Как кубанские ассирийцы сохраняют национальную идентичность

Как кубанские ассирийцы сохраняют национальную идентичность

В 25 километрах от Армавира в Курганинском районе есть село Урмия. Это родина российских ассирийцев.

И хотя сейчас местная молодежь, окончив школу, спешит из села разъехаться в большие города, Урмия остается точкой притяжения для представителей этого древнего народа.

 

На заработки в Армавир

В Армавире ассирийцы появились в конце ХIХ века. Доцент кафедры всеобщей и отечественной истории АГПУ Сергей Ктиторов в очерке об истории армавирских ассирийцев писал: «Первые известные нам документальные свидетельства о появлении ассирийцев в Армавире относятся к 1880-м годам. Так, 15 мая 1882 году на заработки переехал из Персии Агаси Айвазов. Этот молодой 20-ти летний ассириец устроился рабочим на один из местных кирпичных заводов. Не исключено, что он переселился на Кубань вместе со своими родными».

 

В 1887 году в Армавире обосновался 29-ти летний ассириец Иосиф Юнанов, который до этого жил во Владикавказе. Он пошел в рабочии на кирпичный завод. Со временем Иосиф разбогател и открыл собственное предприятие, став хозяином кирпичного завода. Но в списке лиц, пострадавших от большевиков в 1918 году, есть и его фамилия.

 

В 1890 году в Армавире поселился Лазарев Баба Аджай, позже ставший председателем кирпичного квартального комитета.

 

Вместе с казаками

Семьями же ассирийцы стали заселяться на Кубани в начале ХХ века. Под Армавир они потянулись благодаря казакам казачьего полка Лабинского округа, стоявшего в составе русских войск в Северной Персии — исторической родине ассирийцев. Опасаясь уничтожения на территории Османской империи, они искали территории для переселения.

 

— Лабинские казаки, с которыми ассирийцы-христиане подружились, пригласили наших предков на Кубань. Они понимали, чтобы выжить, нужно следовать за православной Россией, — поясняет председатель ассирийской ассоциации Краснодарского края Алла Георгизова. – Казаки выделили им так называемые константиновские земли — окрестности станиц Курганской, Константиновской и других, куда ассирийцы стали переселяться семьями.

 

К 1917 году в Армавире проживало несколько сотен ассирийцев, вероятно, 500-600 человек. В 1924 году Армавирский исполком выделил им 300 гектаров земли, и земледельцы по призванию ассирийцы-изгнанники основали село Урмию. Назвали его в память о месте своего происхождения. В переводе с ассирийского «урмия» означает «колыбель вод».

 

Сто лет как малая родина

В сентябре 1925 года в Армавире по инициативе просветителя Ушаны Бедроева открыли ассирийскую школу. Семь лет спустя его же стараниями было организовано ассирийское отделение при Армавирском педагогическом техникуме. Тогда преподавателей для национальных школ готовили только в Ленинграде и Армавире. В городе организовывали краткосрочные курсы ассирийских учителей.

 

— Там преподавал мой свекор, — рассказывает Алла Георгизова. – Потом ему предложили уехать в Урмию, где он работал в школе.

 

Сегодня жители села преимущественно православной веры. Здесь действует ассирийский православный храм. Как отмечает председатель ассирийской ассоциации края, в России существует всего три христианских ассирийских храма: в Урмии, Краснодаре и Москве.

 

Среди известных уроженцев кубанской Урмии — целительница и астролог Джуна Давиташвили, политический и общественный деятель Михаила Садо, футболист Александр Алхазов, Герой Советского Союза Ладо Давыдов.

 

— Сейчас ассирийцев в Урмии стало меньше — молодежь, окончив школу, покидает село, переезжая в город. Но Урмия остается нашей малой родиной. В 2024 году село отметит свое столетие, — говорит Алла Георгизова.

 

Погружение в традиции

Тридцать лет в Урмии краевая община проводила национальный фестиваль Хоба. Его название означает мир, здравие и любовь. Когда ассирийцы произносят тост за здравие, то говорят: «Хобоху».

 

Сегодня главная задача общины – сохранить национальные традиции и язык. Для этого в Урмии десять лет назад организовали ассирийскую деревню — летний лагерь, где отдыхают дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Шахт, Краснодара, Новороссийска, Крымска и других городов, где живут представители этноса. Две недели ребята живут в среде, максимально приближенной к традиционному быту и культуре ассирийцев, осваивают жизнь на селе. В организации детского отдыха помогают 15 волонтеров. За сезон лагерь принимает 60-70 юных ассирийцев.

 

— Некоторые городские дети семи-восьми лет даже не знают, откуда берется молоко. А в лагере они не только ухаживают за животными, но и учатся доить корову, — рассказала Алла Георгизова.

 

В ассирийской деревне дети изучают родной язык, национальные танцы, историю, культуру, традиции. Разъехавшись, они продолжают общаться, дружить. Некоторые, повзрослев, создают семьи. У одной пары уже родились двое детей. Так ассирийцы стараются сохранить национальную идентичность.

 

Летний лагерь дневного пребывания есть и при церкви в Краснодаре. В прошлом году его посещали 28 ребят.

Как кубанские ассирийцы сохраняют национальную идентичность

Армяне и ассирийцы часто спорят по поводу того, кому из них принадлежит авторство рецепта харисы — пшеничной каши с курицей. Фото из открытых источников.

Окрошка со вкусом востока

Ассирийская кухня интересна и многообразна. Одно из самых популярных ее блюд – кария. Оно представляет собой тушеное мясо. Для его приготовления ассирийцы берут говядину, режут на большие куски и за три дня до готовки засаливают в воде. Мясо возьмет соли столько, сколько необходимо. Затем говядину промывают и тушат в небольшом количестве воды. Мясо должно стать рыхлым. После этого берут немного топленого масла и добавляют в тушеное мясо, сверху закрывают его крышкой.

 

— Приготовленное по такому рецепту мясо долго хранится. У меня в холодильнике оно стоит с лета, — говорит Алла Георгизова.

 

Еще одно блюдо – хариса. Это пшеничная каша с курицей. Армяне и ассирийцы часто спорят по поводу того, кому из них принадлежит авторство рецепта.

 

Для его приготовления желательно взять домашнего петуха, положить его в кастрюлю и засыпать туда два килограмма пшеничной крупы. Все ингредиенты заливаются водой. Блюдо готовится на медленном огне. Как пояснила Алла Георгизова, некоторые ассирийки варят харису всю ночь. Когда птица готова, мясо вытаскивают, выбирают из него все кости и кладут обратно. Получается необыкновенно вкусно.

 

Обычно блюдо накладывают в тарелку. В порции делают небольшое углубление, куда добавляют топленое масло. Хариса является традиционным рождественским блюдом. Кстати, Рождество — один из главных праздников ассирийцев.

 

Еще одно нациоанльное блюдо — бушала. Готовится оно на домашней простокваше. В молочный продукт добавляют немного воды и ставят на медленный огонь. Чтобы простокваша не свернулась, хозяйке нужно долго мешать ее ложкой. Когда все закипит, добавляется ложка муки, пшеничная крупа, яйцо. Все это хорошо перемешивается и варится пока не закипит. В конце добавляют мяту. По желанию можно кинуть кинзу, укроп, сельдерей.

 

— Бушале чем-то напоминает русскую окрошку. Летом мы его едим холодным, а зимой теплым, — поясняет Алла Георгизова. – Туда можно добавить перец чили, это придаст блюду некоторую пикантность. Вообще национальная кухня ассирийцев богатая.

 

Но основа ее, как отметила председатель национальной общины, — крупы. Земледельцы-ассирийцы испокон веков выращивали зерновые культуры. Мясо ели не часто. Ассирийцы любят красную фасоль. Еще одна особенность национальной кухни – любовь к свежей зелени. Без нее в семьях за стол не садятся.

 

Ассирийский Новый год

Раньше Новый год — Хаб’Нису — ассирийцы праздновали 1 апреля. Его отмечали 12 дней и ночей. Начинался он в конце марта, но главной была ночь на 1 апреля. Этот праздник сопровождался карнавалами, шествиями.

 

— Люди обязательно много готовили, ходили друг другу в гости, навещали родственников, — рассказывает Алла Георгизова. – Это был чисто семейный праздник.

 

По легенде, в последний день года — 1 апреля — ассирийский царь отдавал свой трон шуту, который мог казнить, миловать, раздавать почести, распоряжаться казной. Такое правление длилось ровно сутки, после чего все возвращалось на круги своя. Поэтому многие историки считают, что День смеха трансформировался именно из ассирийского Нового года. Алла Георгизова уверена, что так и было, ведь 1 апреля отмечали с древних времен.

 

Современные ассирийцы в первый день апреля не празднуют Новый год, потому что он выпадает на Пасху или Великий пост. А ведь пост — это не только воздержание от еды, но и от разгульного веселья.

 

— Ассирийцы очень верующие люди, поэтому большинство старается поститься, — поясняет Алла Георгизова.

 

В мире же Хаб’Нису празднуют по-разному. Где-то устраивают шествия с флагами, транспарантами, ездят на колеснице. На Кубани ассирийцы отмечают начало года скромнее. Они собираются на концерт, где перед ними выступают национальные ансамбли.

 

 

Виктория Александрова

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях