Какие праздники отмечают в семьях армавирских татар?

Какие праздники отмечают в семьях армавирских татар?

Каждый год в Армавире ждут Сабантуй. Праздник, который организовывают проживающие в нём татары, стал одной из визитных карточек многонационального города.

Но, как говорит председатель Центра национально-культурных объединений Армавира, председатель Татарской национально-культурной автономии города «Батыр» Ильдар Камалов, у его народа сложилась своя культура празднования.

Сабантуй с майданом

Специфика традиционной праздничной культуры татар в том, что она включает в себя как религиозные, так и светские праздники, пояснил Ильдар. Некоторые из них становятся культурным событием города. Нет, наверное, ни одного армавирца, который бы не посетил наш Сабантуй.
По словам лидера татарской общины, Сабантуй не имеет ни точной календарной даты, ни определенного дня недели. Казанские татары обычно устраивали его перед началом сева яровых. В Армавире праздник проводят в начале июня.

Сабантуй состоит из череды обрядов. Первый — зачин, во время которого дети собирают крашенные яйца. Красят их в отваре луковой шелухи или берёзовых листьев. Взрослые готовят специальные мешочки из красных концов домотканых полотенец. Рано утром мальчики и девочки от 3 до 10 лет обходят дома и собирают яйца, а потом играют с ними на улице.

Вторая часть праздника — майдан. Площадкой для его проведения в Армавире служит городское водохранилище. Здесь по традиции татары проводят скачки и всевозможные народные забавы. Участники бегают с коромыслом, перетягивают канат, устраивают бой на бревне с подушками или мешками, набитыми соломой.  
В город на майдан съезжаются представители татарских общин из разных регионов. Приглашают артистов, исполняющих народные танцы и песни на родном языке. В Сабантуе обязательно участвуют творческие коллективы других национальных общин Армавира.

Кульминацией праздника служит традиционный турнир по национальной борьбе куреш. Это борьба на поясах, в которой участвуют мужчины разных возрастов. В финале соревнований встречаются два батыра, выигравших в предварительных схватках. Победивший боец получает ценные подарки. Дарили барана, национальный головной убор — тюбетейку и 50 килограммов сахара. Борцы, занявшие в турнире призовые места, также получают по мешку сахара.
Участники армавирского Сабантуя обязательно пробуют блюда татарской кухни. Специально для праздника готовят шурпу, плов в казане, шашлык из птицы. Блюда всегда подают «с ножа», то есть буквально с огня.

Гусиные помочи

В семье Артемия Можарова празднуют гусиные помочи — день, когда татарские парни и девушки вместе ощипывают гусей. Эта традиция прижилась у них, несмотря на то, что парень вырос в многонациональной семье. Его папа  татарин, мама русская. Родители были разного вероисповедания. Но у Можаровых царило взаимопонимание.

Татарская семья строится на строгой иерархии: старшие бабушка, дедушка, потом муж, жена и дети. Отношение к женщине бережное. Отец никогда не позволял маме поднимать тяжести, заниматься мужской работой по дому, всегда советовался с ней. С раннего детства внушал нам с братом, что мы мужчины и поэтому должны заботиться и защищать маму. С семи лет мы активно помогали ей по дому, рассказывает Артём. Одна из главных национальных черт татар поддержка и взаимопомощь в работе. Даже некоторые праздники базируются на этом.

В качестве примера Артемий приводит гусиные помочи. До семи лет он жил в пригороде Казани и хорошо помнит, как в доме бабушки устраивали этот праздник, когда парни и девушки собирались вместе. Так они могли присмотреться друг к другу, чтобы найти себе пару. Обычно у Можаровых гусиные помочи проводили в первые дни зимы.

Такие смотрины проходили весело. На кухне собиралось большое количество людей, которые не только ощипывали гусей, но и пели татарские песни, замужние женщины занимались выпечкой. Мои бабушка и мама пекли хворост и ореховое печенье бармак, вспоминает Артём.  Готовили национальное блюдо токмач куриный суп с лапшой. От обычного он отличается тем, что лапшу используют только домашнюю. Добавляют картофель и морковь.

Мероприятие длилось несколько дней, так как у бабушки было большое поголовье гусей. Часто во время «посиделок» в дом заходили холостые мужчины и наблюдали за тем, как женщины трудятся. Так племянник бабушкиного соседа засватал родную тетю армавирца Гулю.

Перья гусей не выбрасывали, а собирали. Их пару дней просушивали, а потом мужчины и женщины набивали ими подушки. Это занятие тоже проходило весело, собравшиеся щекотали друг друга пёрышками,  вспоминает Артём.

Праздник не обходился без чая. Татары любят этот напиток. Как отметил Артемий, пьют его из посуды с национальным орнаментом, выполненном в белых, красных и зелёных цветах с преобладанием последнего. 
Переехав в Армавир, Можаровы долго привыкали к посуде спокойных тонов. На юг они перевезли и весёлый праздник, правда, немного трансформировав его.
 
В Армавире бабушка с дедушкой уже с маминой стороны держали кур, и мы, подростки, их ощипывали, рассказывает Артемий Можаров. Конечно, никаких смотрин невест не было, зато вся семья трудилась сообща. Иногда даже устраивали соревнования: кто больше кур обработает. А в награду женщины семьи пекли что-нибудь вкусное.

Кутья или сладкий плов?

Татары всё любят делать сообща. А ещё они уважительно относятся к  представителям других вероисповедовании, говорит Артём. Мой отец настоял на том, чтобы мы с братом, когда нам исполнится по 12 лет, самостоятельно выбрали религию одного из родителей. Я выбрал православие, и папа никогда не обижался за это. Брат же вырос убеждённым атеистом, и отец часто журил его за маловерие.

Перед тем, как сделать выбор, юные Можаровы изучили основы мусульманства и православия и заметили, что некоторые праздники и обряды похожи или одинаковы. Например, татары тоже отмечают Святки, только у них праздник называется Нардуган. Как вспоминает Артём, в этот день люди рядились в костюмы медведей, коз, невест, стариков, цыган. Девушки набрасывали на лица ткань, из-за чего со стороны казались похожими на куклы-обереги. Компаниями они ходили от дома к дому и желали людям благополучия.
 
В Нардуган готовили специальную выпечку из дрожжевого теста — аналог пончиков, которые татары обычно жарят в казане. В этот день незамужние девушки гадали.
Переехав в Армавир, Можаровы удивлялись, что в 1990-е годы в городе мало кто ходил колядовать, а местные жители негативно относились к непрошеным гостям. Артём вспоминает, как соседи выключали свет во всём доме, чтобы пришедшие колядовать думали, будто хозяев нет.

— Вот этого не понимаю, ведь смысл Святок в том, чтобы пожелать друг другу благополучия, спеть колядки и развлечься. В Армавире в праздник мало ряженых, в основном люди ходили посевать на Старый новый год и ждали гостинцев,  вспоминает Артём.  А вот моя другая бабушка тогда жила в Новосибирске. Там люди колядовали и ряженых угощали печеньем из ржаной муки.

В Армавире Можаровы возили детей колядовать по знакомым и родственникам. Посевать им принципиально запрещал глава семьи, который считал, что деньги нужно заработать. Зато гостей можно было угощать кутьёй. Обязанность её приготовления полностью ложилась на детей. В десять лет они знали, что сухофрукты следует накануне вечером хорошо промыть и замочить в воде, тогда они будут мягкими.
 
Только называли блюдо у Можаровых не кутьёй, а сладким пловом. Дело в том, что глава семьи был поваром и, когда постигал азы профессии в училище, узнал: классическая кутья готовится из зёрен пшеницы или ячменя, а не из риса, как принято в России.

Виктория Сашина
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях