Во дворе дома по улице Ленина сохранились имена, возможно, погибших в душегубке

Во дворе дома по улице Ленина сохранились имена, возможно, погибших в душегубке

Если входить через арку во двор дома по улице Ленина, 111, что рядом со станцией переливания крови, на кирпичных стенах можно увидеть иногда еле заметные, иногда неплохо сохранившиеся имена и даты. Существует предположение, что самую старую часть этих надписей сделали за час до казни в душегубке проживавшие в городе евреи.

Последняя память

Об этом ничем не приметном месте старого Армавира путешественник и исследователь, один из авторов ютуб-канала «Я кладоискатель» Александр Нестеров узнал от заместителя председателя армавирского отделения Русского географического общества Виктора Отчкало.

В городе осталось не так много уголков, сохранившихся со времён Великой Отечественной войны в том же виде, говорит Александр Нестеров. Арка около станции переливания крови не пострадала при оккупации и отступлении гитлеровских захватчиков.
Исследователь предполагает, что старые полустертые имена, выцарапанные на кирпичной кладке, оставили, как последнюю память о себе, отправленные на уничтожение пленные и армавирские евреи. Он попытался восстановить цепочку событий тех трагических дней с помощью географа Виктора Отчкало, записав для ютуб-канала «Я кладоискатель» его экскурсию.

Выживший

То, что в Армавире фашисты впервые на юге применили газенваген, факт общеизвестный. В душегубку отправляли военнопленных и евреев. Об этом в мае 2020 года рассказал «АиФ-Кубань» кандидат исторических наук, начальник архивного отдела Армавира Сергей Яковлев.

«В акте Армавирской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям и государственным предприятиям города от 28 января 1943 г. по предварительным данным немецко-фашистскими захватчиками было уничтожено около 6 600 мирных жителей города, в том числе 176 еврейских семей жителей Армавира и около 200 семей эвакуированных», привёл данные Сергей Яковлев.

Тела погибших отвозили к противотанковому рву около Красной Поляны. Сейчас в этом месте стоит мемориал «6 680» безвинно погибшим.
Но, по словам Виктора Отчкало, одному армавирцу удалось выжить после газенвагена. Эту историю спасения ему рассказал ветеран Великой Отечественной войны Евгений Иванов, чей друг смог спастись, а позже поведал товарищу, как перед казнью оказавшиеся в фашистском плену люди царапали на стенах арки свои имена.
Ни ветерана, ни его друга давно нет в живых. Поэтому единственным носителем истории о спасённом из душегубки остаётся член РГО Виктор Отчкало. Вот что он рассказал снявшему его на видео Александру Нестерову:

По национальности выживший был евреем. Его вместе с другими евреями загнали в подвал бывшего роддома. Очень быстро прошёл слух, что вот-вот за ними приедет душегубка. Стояла зима, но люди были одеты в лёгкую одежду. Друг Евгения Иванова оказался одет в майку.
Химик по образованию, он сообразил, что угарные газы, которыми наполняли газенваген с людьми, надо нейтрализовать. Способ нашёл нестандартный, но единственно доступный в той ситуации. Он помочился на свою майку — аммиак, содержащийся в моче, нейтрализует угарные газы.
Находящиеся вместе с ним в подвале думали, что мужчина сошёл с ума.
За час до приезда душегубки пленных загнали в арку, с обеих сторон которой стояли ворота. В тяжелом ожидании, понимая, что идут на смерть, они, кто чем нашёл, стали выцарапывать на кирпичной стене свои имена и годы рождения.
Когда подъехал газенваген, химик сразу забрался в дальний угол фургона и прикрыл лицо майкой, на которую помочился.

Он рассказывал Евгению Иванову, что даже запомнил путь, по которому их везли. Сознание он потерял перед поворотом на Красную Поляну. Но перед этим успел увидеть, как теряли сознание и умирали люди вокруг, говорит Виктор Отчкало.

Когда бездыханные тела стали вытаскивать из фургона газенвагена, армавирский химик оказался на самом верху — его достали одним из последних.

Когда он вдохнул свежий воздух, пришёл в себя. Своему другу спасшийся говорил, что ему повезло, потому что в тот день на месте захоронения отсутствовали дежурные немецкие солдаты, которые расстреливали выживших, пояснил Виктор.

Мужчина дождался вечера. Когда стемнело, отполз ото рва и добрался домой. Увидев входящего, его мать пришла в ужас — она не узнала сына. Спасшийся армавирец получил от воздействия аммиака химический ожог на всё лицо, от которого не смог избавиться до конца своих дней.

Со времени массовой казни евреев в Армавире прошло 80 лет. Одну стену, на которой находилось больше имён и дат, разрушили. К оставшимся на кирпичной кладке надписям дети добавили свои. Сейчас уже сложно разобрать, какие сохранились со времён оккупации.

Только факты

Чтобы понять, насколько реальна история чудесного спасения из душегубки химика, корреспондент «АС» обратилась к армавирским историкам.
Если верить некоторым данным, то здание по улице Ленина, 111 было пересыльным пунктом гестапо, что-то вроде комендатуры, рассказал декан исторического факультета АГПУ Юрий Приймак. Но убедиться в достоверности этого не представляется возможным, потому что официально подтверждённых сведений не сохранилось. Даже у историков города нет единой точки зрения по поводу того, где в Армавире во время фашистской оккупации находилось здание гестапо.

Юрий Приймак склоняется к версии, что перед отправкой в газенваген евреев держали в подвалах нынешнего Армавирского машиностроительного техникума (АМТ), расположенного по адресу: улица Кирова, 43. Именно в этом здании с высокой вероятностью находилось гестапо. Такой вывод историк сделал на основании собранной переписки и рассказов ветеранов Великой Отечественной войны, а также официальных документов 1943-1945 годов об эксгумации захороненных в Красной Поляне жертв фашизма. В обнаруженных документах с немецкой педантичностью описано, как обращались и поступали с армавирскими пленными фашисты.

Что касается мужчины, который выжил в газенвагене, то такие истории сохранились во многих городах, находившихся в оккупации. Но верить исключительно воспоминаниям людей неправильно, считает Юрий Приймак.

Доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета Сергей Ктиторов тоже считает, что историческим основанием любых воспоминаний должны быть подтверждённые факты.

Основывать исторические события на рассказах очевидцев или воспоминаниях людей нельзя. Слышал и другие легенды, связанные с этим зданием, но доверять стоит только фактам, считает историк, занимающийся изучением дореволюционного Армавира.

Валерия Гафарова
На стене арки, ведущей во двор дома по улице Ленина, выцарапаны имена и даты рождения. Фото с канала «Я кладоискатель».

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях