Протоиерей Павел Калинин о том, когда пойдет в церковь типичный представитель общества потребления

Протоиерей Павел Калинин о том, когда пойдет в церковь типичный представитель общества потребления

Спасение открывается нам через некую внутреннюю дверь сердца, ключи от которой находятся у нас самих, говорит настоятель Свято-Троицкого собора, кандидат философских наук, магистр богословия протоиерей Павел Калинин.

Во время Великого поста «АС» поговорил со священником о том, чем отличается ближний от близкого человека, почему молодежь приходит к Богу и зачем нужно исповедоваться?

— Вы стали настоятелем Свято-Троицкого собора в мае 2020 года. Какие проблемы пришлось решать в первую очередь?
— Смена настоятеля всегда влечет за собой организационные, юридические вопросы, поскольку приход является зарегистрированной юридической организацией. Новый настоятель должен в краткие сроки изменить документацию. К тому же идет реконструкция собора, поэтому необходимо было вникнуть в вопросы технической документации. Поэтапно совместно с администрацией города решаем вопросы финансирования строительства нового здания собора.

— В Вашем приходе много молодых людей?
— Большинство прихожан — люди среднего и старшего возраста, но и молодежи у нас немало. Молодые люди активно участвуют в жизни прихода: помогают подготовить храм к большим праздникам, занимаются с детьми в воскресной школе, помогают пожилым прихожанам. Обычно у молодых людей еще нет особых обязанностей перед семьей и обществом, большинство пока постоянно не работает. Поэтому есть возможность и время чем-то заниматься в Церкви.
Сейчас заметно снизилось число молодых людей, желающих жить церковной жизнью. Почему молодежь не идет в церковь? Думаю, это особенность времени. Типичный представитель общества потребления массово пойдет в церковь тогда, когда будет заинтересован что-то там получить. Готова ли церковь такой ценой привлекать молодежь? Думаю, нет.
И все же почему молодежь приходит? Сложно представить себе человека, которому не нужна поддержка. Сейчас, в эпоху виртуального общения, когда связи между людьми становятся все менее тесными, для многих людей, словно для Робинзона Крузо на острове, основным видом общения становится общение с самим собой. Такой человек либо разлагается в своих мыслях, либо ищет Бога. Робинзон выбрал второй вариант и не прогадал, как известно. Еще больше поучительных примеров можно найти в житиях святых Православной Церкви.

— Какого человека можно назвать верующим?
— Понятие веры можно рассматривать с двух точек зрения: вера как уверенность в существовании Бога и вера как доверие Богу. Но мало знать, что Бог есть. В Священном Писании есть такие строки: «Ты веруешь, что Бог один: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иакова 2:19). Совершенно очевидно, что ни о каком доверии демонов Богу не может быть и речи, а значит, второе определение веры выше. Насколько человек может довериться Богу, настолько будет качественна его духовная жизнь. Отцы Церкви призывают полностью довериться Богу, положиться на Его благую волю и не забывать, что Он заботится о каждом человеке.

— Как вера проявляется в поведении человека или в том, как он решает этические вопросы?
— Христианская этика – это осмысление моральных поступков людей, основанное на том, что говорит нам Господь. Абсолютно ясным представляется призыв Священного Писания к доброму поведению: «мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иакова 3:13). Добродетельная жизнь христианина, проявляющаяся в его отношениях, характере, поведении и внешнем виде, должна быть настолько очевидной, чтобы окружающие его люди перестали злословить , а, наоборот, «увидя добрые дела…, прославили Бога в день посещения» (1 Петра 2:12).

— Вы исповедовали людей. Что для исповедующегося самое сложное?
— Понять первопричину греха. На языке Церкви это означает понять, какая страсть склоняет человека к греху, и бороться с ней. Озвучивание на исповеди списка грехов — это хорошо, но этого недостаточно для продвижения вперед в духовной жизни.

— Люби ближнего своего. А кто он ближний? Чем он отличается от близкого человека?
— Ближний это тот, кто нуждается в тебе, в твоей помощи прямо сейчас. И в отличие от близких родственников, которых мы зачастую видим каждый день, человек, которому мы оказали помощь, может один раз появится в нашей жизни. Лучше об этом сказал Господь в притче о добром самарянине. Один человек шел из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, ограбили его, избили так, что он не мог подняться с земли. Шел тем же путем священник, посмотрел на раненого и прошел мимо, потом также прошел мимо служащий храма. Но нашелся добрый человек, самарянин, который помог ограбленному, перевязал ему раны, отвез в гостиницу и наперед оплатил время проживания в ней больного человека, пока тот не вылечится. Вот этот самарянин был ближним тому человеку, которому оказал помощь.

— Чему учитесь Вы в преддверие Пасхи?
— В Великий пост не стоит задачи в той или иной форме встретить Пасху. Каждый пост для христианина — это ступень к духовному совершенству, а не так, что постились, молились, встретили Пасху, а дальше живем как придется. Поэтому в соответствии с духовным ростом для каждого человека открываются возможности, чему можно научиться. Несомненно помощь другим, добрые дела, молитва — это неотъемлемая часть жизни христианина на протяжении всего года, а не только поста.

— Зачем в пост отказываться от мяса, если главное не грешить?
— Действительно, гастрономическая составляющая поста не главная. В одном патерике (это жанр христианской аскетической литературы, сборник дидактических новелл о духовных подвигах христианских отшельников и монахов, известных своим благочестием или аскетизмом, и их учительных изречений) я читал о старце, который, когда занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, в душе осудил старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он голос Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило.
Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.

— Бог не спасает нас без нас. Как это понимать?
— Как сказал святитель Афанасий Великий: «Бог спасает нас не без нас». Спасение души – это путь соработничества Бога и человека. В ответ на наши усилия Бог дает Свою благодать, оказывает нам помощь и содействие. «Се, стою у двери и стучу» – говорит Спаситель (Откровение Иоаанна Богослова 3:20). Спасение открывается нам через некую внутреннюю дверь сердца, ключи от которой находятся у нас самих.
Господь приходил в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (???ЕВАНГЕЛИЕ ОТ?? Луки 19;10). Он преподал людям Свое Божественное учение, показал личный пример для подражания и, главное, в крестных муках искупил человечество от греха, проклятия и смерти. И теперь этот путь, который прошел Христос от Голгофы до воскресения и вознесения, открыт каждому из нас.
Святые отцы говорили, что только тот человек воскреснет со Христом, кто с Ним сначала распнется. Поэтому Церковь предлагает нам путь несения креста, который проявляется в самоотверженности, исполнении заповедей, послушании воли Божьей. И одновременно Церковь – это источник воскресения, неиссякаемый родник благодати, спасающей и преображающей человека. Той благодати, которая есть только в Церкви и открывается в ее Таинствах. Все, что требуется от нас, – это откликнуться на призыв Господа: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матфея 16, 24). Все остальное приложится.

— Что дает совместная молитва семье?
— Необходимость совместной молитвы в семье понимали всегда. В счастливой христианской семье, по словам Тертуллиана, одного из выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов, одним из первых выразивший концепцию Троицы, «супруги вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся, взаимно ободряют друг друга и руководят. Они равны в Церкви и в общении с Богом, равно делят бедность и обилие, ничего один от другого скрытого не имеют и не в тягость друг другу. Они вместе поют псалмы. Иисус Христос радуется, видя их такое домоводство, посылает мир Свой на дом сей и обитает в нем вместе с ними».
Совместные домашние молитвы супругов идут к нам, как образцы жизни от самого раннего христианства. Имея молитвенное общение, можно не только видеть и сознавать, но и ощутить свою супругу или супруга как сонаследницу или сонаследника благодатной жизни, которая начинается здесь, на земле. Содержание и формы домашних супружеских молитв могут быть весьма разнообразны. Они определяются душевной потребностью, религиозным опытом мужа и жены, жизненными событиями, которые переживает семья или близкие ей люди. 
 

Анна Омельченко

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях