Новости Армавира
26.37
10.19
Погода в Армавире:
облачно с прояснениями +1
утро +5
день +8
00 : 43
31 января, 2023

Живая коллекция Александра Шагалова

Ольга Белолипецкая

Развитие. Преподаватель из Армавира на уроках литературы использует раритетные дореволюционные издания

Коллекционера книг Александра Шагалова можно сравнить с путешественником. Только путешествует он во времени. С каждым экспонатом своей коллекции погружается в минувшие эпохи.

Философия библиофила

Литература для Александра, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016» не увлечение, а работа. Он учит чтению. Но чтению вдумчивому, расширяющему горизонты знаний истории и природы человека.

Его коллекция насчитывает более трёх тысяч томов. Они, расставленные в шкафах согласно эпохе, занимают большую часть пространства. И кажется, что знают про этот мир всё.

Собирать редкие экземпляры Александр начал в студенческие годы. За 12 лет, которые ищет и приобретает ценные  книги, сформировал свою философию коллекционирования, выросшую из научных знаний, со своими законами и правилами. Среди сборников и фолиантов, хранящихся в библиотеке филолога, — только классика. Бульварной литературы нет.

— Я не покупаю любые антикварные книги. Собираю художественную литературу, труды по истории, исследования по египтологии, а также старинные учебники и пособия по методике преподавания, — пояснил Александр.

Самая старая книга в его коллекции — парижское издание 1810 года на французском языке.

В стиле рун

Его не интересует коллекционирование ради коллекционирования, когда книгу ценят только за редкость и красоту оформления.

— Я читаю свои книги, поэтому они живут, — уверен библиофил.

В коллекции Александра Шагалова — немало книг начала ХХ века. Есть изданные Товариществом издательского и печатного дела Адольфа Маркса. До Октябрьской революции многие книги, чтобы быть более доступными, выходили в мягких переплётах. Но покупатель мог заказать в издательстве твёрдую обложку. Например, обложка книги норвежского драматурга Генрика Ибсена оформлена в скандинавском стиле, шрифт заголовка напоминает рунический алфавит.

Есть книга рассказов Всеволода Гаршина с портретами, переложенными папиросной бумагой. Это издание Литературного фонда, выпущенное в 1907 году. Ценность этих изданий не только в красоте оформления, но и в справочном материале.

Анализ времени

В коллекции Александра Шагалова хранятся книги о казачестве. Среди его предков есть казаки.

— Меня увлекает генеалогия, и сейчас я по крупицам восстанавливаю свою казачью родословную, — рассказывает Александр. — Мои казачьи корни происходят из станицы Сенгилеевской (ныне Ставропольский край), поэтому интересует прежде всего история линейного казачества. Одним из последних приобретений стал малотиражный двухтомник П.Н. Стрелянова (Калабухова) «Казаки Кубанского Войска в Великой, гражданской войнах и эмиграции. Чины конных полков, пластунских батальонов, артиллерийских батарей, особых сотен, военно-учебных заведений и войсковых структур».

Дореволюционная методическая литература в его собрании редких экземпляров появилась тоже благодаря семье.

— Прадед был учителем, и меня заинтересовало, по каким книгам он мог работать, — говорит педагог. — Старинные учебники по словесности — это сокровище для филолога, они иллюстрируют, как преподавали язык в дореволюционной гимназии. Написаны они ярче, интереснее и живее учебников современных, гораздо понятнее, при том, что материал в них подан сложней и академичней. В них много интересного, например, методики работы с текстом, написания сочинения или проблем художественного чтения. Любопытны темы сочинений того времени: «Великие люди уходят, но их дела остаются», «Польза и вред уединения», «О проявлении нравственного начала в истории» и другие. Я сопоставляю, как объясняли термины и понятия русского языка в ту эпоху и сейчас. Методика преподавания в царское время была
на высоком уровне.

Для Александра Шагалова книга  — свидетель эпохи. Наверное, поэтому коллекция преподавателя «работает». Её экспонаты он использует на занятиях.

— На факультативных курсах по журналистике в старших классах использовал подлинные антикварные журналы «Нива» конца XIX века. Это самый доступный (из-за его больших тиражей) журнал на антикварном рынке. «Ниву» позиционировали как иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни, — делится филолог. — Интересно было сравнить экземпляры журнала с современными изданиями. Мы анализировали рубрики, иллюстрации, изобразительные приёмы. Основные принципы в журналистике остались те же, однако даже на рекламе в дореволюционных журналах лежит «флер» времени, всё как будто благороднее, красивее, тоньше. В печатных СМИ начала ХХ века торжествовала эстетика.

Вкус к чтению

На вопрос, можно ли привить любовь к чтению, Александр отвечает:

— Одним читать интересно, другим — нет. От того, что человек не прочитает Достоевского, с ним не случится чего-либо трагического, читая или нет, он проживёт одну и ту же жизнь. Вопрос лишь в её качестве. Для меня жизнь без чтения невозможна, но такая потребность есть не у всех.

Педагог убеждён, что чтение меняет качество мыслей.

— Читающий человек начинает лучше понимать жизненные ситуации, и чем богаче его читательский опыт, тем более явным становится то, что многие герои книг реальны. Те же Ардалионы Борисовичи и Мышкины существуют и сейчас, — поясняет Александр Шагалов.

В его детстве было много книг. Сначала ему читали родители. Потом увлекался приключенческими романами, любил Верна, Лондона, Каверина.

— Так формируют читательский вкус. Поэтому детям нужно читать, — убеждён учитель литературы. — Следующей стадией развития вкуса станет потребность не только читать, но и «проникнуть» в эпоху, стать её свидетелем.

Голос классика

На своих уроках Александр Шагалов преподает литературу сквозь призму исторической эпохи, в которой происходит действие произведения. С учениками разбирает сюжетные линии, которые основаны на реальных событиях. Поэтому на уроках педагог даёт историческую справку, без которой невозможно понять и осмыслить художественное произведение. Часто до определённых исторических событий на уроках
истории дети ещё не дошли.

— Как в пятом классе понять глубинные смыслы хрестоматийного рассказа Ивана Тургенева «Муму» и подлинный трагизм Герасима, ничего не зная о крепостном праве и положении крестьянства в те годы? Или получить правильное представление об Отечественной войне 1812 года, читая стихотворение Лермонтова «Бородино», если эту войну ещё не изучали на уроке истории? — рассуждает Александр Шагалов.

На занятиях педагог воссоздаёт образ автора, знакомит школьников не только с творчеством, но и с личностью писателя.

— Мне важно знать, как выглядел автор, какой у него почерк, сохранилась ли видеохроника с его участием. Необходимо подготовить себя к чтению. Когда слышу, как говорит автор, его манеру чтения, то книга начинает звучать его голосом, — делится Александр.

Когда учитель знакомит ребят с творчеством Маяковского, то показывает фрагменты фильма «Барышня и хулиган», снятого в 1918 году, где главную роль сыграл поэт. Современные подростки слушают, как он читает свои стихи, рассматривают его фотографии.

У Александра на пластинках и дисках собрана уникальная коллекция голосов писателей и поэтов. Есть запись стихов педагога и поэта Роберта Фроста, озвученных автором.

— Пройдёт время, и эти записи, как и старинные книги, будут недоступны. При всём развитии интернета, многого в нём нет, — считает Александр Шагалов.

Серебряный век

Увлечение Александра — литература Серебряного века. В его коллекции хранится альманах, выпущенный издательством «Шиповник». Книга, в которой опубликованы произведения Серафимовича, Брюсова, Андреева, отпечатана в Санкт-Петербурге в 1911 году.

— Очень люблю творчество Леонида Андреева. У писателя трагическое мироощущение соединяется со страстным желанием жить. Смерть, с которой он играл и боялся её, красной нитью проходит через всё его творчество, — говорит Александр. — Возможно, такое мироощущение связано с попыткой преодоления своего страха. Парадоксальность мышления Андреева, его визионерская проза и виртуозное владение русским языком побуждают исследовать картину мира писателя.

В библиотеке учителя много его книг — дореволюционных, прижизненных изданий и советских, а затем и современных. Ему дорога книга «Фотографии русского писателя Леонида Андреева. В неведомом портрете дореволюционной России», составленная английским славистом Ричардом Дэвисом и выпущенная в 1989
году в Лондоне в издательстве «Thames and Hudson». Экземпляр с дарственной надписью автора-составителя российскому издателю, публицисту и деятелю русской эмиграции В.Е. Аллою. В книге собраны малоизвестные и неизвестные цветные (автохромы) и черно-белые фотографии писателя 1910-1914 годов, большая часть из которых сделана им самим.

— Не все знают, что Леонид Андреев был страстным поклонником фотографии, — говорит Александр. — Эта книга памятна для меня и тем, что купил её после победы в краевом этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016». Я люблю подкреплять памятные вехи своей жизни покупкой книги, которую долго хотел приобрести.

В коллекции педагога есть автохромы Леонида Андреева из собрания Ричарда Дэвиса. Количество купленных книг в доме Александра Шагалова опережает читательские возможности коллекционера. Но как истинный библиофил, он с трепетом относится к полученным с большим трудом редким экземплярам.

Живая коллекция Александра Шагалова
Фото Александра Ковязина.
Поделиться в социальных сетях:
Администрация Краснодарского края в соцсетях
Мы в соцсетях
×

Напишите нам

Вы также можете предложить новость в WhatsApp: