбы или ча-ча-ча. Сегодня многие студии приглашают заниматься ими женщин всех возрастов. Модное направление начало развиваться и в Армавире. Но не получилось договориться с руководителем такой студии, чему я потом была рада.

 

Один на всех

На занятие Гаянэ попросила прийти в удобной спортивной одежде, вместо кроссовок — теплые носки или чешки, с собой взять бутылку воды. Наставница оказалась молодой девушкой с богатым хореографическим опытом. Гаянэ танцует под руководством Эдгара Тохяна с 2004 года, когда был создан танцевальный художественный коллектив «Эдельвейс». Харизматичному ансамблю с репертуаром армянских, грузинских, русских, чеченских танцев понадобилось примерно пять лет, чтобы достигнуть высокого звания «народный». Сегодня коллектив называется «Армавир». Завоевав творческий авторитет у горожан, Эдгар Тохян открыл собственную Школу танцев. И «Армавир» — его визитная карточка.

 

Зал, в котором проходило занятие, был похож на фитнес-центр: мягкий линолиум на полу, а стены до потолка увешаны зеркалами. В дальнем углу оборудована костюмерная, дверь которой была приоткрыта и оттуда виднелись ярко-красные, синие платья с национальными узорами.

 

Заметив мой интерес, Гаянэ объяснила, что костюм подбирается к каждому танцу. У «Армавира» уже 20 постановок, столько же и видов костюмов. Их дизайн продумывает Эдгар Тохян. Например, к лирическому танцу девушкам шьются платья, скромность которых подчеркивается деталью на рукаве, прикрывающем часть кисти.

 

— Костюмы заказываем у мастериц в Армении, — говорит Гаянэ. — Они нас ни разу не подвели.

 

На выбор хореограф предложила станцевать лезгинку, спокойный армянский танец и более динамичный «Шалохо». Меня своим названием привлек последний. Гаянэ провела небольшой исторический экскурс. Сейчас уже никто не определит истоков этого танца. Армянский он? Азербаджанский? Или грузинский? Кавказский. Его танцуют многие горские народы и считают родным, исконным. В «Шалохо» переплелись культуры горцев, их понимание прекрасного. В этом ценность танца — он один на всех.

 

Как журналист Екатерина Решетникова научилась «Шалахо»

Фото Александра Ковязина

Первый урок

Итак, урок начался. Обычно занятие с детьми длится два часа. Столько времени я физически оказалась не готова танцевать. Выдержала половину. На первый взгляд движения показались простыми, но они потребовали выносливости. Весь танец исполняется на носочках или, как сказала моя наставница, на полупальцах. В кавказских народных танцах, например, лезгинке, есть элементы, требующие от артиста встать полностью на пальцы, как балерина, но их немного.

 

Продержаться танец на носках может только тренированный. Я то и дело теряла равновесие, соскальзывала на всю стопу. Но главное, у меня не было легкости в движениях, наоборот, я производила впечатление слона в посудной лавке. Было понятно, что сначала движения надо довести до автоматизма, и только потом вырабатывать у себя легкость. Ведь Гаяне танцевала так, будто в воздухе парила.

 

Сложность в простоте

Особенностью народных танцев является их «простота». Никаких трюков, физически сложных элементов в них нет. Ведь танец народный, поэтому он должен быть доступен и молодице, и женщине в возрасте. Эдгар Тохян, следуя традиции, не стремится к экспериментам. Эффект кавказских танцев кроется в массовости артистов, синхронности движений и «плетении» рисунка.

 

— Их красота в рисунке, который складывается из плавных движений руками и энергичных — ногами, — наставляла меня Гаянэ. — Чем больше рисунков, тем изящнее и интереснее танец.

 

Под медленный счет хореографа я училась работать ногами: тянуть носок, правильно сгибать ногу в колене, так, чтобы она не задиралась высоко. Сначала все происходило как в замедленной съемке, чтобы было понятно, куда ставить ногу, как правильно вытянуть ее вперед, подпрыгнуть и вернуться в исходное положение. И снова по кругу…

 

Разучив первый элемент, приступила ко второму, более сложному. Добавились приставные шаги в сторону.

 

Третьим этапом стало изучение движений руками.

 

— Нельзя сильно сгибать руку в локте, иначе коряво получится, а нам нужно добиться красивой дуги, — продолжала Гаянэ.

 

Она показала, как правильно ставить руку, сделав акцент на то, что кисть не надо сильно заводить за голову, достаточно едва коснуться волос.

 

Самым сложным для меня оказалось соединить все три элемента. Несмотря на то, что хореограф считала очень медленно и это облегчало задачу, я не справлялась. Постоянно сбивалась, не в той последовательности выполняла движения. Приходилось часто останавливаться и начинать сначала. И только раз на -дцатый у меня стало хоть что-то получаться.

 

Как журналист Екатерина Решетникова научилась «Шалахо»

Фото Александра Ковязина

Коронный «Сардарапат»

— Одного занятия мало. Этого времени не хватит даже, чтобы научиться танцевать элементарный танец невесты, который мы тоже преподаем желающим, — успокоила меня Гаянэ. — На разучивание его движений нужно потратить день. А на подготовку танца наши артисты тратят не меньше месяца, неделя за неделей отрабатывая каждое движение. И это с учетом того, что основная группа, выступающая на мероприятиях и концертах, уже знакома с базовыми движениями кавказских танцев.

 

Как выяснила, в Школу танца Эдгара Тохяна берут пятилетних малышей. Занимаются с ребятами до совершеннолетия. Способные и трудолюбивые артисты составляют костяк народного ансамбля «Армавир». Танцевальную школу посещают армавирцы всех национальностей: русские, армяне, чеченцы, грузины. Когда, например, смуглые артисты танцуют русские народные танцы «Калинку» или «Хоровод», зал сразу же взрывается аплодисментами. В последнем на сцене задействованы 24 девочки. Не везде девчонки помещаются на сцене, по этой причине «Калинку» исполняют чаще.

 

Но коронный танец «Армавира» — «Сардарапат», который Эдгар Тохян придумал сам. С ним коллектив занимал первые места на конкурсах и фестивалях, с ним завоевал звание «народного».

 

— Где мы только не были с этим танцем, — вспоминает Гаянэ. — Мы им гордимся. В нем строим пирамиду из парней. Представьте, артист весом 70-80 кг поднимает такой же вес. Наверное, это единственный раз, где в танце показываем трюк.

 

Как журналист Екатерина Решетникова научилась «Шалахо»

Фото Александра Ковязина

На одной волне со зрителем

Танец «Шалахо» я разучивала под музыку современного композитора Ары Геворгяна. В других танцах «Армавира» может использоваться народная музыка.

 

Но как отметила Гаянэ, зрители эмоционально реагируют не на музыку и даже не на костюмы артистов, а на то, насколько синхронно выполняются движения. Когда 16 девочек делают «волну», зал взрывается аплодисментами.

 

— В одном танце девочки сидят полукругом. Я же выступаю в мужском костюме и начинаю крутиться — делать повороты с большой скоростью. На сцене Дворца культуры мне не хватало места, приходилось обегать сцену за кулисами и снова начинать вертеться. Зрители думали, что это разные танцоры. А в конце я снимала папаху и по рассыпавшимся косам было понятно, что это девушка. Овации были мне обеспечены, — смеется Гаянэ.

 

Она не случайно говорит о выступлениях в прошедшем времени. Когда начался карантин, то о концертах, массовых мероприятиях танцевальному коллективу пришлось забыть. Но сейчас, с ослаблением карантинных мер, «Армавир» готовит сольную программу, которую хочет представить зрителю в мае. Гаянэ надеется, что их планы не сорвутся, и армавирцы снова встретятся с любимым ансамблем.

 

— Когда потемплеет, «Армавир» можно будет увидеть в разных районах города. Эдгар часто нас собирает. Мы включаем музыкальную колонку и танцуем. Правда, без костюмов, но от этого наши танцы не становятся менее эмоциональными и красивыми, — пригласила меня на выступление коллектива Гаянэ.

 

Действительно, танцующих мальчишек и девчонок можно было увидеть в Черемушках, в Заветном, по улице Ефремова. После занятия подумала: потренируюсь дома и тоже смогу присоединиться к ребятам, живущим в ритме танца. Но для этого надо научиться, как Гаянэ, парить в воздухе.

 

Как журналист Екатерина Решетникова научилась «Шалахо»

Фото Александра Ковязина
Екатерина Решетникова
Фото Александра Ковязина

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях