Около полувека супруги Казаковы преподают живопись и учат детей смешивать цвета

Около полувека супруги Казаковы преподают живопись и учат детей смешивать цвета

О преподавателях живописи Евгении и Лидии Казаковых писать по отдельности не получится. Они всё время вместе: на работе и дома. У них общие интересы — искусство и педагогика и общая жизнь.

Живопись их связала

Казаковы, преподающие уже 49 лет, учат детей в Армавирской детской художественной школе рисунку, живописи, станковой и прикладной композиции и истории искусств.
Познакомились они в Карачаево-Черкесском педагогическом институте, где учились в одной группе на художественно-графическом факультете.
Мы как-то сразу нашли друг друга, рассказывает Лидия Васильевна. Живопись, которой оба увлекались с детства, нас связала.
Мама Лидии учитель начальных классов  советовала ей поступать в педагогический институт. Дочь же отвечала, что диплом получит, но работать педагогом не будет.
Однако получилось, как мама хотела — после окончания вуза мы с мужем почти полвека преподаем детям живопись, говорит армавирский педагог.

Творчество видно сразу

В свои классы Казаковы набирают школьников, проводя вступительные экзамены. Детям предлагают написать картину.
Творческого человека видно сразу, убеждены педагоги. Если работа нам понравилась, точно примем ребёнка в художественную школу. Если возникают разногласия с другими членами экзаменационной комиссии, написанную потенциальным учеником картину детально разбираем и анализируем. Смотрим, насколько правильно она выполнена в техническом плане. Но всё же важно первое впечатление.
Часто при отборе ребята волнуются и могут написать хуже, чем в обычной обстановке. Поэтому в полной мере определить, талантлив ребёнок или нет, с одного раза не получится.

Споры о профессии

В первый класс художественной школы обычно набирают детей 10-13 лет. Урок у них длится 40 минут. Педагог ведёт свой класс пять лет. Казаковы учат воспитанников писать акварелью и гуашью.
Через пять лет ученикам предлагают ещё два года дополнительного обучения, где с ними уже будут изучать технику писания картин масляными красками, поясняет Лидия Васильевна. Муж как раз проводит такие занятия.
Процесс преподавания живописи творческий и конфликтный. Педагоги говорят, что рабочие споры возникают у них регулярно.
В этом году Казаковы взяли первые классы. И перед началом учебного года спорили, как лучше выстроить процесс обучения. Евгений Георгиевич считал, что в преподавании рисунка, когда учат правильно штриховать, для наглядности воспитанникам лучше рисовать штрихи по примеру шахматной доски. Лидия Васильевна считала, что эффективней использовать трафарет, например, кленовый лист.
Процесс преподавания рисунка творческий, а у каждого учителя свои видение и методика. Вот мы с мужем в споре и пытаемся найти золотую середину педагогического процесса, поясняет Лидия Казакова. Каждый из нас предлагает свой план преподавания и должен объяснить другому, почему именно такой. В результате мы решили, что учить штриховать лучше на примере шахматной доски. Так ребятам будет проще увидеть разнообразие штрихов, а нам объяснить их ошибки. Главное же в профессиональных спорах — чётко описать свою позицию.

Класс индивидуальностей

Первое, чему учат своих воспитанников Казаковы, видеть прекрасное. Они приучают юных художников работать творчески, проявлять индивидуальность и быть культурным человеком.
Сегодня на уроке живописи проходим тему холодных и теплых цветов. Сразу объяснила ученикам, что они могут смешивать цвета, как хотят, и ни в коем случае не нужно копировать мои примеры, говорит учитель живописи. Хотя прошло мало занятий, ребята с самого начала должны иметь свое видение и проявлять фантазию.
На уроке Лидия Казакова показала ученикам несколько изображений лиц клоунов. Ребятам нужно было нарисовать клоуна, одну половину лица которого потом закрасить в тёплые оттенки, другую в холодные.
Ни одна работа не была похожа на другую. В конце урока юные художники разложили их на пол, и Лидия Васильевна анализировала их, указывая на достоинства и недостатки. Педагог не критиковала, а советовала, как можно улучшить образ.
Если не перекрывать тёмными цветами более светлые, то локоны клоуна будут смотреться чётче и лаконичней, пояснила Лидия Васильевна ученице.
Воистину педагог живописи должен обладать ангельским терпением. Ученики приходят разные, со своими характерами, неуверенностью, сомнениями. И каждого нужно принимать таким, каков он есть, развивая лучшее в каждом. Наверное, поэтому немало учеников Казаковых пошли по их стопам.

Велосипед в деталях

Своим воспитанникам Казаковы разрешают пользоваться интернетом.
Интернет — помощник, считают армавирские педагоги. Например, изображая человека на велосипеде, 10-летний ребёнок не сможет нарисовать велосипед по памяти. Ему потребуется либо натура, либо картинка. Поэтому мы разрешаем посмотреть изображение в интернете. Но не перерисовывать, а только использовать как образец.
Дети, которые изучают художественное искусство, по словам супругов, заметно отличаются от остальных.
Родители наших подопечных замечают, что их дочери или сыновья через несколько занятий даже говорить начинают по-другому, рассказывает Евгений Казаков. Изучая живопись, скульптуру, искусство театра и кино, они расширяют свой кругозор, в простых вещах начинают видеть творческое и необычное. Изучение изобразительного искусства необходимо для развития эстетического вкуса и эрудиции.
Как считает художник и педагог Евгений Казаков, если у человека есть желание, научиться писать картины может любой.
В приоритете не одарённость, а желание и работоспособность, говорит преподаватель.
В профессиональной практике Казаковых был случай, когда очень талантливый ученик, потеряв мотивацию и забросив живопись, пошёл рубщиком мяса в магазин. Зато у педагогов много примеров, когда терпение, труд и усидчивость развивали скромные способности.

Работа над композицией

Казаковы не только преподают живопись, но и рисуют. Лидия Васильевна пишет маслом натюрморты. Евгений Георгиевич разделяет увлечение жены этим жанром, но его нередко можно застать на пленэре, работающим над кубанскими пейзажами.
Супруги часто помогают друг другу выстроить композицию.
Когда замыливается глаз и чувствуешь, что композиция не складывается, а почему, понять не можешь, то зову жену, делится Евгений Георгиевич. Вместе обязательно найдём правильное расположение предметов на картине.
Много лет преподавая историю изобразительного искусства, Казаковы знают сильные и слабые стороны большинства художников. Поэтому им трудно выбрать любимых мастеров кисти.
В творчестве каждого художника есть отличные работы, а есть неудачные, говорит Лидия Васильевна. Преподавая историю живописи, зная биографию и работы многих художников, могу сказать, что любимых нет, но каждый творец индивидуален.
Полотна кисти Евгения и Лидии Казаковых можно увидеть на городских выставках.

Домашнее искусствоведение

Дома супруги постоянно говорят о работе и учениках. Анализируют навыки воспитанников, обсуждают полотна профессиональных художников.
Мы не замечаем, что на отдыхе, да где угодно, продолжаем разговаривать, спорить о выставках, живописных шедеврах, творчестве мастеров кисти, поделилась Лидия Казакова. За полвека профессия стала смыслом и сутью нашей жизни.

Около полувека супруги Казаковы преподают живопись и учат детей смешивать цвета

Фото Валерии Гафаровой.
Валерия Гафарова
Фото Валерии Гафаровой.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях