Чтобы экспериментировать с жанрами и стилями, известный музыкант Олег Аккуратов учится у Чайковского и Рахманинова

Чтобы экспериментировать с жанрами и стилями, известный музыкант Олег Аккуратов учится у Чайковского и Рахманинова

Армавирцы считают известного музыканта Олега Аккуратова своим. 12 лет молодой исполнитель, выступающий с мировыми звёздами, проучился в специализированной музыкальной школе слепых и слабовидящих детей. А он любит город, говорит, что Армавир вдохновляет его в творчестве.
Приехав на фестиваль «Армавир Jazz», Олег дал эксклюзивное интервью «АС». 

Мелодии огня
— Вы помните тот момент, когда музыка стала неотъемлемой частью вашей жизни? 
— Музыкой занимался с детства. К ней привлекли родители. Когда наработал технику, навыки, начал думать, как сыграть мелодию, преподнести её. Лет в 15-16  понял, что, прежде чем стать джазовым музыкантом, нужно получить классическое образование. И я это сделал: окончил консерваторию и аспирантуру.   

— С позиции уже профессионального опыта скажите, что заложили в вас как в музыканта армавирские учителя?
— Многое дала в жизни директор музыкальной школы Александра Кирилловна Куценко. Мои педагоги Галина Николаевна Зырянова, Дора Арамовна Петросян, Анжелика Александровна Манченко, Артур Георгиевич Аванесов, Анна Юрьевна Кудряшова, Татьяна Оганесовна Карапетян, Ирина Анатольевна Алексеева с уважением и любовью относились ко мне. Научили работать над звуком, динамикой, художественным произведением, замыслом и драматургией. 

— Как в процессе развития музыкальной карьеры менялось ваше отношение к музыке и музыкальные предпочтения?
— Моё увлечение жанрами и стилями постепенно менялось. Увлёкся джазом, потом стал слушать русскую классику: Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, а ещё вокал, оперу, оперетту, романсы. И понял, что должен заниматься классикой. Для меня это важно. Я чувствую структуру музыки. Например, когда играю Брамса, возникает ассоциация со светом огня, а мелодии Дебюсси исполнены женственностью.

Фолк в стиле сальсы
— Если сопоставлять джаз с каким-либо видом искусства, то каким? 
— С живописью. Был на концертах, где музыканты играют джаз, а художники пишут картины. Яркий пример — концерт  «Джазографика», где выступали басист Алекс Ростоцкий, барабанщик Александр Машин и пианист Евгений Борец. Каждое исполняемое произведение иллюстрировали. Джаз визуализировали, создавали не инструктивные этюды Черни, а художественное произведение с драматургией, красками светом и чувством. Это интересный подход.

— Родина джаза — Новый Орлеан. Чем отличны американский и русский джаз? 
— В этом году отмечают 100-летие российского джаза, который разнообразен и интересен. У нас есть много прекрасных мелодичных песен, которые можно сыграть в джазовой обработке: «Подмосковные вечера», «Катюша» и другие. У американских джазменов Real Book (реальная книга) — своего рода джазовая азбука, учебник джазовых тем, которые обязательно нужно знать музыканту.
Я влюблён в советскую музыку и советский джаз. А джаз, как и вся музыка, — из фольклора. Если народную песню «Самара-городок» исполнить в джазовом стиле, например, в латиноамериканском, то получится интересный результат. Когда она будет звучать в стиле сальсы, то услышим её словно мотив «Акапулько ай-я-я-яй». 
Музыкальный джазовый материал многогранен, и американский, и наш, особенно советский. Мелодии заставляют задуматься, пережить эмоции. Невольно представляешь ширь полей, простор степей, раздолье. Если песня весёлая, то она зажигательная, если лиричная, то обязательно душевная. У нас есть чему поучиться. Но и у американцев тоже. Можно обмениваться опытом.

Дисциплина важнее
— Вы работаете с Игорем Бутманом. Как этот опыт изменил вас как музыканта?
— Мне нравится работать в его оркестре. Игорь трепетно относится к джазу. По его мнению, это направление музыки должно развиваться и никогда не затухать. У него постоянно появляются новые идеи для сочинения композиции или аранжировки песен. Мы играем аранжировки Николая Левиновского, мои пьесы, классическую музыку в джазовой обработке: Рахманинова, Римского-Корсакова, Бородина. 

— А есть ли среди ярких и талантливых артистов, с кем работали, тот, кто вам близок по духу, по восприятию музыки?
— Конечно, Игорь Бутман. А ещё Борис Березовский, Юрий Башмет, Уинтон Марсалис, Хибла Герзмава, Дебора Браун, Херби Хэнкок, Курт Эллинг, потрясающий аранжировщик, который пишет для оркестра Бутмана, Николай Левиновский. Работать и общаться с ними, обсуждать средства музыкальной выразительности — удовольствие и профессиональное развитие.

— А Монсеррат Кабалье?
— О, это величина! Она внесла огромный вклад в оперную музыку. Очень рад, что удалось поработать с ней, саккомпанировать арию.

— Вы пример для многих юных артистов. А что важнее для того, кто делает первые шаги в музыке: талант или дисциплина?
— Дисциплина. Дисциплина важна при изучении классики. Особенно когда играешь полифонию. Это самая сложная форма развития классической музыки. А ещё есть гаммы, этюды без них нет техники исполнения. 
Талант же — это вторая ступень. Это другая история. Талант можно понять по способности воспринимать музыку, искусство, литературу.

Близкие энергии
— Какую музыку любите слушать, когда не работаете?
— Латиноамериканскую и русский фольклор. Латиноамериканская музыка имеет связь с русской народной такие у меня возникают ассоциации. Есть стили латино, которые воспринимаю по-русски, в них присутствует волжская напевность. Например, танцевальный стиль кумбия из Колумбии. Одновременно с музыкой люблю слушать, как читают стихи Ахматовой, Цветаевой, Гумилёва и Блока, в них есть мелодика и ритм. 
Нравится сока поджанр музыки калипсо из Тринидада и Тобаго. Это танцевальные мелодии, построенные на трёх аккордах. В них близкие энергии с русской народной музыкой.

— А есть ли такой музыкальный стиль или жанр, с которым вы бы хотели поэкспериментировать?
— Во всём пробовал себя. Даже объединял джаз и малоизвестные народные песни. Не «Калинку-малинку», а аутентичный фольклор — лирические песни Белгородской и Владимирской областей. Они отлично сопоставляются с джазом.

— Игорь Бутман однажды сказал, что сейчас в джазе можно делать всё, что хочешь. Действительно всё? 
— Можно всё! Импровизировать на ходу, использовать популярные мотивы, будь то «В лесу родилась ёлочка» или «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Публика прекрасно воспринимает такие эксперименты, она отзывчива. Это приятно артисту.  

— Вы профессиональный музыкант, обладающий отточенными техникой и навыками. А что может вдохновить профессионала? 
— Вдохновляет красота женских рук, природа, Армавир, в котором я учился 12 лет, люди и всё, что меня окружает.

Ольга Белолипецкая
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях