О преподавателях живописи Евгении и Лидии Казаковых писать по отдельности не получится. Они всё время вместе: на работе и дома. У них общие интересы — искусство и педагогика — и общая жизнь.
Живопись их связала
Казаковы, преподающие уже 49 лет, учат детей в Армавирской детской художественной школе рисунку, живописи, станковой и прикладной композиции и истории искусств.
Познакомились они в Карачаево-Черкесском педагогическом институте, где учились в одной группе на художественно-графическом факультете.
— Мы как-то сразу нашли друг друга, — рассказывает Лидия Васильевна. — Живопись, которой оба увлекались с детства, нас связала.
Мама Лидии — учитель начальных классов — советовала ей поступать в педагогический институт. Дочь же отвечала, что диплом получит, но работать педагогом не будет.
— Однако получилось, как мама хотела — после окончания вуза мы с мужем почти полвека преподаем детям живопись, — говорит армавирский педагог.
Творчество видно сразу
В свои классы Казаковы набирают школьников, проводя вступительные экзамены. Детям предлагают написать картину.
— Творческого человека видно сразу, — убеждены педагоги. — Если работа нам понравилась, точно примем ребёнка в художественную школу. Если возникают разногласия с другими членами экзаменационной комиссии, написанную потенциальным учеником картину детально разбираем и анализируем. Смотрим, насколько правильно она выполнена в техническом плане. Но всё же важно первое впечатление.
Часто при отборе ребята волнуются и могут написать хуже, чем в обычной обстановке. Поэтому в полной мере определить, талантлив ребёнок или нет, с одного раза не получится.
Споры о профессии
В первый класс художественной школы обычно набирают детей 10-13 лет. Урок у них длится 40 минут. Педагог ведёт свой класс пять лет. Казаковы учат воспитанников писать акварелью и гуашью.
— Через пять лет ученикам предлагают ещё два года дополнительного обучения, где с ними уже будут изучать технику писания картин масляными красками, — поясняет Лидия Васильевна. — Муж как раз проводит такие занятия.
Процесс преподавания живописи творческий и конфликтный. Педагоги говорят, что рабочие споры возникают у них регулярно.
В этом году Казаковы взяли первые классы. И перед началом учебного года спорили, как лучше выстроить процесс обучения. Евгений Георгиевич считал, что в преподавании рисунка, когда учат правильно штриховать, для наглядности воспитанникам лучше рисовать штрихи по примеру шахматной доски. Лидия Васильевна считала, что эффективней использовать трафарет, например, кленовый лист.
— Процесс преподавания рисунка творческий, а у каждого учителя свои видение и методика. Вот мы с мужем в споре и пытаемся найти золотую середину педагогического процесса, — поясняет Лидия Казакова. — Каждый из нас предлагает свой план преподавания и должен объяснить другому, почему именно такой. В результате мы решили, что учить штриховать лучше на примере шахматной доски. Так ребятам будет проще увидеть разнообразие штрихов, а нам — объяснить их ошибки. Главное же в профессиональных спорах — чётко описать свою позицию.
Класс индивидуальностей
Первое, чему учат своих воспитанников Казаковы, видеть прекрасное. Они приучают юных художников работать творчески, проявлять индивидуальность и быть культурным человеком.
— Сегодня на уроке живописи проходим тему холодных и теплых цветов. Сразу объяснила ученикам, что они могут смешивать цвета, как хотят, и ни в коем случае не нужно копировать мои примеры, — говорит учитель живописи. — Хотя прошло мало занятий, ребята с самого начала должны иметь свое видение и проявлять фантазию.
На уроке Лидия Казакова показала ученикам несколько изображений лиц клоунов. Ребятам нужно было нарисовать клоуна, одну половину лица которого потом закрасить в тёплые оттенки, другую — в холодные.
Ни одна работа не была похожа на другую. В конце урока юные художники разложили их на пол, и Лидия Васильевна анализировала их, указывая на достоинства и недостатки. Педагог не критиковала, а советовала, как можно улучшить образ.
— Если не перекрывать тёмными цветами более светлые, то локоны клоуна будут смотреться чётче и лаконичней, — пояснила Лидия Васильевна ученице.
Воистину педагог живописи должен обладать ангельским терпением. Ученики приходят разные, со своими характерами, неуверенностью, сомнениями. И каждого нужно принимать таким, каков он есть, развивая лучшее в каждом. Наверное, поэтому немало учеников Казаковых пошли по их стопам.
Велосипед в деталях
Своим воспитанникам Казаковы разрешают пользоваться интернетом.
— Интернет — помощник, — считают армавирские педагоги. — Например, изображая человека на велосипеде, 10-летний ребёнок не сможет нарисовать велосипед по памяти. Ему потребуется либо натура, либо картинка. Поэтому мы разрешаем посмотреть изображение в интернете. Но не перерисовывать, а только использовать как образец.
Дети, которые изучают художественное искусство, по словам супругов, заметно отличаются от остальных.
— Родители наших подопечных замечают, что их дочери или сыновья через несколько занятий даже говорить начинают по-другому, — рассказывает Евгений Казаков. — Изучая живопись, скульптуру, искусство театра и кино, они расширяют свой кругозор, в простых вещах начинают видеть творческое и необычное. Изучение изобразительного искусства необходимо для развития эстетического вкуса и эрудиции.
Как считает художник и педагог Евгений Казаков, если у человека есть желание, научиться писать картины может любой.
— В приоритете не одарённость, а желание и работоспособность, — говорит преподаватель.
В профессиональной практике Казаковых был случай, когда очень талантливый ученик, потеряв мотивацию и забросив живопись, пошёл рубщиком мяса в магазин. Зато у педагогов много примеров, когда терпение, труд и усидчивость развивали скромные способности.
Работа над композицией
Казаковы не только преподают живопись, но и рисуют. Лидия Васильевна пишет маслом натюрморты. Евгений Георгиевич разделяет увлечение жены этим жанром, но его нередко можно застать на пленэре, работающим над кубанскими пейзажами.
Супруги часто помогают друг другу выстроить композицию.
— Когда замыливается глаз и чувствуешь, что композиция не складывается, а почему, понять не можешь, то зову жену, — делится Евгений Георгиевич. — Вместе обязательно найдём правильное расположение предметов на картине.
Много лет преподавая историю изобразительного искусства, Казаковы знают сильные и слабые стороны большинства художников. Поэтому им трудно выбрать любимых мастеров кисти.
— В творчестве каждого художника есть отличные работы, а есть неудачные, — говорит Лидия Васильевна. — Преподавая историю живописи, зная биографию и работы многих художников, могу сказать, что любимых нет, но каждый творец индивидуален.
Полотна кисти Евгения и Лидии Казаковых можно увидеть на городских выставках.
Домашнее искусствоведение
Дома супруги постоянно говорят о работе и учениках. Анализируют навыки воспитанников, обсуждают полотна профессиональных художников.
— Мы не замечаем, что на отдыхе, да где угодно, продолжаем разговаривать, спорить о выставках, живописных шедеврах, творчестве мастеров кисти, — поделилась Лидия Казакова. — За полвека профессия стала смыслом и сутью нашей жизни.
Фото Валерии Гафаровой.
Валерия Гафарова
Фото Валерии Гафаровой.