До сих пор Алексей Титов помнит хоккейный матч в Невинномысске, на который взял его отец. Настоящий! Где выступала армавирская команда. Этот ледовый поединок остался одним из самых ярких детских воспоминаний.
В канун Дня уважения к родителям корреспондент «АС» поговорила с депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края, заместителем председателя комитета ЗСК по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике о том, за что его наказывали в детстве, именами на какую букву называют детей в семье Титовых и почему родители всегда правы.
Беседы с отцом
— Семья Титовых известна и уважаема в Армавире. Ваш отец Николай Иванович был руководителем крупного завода, депутатом. В детстве и юности вы осознавали, что надо соответствовать?
— Безусловно. Родители всегда говорили, что залог успешного будущего — хорошее образование. И я старался не подводить их, хорошо учился, много читал. Отец был известным в Армавире человеком, но на моё общение с друзьями это не влияло. Они были открытыми и позитивными.
— Но вряд ли вы в юности мечтали сделать карьеру парламентария?
— Я мечтал стать моряком и даже планировал поступать в Нахимовское военно-морское училище. Да и мама хотела, чтобы сын был офицером. Читал много книг о капитанах кораблей, путешествиях. Однако в училище принимали после окончания девятого класса, а я решил учиться 11 лет. Уже потом остановился на специальности «Государственное и муниципальное управление». Окончил Пятигорский государственный лингвистический университет.
— На такой выбор профессии повлияли родители?
— Даже в старших классах мне были интересны вопросы политики и развития Армавира. Об этом часто дома говорил отец, который тогда уже являлся депутатом городской Думы, позже — депутатом ЗСК. Мы много беседовал с ним. Наверное, это сыграло свою роль в выборе специальности. А родители моё решение поддержали.
— Отец демонстрировал вам, насколько тяжелый его труд, сколько времени он занимает?
— Он часто брал меня на завод, показывал работу предприятия, отдельных цехов, свой кабинет. В первый раз меня удивило, что была суббота, но люди всё равно пришли на завод. Тогда отец объяснил, что порой необходимо выйти на рабочее место даже в выходной день.
Он часто ездил в командировки, и его возвращение становилось для нас праздником.
Правило убеждения
— Не бывает одинакового развития отношений между детьми и родителями. В каждой семье они разные. А какими были отношения между вами и родителями в вашем детстве?
— Хорошими, тёплыми. В семье инициатива моя и сестер не была наказуемой, если не выходила за рамки дозволенного. В средних классах я поступил в художественную школу. В подростковом возрасте стали меняться интересы и круг общения, и захотел бросить рисование. Но вспомнил, как родители говорили: если что-то начал, доведи дело до конца.
— И окончили художественную школу?
— Да. Правила, установленные родителями, мотивировали меня. Мама и папа до сих пор поддерживают наши начинания.
С ними связаны самые яркие воспоминания детства. Однажды отец взял меня на хоккейный матч в Невинномысск. Там выступала наша армавирская команда. Мы с мальчишками в хоккей играли на улице, сами заливали ледовое поле, а тут — настоящий матч!
Каждый год мы с сёстрами ждали летнюю поездку с родителями на море. Несмотря на большую загруженность на работе, они обязательно находили время, чтобы отправиться с нами в путешествие. И это становилось событием!
— Как были распределены роли родителей в вашем воспитании?
— У мамы Ирины Герасимовны педагогический стаж составляет 40 лет, четверть века она проработала заведующей детским садом. И так повелось, что домашние задания по гуманитарным предметам с нами делала она, а по точным — папа. Оба в равной степени принимали участие в воспитании детей.
— Николай Иванович был строгим отцом?
— Строгим, но справедливым. Благодаря ему хорошо усвоил, что за свои проступки нужно отвечать. Если я напроказничал, то мы с ним это обсуждали и вместе исправляли последствия.
— А за что вас наказывали?
— Как таковых наказаний у нас в семье не было. Если провинился, давали задание прочесть книгу.
Однажды летом родители запретили уезжать из дома на велосипеде. Мальчишки же собрались купаться на реку Кубань, и я — с ними. Но не доехал. По дороге меня увидели мама и папа, возвращавшиеся от бабушки. В итоге мой двухколесный транспорт конфисковали, и пришлось ходить пешком.
— Наверное, было обидно?
— Обидно было смотреть на друзей, которые гоняли на велосипедах. Но я понимал, что наказали за дело. В другой раз прежде, чем ослушаться родителей, думал о последствиях. Это воспитывало дисциплину.
Диалог с сыном
— Подростковый период — один из сложных во взаимоотношениях родителей и детей, начинающих отстаивать свою самостоятельность. Как этот этап прошёл у вас?
— Подростковый период прошёл спокойно. Возможно, причина в трудотерапии — я всегда был занят делом. По будням — учёба, помощь по дому. На выходных ездили работать на участок к бабушкам и дедушкам. У нас была дача, сажали там огород, копали картошку. Сил, наверное, не оставалось, чтобы натворить что-нибудь.
— Оценивая прошлое с позиции своего жизненного опыта, вы согласны со всеми решениями родителей?
— Я из тех людей, кто придерживается мнения, что родители всегда правы.
— Ваши дети тоже так думают?
— Моему сыну скоро исполнится 11 лет, и он не всегда считает, что родители правы. Иногда спорим с ним. Но, как известно, в споре рождается истина. С детьми всегда нужно вести диалог, обосновывать свою точку зрения.
Дедушкин день
— Правда, что у ваших родителей была невероятная история знакомства и создания семьи?
— Эта история известна в Армавире. Во время освоения целины в Казахстане был образован совхоз «Армавирский». Свое название хозяйство получило, потому что большинство его работников были армавирцами. В 1979 году с визитом туда отправились представители нашего города, в числе которых и мой отец — тогда первый секретарь горкома ВЛКСМ. В совхозе он встретил маму, а через два дня увёз её в Армавир. Они поженились и 43 года живут душа в душу.
— Вы перенесли в свою семью модель поведения своих родителей?
— Безусловно. Маму и папу считаю для себя примером семейной жизни. Между ними всегда царили тёплые отношения, взаимопонимание и поддержка. Особенно заметно это было в тяжелые девяностые и «нулевые» годы, когда они много работали, воспитывали детей, но проблемы решали спокойно, разговаривая друг с другом. Те трудности только сплотили их, сделали семью ещё крепче.
— У Титовых есть семейные традиции, ритуалы, которые передаются из поколения в поколение?
— Есть традиция, которую мы называем «дедушкиным днём». Каждую пятницу или субботу все дети и внуки едут к родителям, чтобы провести время вместе. Внуки остаются на ночёвку, общаются друг с другом. Так было и в моём детстве, когда мы с сёстрами отправлялись к родителям отца в Старую Станицу или к родителям мамы в станицу Советскую.
А ещё имена всех детей в нашей семье начинаются на букву «А». Её заложили родители: меня зовут Алексей, моих сестёр — Анастасия и Аксинья. Сына я назвал Арсением, дочь — Алиной. Племянники — Аким, Анисья, Аверьян, Аристарх, Анастасия.
Слушать и слышать
— В начале августа отмечают День уважения к родителям. На ваш взгляд, что такое уважение к родителям?
— В первую очередь, почтение к старшим. Всегда помню, что дало мне родительское воспитание, какой стержень сформировало во мне.
— А дети должны уважать родителей априори, по умолчанию, или взрослые должны заслужить их уважение?
— Пока дети маленькие, они должны априори уважать своих родителей. Но по мере их взросления отец и мать обязаны заслужить доверие своими поступками, отношением к окружающим. Эта граница понимания приходится как раз на подростковый возраст. Родители должны стать авторитетом для детей, дать им ориентир в жизни.
— А обязаны ли взрослые дети слушаться родителей?
— Они должны прислушиваться к их мнению. Но взрослые дети имеют свой жизненный опыт, свою точку зрения на многие вопросы. Мы с отцом часто дискутируем, есть темы, в которых наши мнения совпадают, есть те, где расходятся. Но во время обсуждения я перенимаю его богатый опыт, а он впитывает новые веяния, тенденции. И это нормально. Дети и родители должны уметь не только слушать, но и слышать друг друга.
Семья важнее
— Существует мнение, что родители не должны быть для детей друзьями, они занимают особое, авторитетное место в семейной иерархии. Вы с этим согласны?
— Если дело касается воспитания и развития ребенка, то родители должны быть авторитетом. А в вопросах отдыха, семейных развлечений и увлечений важно стать ему другом. Чтобы он понимал, что папа и мама могут не только поучать, но и поиграть с ним, повеселиться.
— Что нужнее детям: строгость или более мягкое воспитание с проявлением ласки?
— Важно сочетать «кнут» и «пряник», по необходимости поощряя или применяя строгость. Все должно быть в меру. Поощрение сподвигнет ребёнка к послушанию, а строгость сформирует его личностные качества, те же дисциплинированность, ответственность. Иногда сын по утрам не хочет идти на тренировку. Чтобы мотивировать его, привожу примеры из жизни его кумиров, их достижения. Но иногда включаю строгость.
— А что следует привить ребёнку, чтобы он в жизни понял самое важное?
— Научить трудолюбию. Это поможет ему получить достойное образование и построить счастливое будущее. Хорошо помню слова родителей, что 70 процентов успеха зависит от самого ребёнка, а оставшиеся 30 — это поддержка родителей и то, что они в него вкладывают.
— Бывают ситуации, когда приходится выбирать между реализованностью в профессии и семьёй. Если поставить на одну чашу весов карьеру, а на другую — семью, что выбрали бы вы?
— Однозначно семью. Близкие поддерживают меня в трудные минуты, всегда находятся на связи, если уезжаю в командировки. Современные технологии позволяют общаться даже на расстоянии, чего не было в моём детстве. Но каждую свободную минуту стараюсь уделять родным. Правда, стоит помнить, что благосостояние семьи зависит от развития карьеры.
Снежана Годлевская
Фото Александра Ковязина.