Второкурсник Армавирского машиностроительного техникума Даниил Ткачев пять лет занимается даунхиллом. В этот спорт его привёл школьный друг.
— Я с детства не расстаюсь с велосипедом, и друг предложил спуститься на нём с Фортштадта. Во вкус вошёл после первого раза, — вспоминает 17-летний парень.
На «зелёном» уровне
— К склону привыкал постепенно, начал спускаться быстрее, прыгать с трамплинов. Позже познакомился с более опытными ребятами. Они путешествуют по новым интересным местам, испытывают себя, подзаряжаются адреналином, — говорит Даня.
Гора Фортштадт популярна у армавирских велосипедистов, так как поблизости нет подходящих склонов. Раз в пару месяцев парни выезжают за пределы города к возвышенностям под Краснодаром, Ставрополем. Ездят в станицу Даховскую Майкопского района или в Сочи на трассы Красной Поляны.
Даунхилл — разновидность экстремального велоспорта. Название пришло из английского языка и означает «вниз с холма».
В Армавире этим видом экстремального спорта занимаются 14 человек.
Несколько лет назад гора Фортштадт с видом на реку Кубань и город стала точкой сбора экстремалов, увлечённых скоростным спуском по горному склону. Чтобы доехать к подножию Фортштадта от самой его вершины, они преодолевают трамплины, повороты и другие препятствия.
— Фортштадтские трассы по уровню сложности мы считаем «зелёными» — для новичков. Одна из трудных, где довелось кататься, находится в Даховской, — говорит Даниил. — Спуск по ней занимает около десяти минут, с Фортштадта можно спуститься за одну минуту 20 секунд. В Даховской встречается много камней, больше угол склона. Там есть участки, где он достигает 40 градусов, здесь же — около 20.
Разнообразие в препятствиях
На Фортштадте есть семь трасс для спуска на велосипедах. Одна из них начинается от Поклонного креста, заканчиваясь у шиномонтажной мастерской неподалеку от подножия горы. Есть тропа от остановки общественного транспорта «Фортштадт» до реки Кубань.
Трассы ребята прокладывают сами. Из строительных материалов и досок делают трамплины, иногда выкапывают лопатами повороты.
Армавирские экстремалы построили трамплин, с которого с высоты двух с половиной метров делают дроп-прыжок с плоской поверхности, заканчивающейся обрывом на другую поверхность. Этот трамплин «выбрасывает» велосипедиста на три-четыре метра вперед.
Поднимающимся на Фортштадт искусственно созданные препятствия не мешают, экстремалы стараются для пешеходов делать удобные тропинки, по которым проще подняться к вершине.
Новые препятствия создают для разнообразия, поскольку большинство трасс вокруг Армавира уже знакомы.
— Изучаем их, пешком поднимаясь в гору. Или при первом спуске на небольшой скорости, — поясняет Даниил Ткачев. — На Фортштадте хорошо кататься после дождей. Тогда почва становится мягче. А в сухую погоду она ощущается, словно песок, и при торможении доставляет неудобства.
Темнота для уверенности
Год назад Даниил с другом Романом Ушаковым попробовали вечерний спуск. Для этого парень на руле на специальном креплении установил велосипедный фонарь.
Спуститься с Фортштадта в темноте решили из спортивного интереса: справятся или нет?
— Вечером знакомая трасса ощущалась иначе. Я видел меньше окружающих деталей, трамплины не казались такими высокими, как днём. Из-за этого меньше испытывал страх, хотя перед стартом спуска переживал. Естественно, скорость была значительно ниже, — отмечает студент.
Вечерние спуски помогли велосипедистам улучшить навыки езды, добавили уверенности. Если проехал по трассе поздно вечером, то сделаешь это и днём, уверен Даниил Ткачев.
Парень говорит, что во время спуска с горы эмоций не испытывает. Он полностью сосредоточен на трассе и управлении велосипедом, контролируя своё тело.
— Однако, если что-то пошло не так, адреналин прошибает! И тогда весь оставшийся путь думаю о том, что был на грани падения, — делится студент. — Вечером на трассах нет людей, но мне нравится кататься днём — больше уверенности, что спуск безопасен для окружающих.
Даниил и Роман пару раз в неделю катаются с Фортштадта вечером. Остальные члены сообщества армавирских велоэкстремалов к ним не присоединяются.
Стабильность в длине
Каждый экстремал на Фортштадте находит трассу по уровню своих навыков. В даунхилле главное — иметь защитный комплект и мыслить рационально, не рисковать, если не уверен в собственных силах.
— А необходимыми навыками владеет каждый велосипедист, зная о балансе, правильной постановке ног на педалях или о том, что на спуске передний тормоз основной, а задний — вспомогательный, — рассказывает Даниил Ткачев.
Для экстремальных спусков подходят маунтинбайки — горные велосипеды. Студент объясняет, что от городских они отличаются в первую очередь рамой особой геометрии, усиленной в самых важных местах. На горных велосипедах она значительно шире и мягче.
— Мой велосипед на несколько сантиметров длиннее обычного, поэтому стабильнее при спуске. Однако поворачивать на нём сложнее. Манёвренность лучше как раз у коротких велосипедов, — поясняет армавирец.
Но если спускаться с горы на велосипеде, предназначенном для городских поездок, то при спуске колёса погнутся быстрее, чем на маунтинбайке.
С инструментами на поясе
Запчасти и детали Даниил заказывает в онлайн-магазинах. В обычных покупает их только в случае экстренной необходимости. Парень говорит, что на маркетплейсах больше ассортимент товаров.
Чаще других деталей стираются тормозные колодки. Их Ткачев меняет раз в два месяца. В онлайн-магазинах стоимость оригинальных доходит до пары тысяч рублей, но можно найти и по 400. Покрышки можно купить за три с половиной или четыре тысячи рублей. Недавно при неудачном приземлении у Даниила слегка погнулось колесо, однако спускам это пока не мешает.
Чтобы купить подвеску, предназначенную для защиты велосипедиста от ударов и вибраций при езде, парень продал старый велосипед и доложил сбережения.
— Ремонтирую двухколесный транспорт самостоятельно. Ещё в детстве этому научил отец. Он и сейчас помогает, даёт советы. Ещё в интернете можно найти видео от мастеров о каждой из поломок, что тоже важно, — говорит армавирский экстремал.
На случай поломки часть инструментов Даня всегда возит с собой в поясной сумке. Это несколько шестигранных ключей, насос высокого давления для подвески. Раньше парень брал ещё бинт, но сейчас он не помещается в сумке. И обязательно — питьевая вода.
— В станице Даховской ставим машину неподалеку от трассы, иногда оставляем в ней инструменты, — добавляет Ткачев. — Тяжелые рюкзаки ощутимо бьют по спине, мешают. Поэтому стараемся их с собой не возить.
Родители — за безопасность
Для горных спусков Даниил собрал защитный комплект. Помимо шлема, налокотников и наколенников, надевает мотоциклетный нагрудник, защищающий спину и грудную клетку.
— Если хочешь прогрессировать в даунхилле, то травмы и падения неизбежны. Я обычно получаю ушибы и ссадины, переломов при спуске с горы не было. Один раз сломал нос, и то в городе по собственной глупости, — вспоминает парень.
Родители спокойно отнеслись к увлечению сына.
— Мой отец — мотоциклист. Видимо, экстрим — это у нас семейное. Года два он обучал меня азам мотоспорта, — рассказывает второкурсник. — Бороться с увлечением даунхиллом родители не стали. Наоборот, именно они приобрели мне первый защитный комплект.
Для горных велоспусков нужна нескользящая обувь. Даниил надевает кеды с ярко выраженным рельефным рисунком.
Привычка бальника
Увлечение занимает у парня всё свободное от учёбы время. Если Даня не на велотрассе, то ремонтирует велосипед, ищет нужные детали, улучшая свой двухколёсный транспорт.
Будучи школьником, он посещал кружок авиамоделирования. Четыре года в детстве занимался бальными танцами.
— Я хорошо владею своим телом, что важно в управлении велосипедом при спусках. Но по привычке, наработанной в бальных танцах, неправильно ставлю ногу на педаль — на носок. Хотя нужно, чтобы стопа стояла по центру, — поясняет молодой человек.
В любом возрасте
Армавирские велоэкстремалы часто устраивают между собой соревнования, пытаясь побить рекорды друг друга. Самый быстрый спуск с Фортштадта у них занял одну минуту пять секунд.
Даниил говорит, скорость велосипеда в такие моменты может достигать 30-40 километров в час.
— Соревнования в Армавире не проводят, а в других городах их устраивают в будни. Из-за работы и учёбы мы не можем в них участвовать. К тому же на состязаниях велосипед не жалеют. А я, будучи студентом, не смогу позволить себе дорогостоящий ремонт, — делится Даниил Ткачев.
В России даунхилл только начинает набирать популярность. Большое количество увлечённых этим спортом появилось в 2015 году.
— Сейчас развитие получает мотоспорт, потому что люди предпочитают потратить сотню тысяч рублей на мотоцикл, чем на велосипед — их стоимость почти одинаковая, — поясняет студент.
Даниил считает, что те, кто увлечён этим экстремальным спортом, должны иметь крепкие кости и здоровое сердце, поскольку оно получает большие нагрузки. А из-за пеших подъёмов на Фортштадт с грузом — велосипедом — развивается физическая форма, укрепляются мышцы ног.
Самому старшему экстремалу — чуть больше 30 лет, младшему — около 13. Есть в их армавирском сообществе и девушка.
— Я не устанавливаю себе предельный возраст, когда брошу это увлечение. Буду кататься, пока есть возможность. Если в будущем мои дети захотят заниматься даунхиллом, обучу их всему, что умею сам, — говорит Даниил Ткачев.
Снежана Годлевская
На Фортштадте есть семь трасс для спуска на маутинбайках. Фото Александра Ковязина.