Александр Шершин: «Просчитать всех невозможно»

Александр Шершин: «Просчитать всех невозможно»

В службу дознания Александр Шершин пришёл из вневедомственной охраны девять лет назад. Говорит, хотел расследовать уголовные дела. С тех пор свободного времени у него мало, но работа приносит удовлетворение.

В канун Дня сотрудника органов внутренних дел дознаватель отдела дознания ОМВД России по городу Армавиру, капитан полиции Александр Шершин рассказал «АС» о том, раскрываются ли преступления, совершаемые в интернете, как часто объектом внимания дознавателя становятся подростки и можно ли определить, что в человеке доминирует — добро или зло.  

Высокая раскрываемость

— Чем работа дознавателя отличается от работы следователя?
— Принцип расследования уголовных дел у этих специалистов одинаков, но в дознании расследуют преступления небольшой и средней тяжести, в компетенции следствия — тяжкие преступления. Отличаются и сроки расследования: у дознания — месяц, у следствия — два месяца. Однако при необходимости выделяется больше времени на установление всех обстоятельств. 
Каждый день в Армавире дежурят два следователя и один дознаватель. Они получают сообщение о совершённом преступлении из дежурной части, где и определяют, кто должен выехать на место: специалист службы дознания или следователь. 

— Сколько дел в месяц приходится на каждого сотрудника вашего отдела? 
— В среднем десять уголовных дел.

— Раскрываемость преступлений компетенции дознания в последние годы остаётся стабильно высокой. По итогам работы за 9 месяцев этого года какой процент составил этот показатель? 
— У нашего отдела дознания раскрываемость — 70 процентов. 

— К компетенции дознания по Уголовному кодексу относятся 145 видов преступлений небольшой и средней тяжести. Какие распространены в Армавире?
— В основном семейные конфликты, драки с ножевыми ранениями, кражи, угоны и грабежи, мошенничество в сфере ИТ-технологий. 

— Может ли быть так, что одно и то же преступление ведут и дознаватель, и следователь? 
— Нет. Но если в подразделении дознания в отношении гражданина возбуждают уголовное дело по части первой статьи 158 — это кража, а он ещё совершает и тяжкое преступление, по которому уголовное дело ведёт следствие, то мы своё дело должны передать на соединение следствию.

— Дознаватель, завершая дело, готовит обвинительный акт. Чем он отличается от обвинительного заключения, которое даёт следователь? 
— Только знакомясь с обвинительным актом, что происходит при окончании расследования уголовного дела, подозреваемый переходит в статус обвиняемого. В документе указаны формулировка обвинения, показания подозреваемого, свидетелей, данные осмотра места происшествия, экспертиз, вещественные доказательства и другое. По сути обвинительный акт представляет собой систематизацию дела. Один его экземпляр передают в прокуратуру, другой вручают обвиняемому. Позже прокурор отправляет дело в суд. 
Главное отличие обвинительного акта от заключения — у дознания только после появления акта подозреваемый становится обвиняемым.

— По статистике большую часть штата службы дознания составляют женщины. В Армавире тоже прослеживается такая тенденция? 
— В армавирском отделе дознания в основном работают мужчины и всего четыре женщины. А в других районах, да, больше женщин.

Наставник на полгода

— Вы когда-нибудь считали, сколько уголовных дел за время работы дознавателем расследовали? 
— С 2013 года, когда пришёл в службу дознания, больше тысячи.

— Помните свое первое дело в качестве дознавателя?
— Да. На АЗС в районе 20-й Линии пострадал оператор. К заправочной станции подъехал автомобиль, из которого вышел водитель. Между ним и оператором завязалась словесная перепалка, перешедшая в драку. Обвинение предъявили по статье 115 — нанесение лёгкого вреда здоровью. Личность водителя установили не сразу. Сначала по записи видеокамер на АЗС выяснили номер машины и уже по нему определили владельца автомобиля. Его объявили в розыск. Кстати, авто злоумышленника было зарегистрировано на другого гражданина.

— В службе дознания существует наставничество? 
— Наставничество является одним из важных инструментов роста профессионализма сотрудников. Ко всем молодым специалистам на полгода прикрепляют наставника. Первое время им дают более простые дела. И наставник помогает на практике освоить алгоритм расследования, наработать навыки. 

IT-аферисты

— Какие технические средства дознаватели используют в работе? Развитие IT-технологий помогает или, наоборот, мешает вам? 
— Почти на каждое преступление выезжает следственно-оперативная группа в составе оперативного сотрудника, участкового, дознавателя, эксперта и кинолога с собакой. Руководит ей следователь или дознаватель. Сотрудники нашего отдела во время осмотра места происшествия ведут фото и видеосъёмку. С нами работают эксперты, использующие специальное оборудование. Конечно, наличие камер видеонаблюдения, работающих круглосуточно, помогает в работе. 
А вот развитие ИТ-технологий несёт не только новые возможности, но и новые угрозы. Если человек не проявляет бдительность, не соблюдает кибергигиену, его персональные данные могут похитить мошенники, которые воспользуются ими во вред их владельцу.

— Раскрываются ли преступления, совершаемые в интернете?
— Лишь небольшой процент. Лицо, совершившее противоправные действия, установить возможно, это вопрос времени. Но сим-карты и банковские карты, которыми пользуются аферисты, регистрируют на других людей. Поэтому срок расследования уголовного дела увеличивается. 

Допросить отдельно

— Преступления, которые совершаются в семье, сложнее расследовать? 
— Напротив, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля преступления определяем сразу. Сложнее расследовать преступления, совершаемые на улице.

— Как часто объектом внимания дознавателя становятся несовершеннолетние? 
— На самом деле в Армавире такое случается редко. Потому что последние годы в городе активно ведётся профилактическая работа. 
Но если подросток попал в поле зрения дознавателя, то его допрос ведут в присутствии психолога, педагога, родителей или законных представителей. Обязательно делаем видеозапись допроса. Он длится меньше времени, чем у взрослых. Если отец совершает преступление, а сын потерпевший, то он не может быть допрошен вместе с отцом. В этом случае мы делаем запрос в отдел опеки и попечительства администрации города, и там предоставляют законного представителя.

— Кто контролирует деятельность дознавателя? Куда может обратиться гражданин, если он считает, что действия дознавателя неправомерны? 
Обратиться можно в прокуратуру города или в суд. В Армавире такие случаи были.

— Какие требования предъявляют при трудоустройстве на должность дознавателя? 
— Обязательно нужно быть старше 18 лет и иметь высшее юридическое образование. Мужчины должны пройти службу в армии. Я получил образование в Кубанском государственном университете в Краснодаре. 
При трудоустройстве комиссия длится полгода, затем ещё около шести месяцев претендент проходит стажировку. Как уже говорил, новички работают только с наставниками. В нашей службе риск появления некомпетентных сотрудников сведён к нулю. 

О профессиональной трансформации

— Самая серьёзная проблема вашей службы? 
— Существуют риски, связанные с неадекватной реакцией подозреваемых, угрозой жизни и здоровью. Но со временем дознаватели начинают воспринимать это как данность.

— Дознаватель может себе позволить личное отношение к подозреваемому?  
— Нет, личное отношение, эмоции будут только мешать расследованию.

— Бывает, что злоумышленники не хотят контактировать, провоцируют на эмоции, испытывают терпение, чтобы посмотреть на реакцию сотрудника полиции? 
— Случается, что подозреваемые паникуют, провоцируют. Если нарушитель в общественном месте проявляет агрессию, нецензурно ругается, то сотрудники полиции задерживают его и направляют в отдел МВД на сутки. После чего его доставляют в суд.

— В вашей профессиональной практике были случаи, когда вы ошибались? 
— Нет.

— У дознавателей существует профессиональная деформация? 
— Благодаря специфике работы происходит не деформация, а трансформация. Появляются жёсткость, педантичность, высокий уровень самодисциплины. Работа организует. И это помогает в жизни. 

— Вы проводите опросы, допросы. Специфика вашей работы — постоянное общение с людьми. Можете сказать, что в человеке превалирует: добро или зло? 
— Имея определённый опыт общения с людьми, можно понять, какие качества доминируют в человеке. Но просчитать всех невозможно. Несколько лет назад в Армавире был случай. Мужчина причинил телесные повреждения супруге, женщина написала заявление в полицию. Возбудили уголовное дело. Но потерпевшая перестала выходить на связь. Её муж приходил на допросы, вёл себя адекватно и спокойно, не препятствовал работе полиции. Создавалось хорошее впечатление. А его жена по-прежнему не появлялась… Вскоре её мать обратилась к нам с подозрениями. При обыске выяснили, что армавирец убил супругу и забетонировал тело в колодце.
Однажды человек, проходивший по другому делу, сам сообщил, что из-за возникшего конфликта он заживо сжёг знакомого.  
Дело о нападении на врача в городской поликлинике, происшедшем в этом году, тоже начинал вести дознаватель, затем его передали следствию. А ведь эта история именно о том, что доктор не ожидал удара ножом от пациента. Порой в человеке уживаются две личности, как в повести о докторе Джекиле и мистере Хайде.

— Что вас привлекает в службе, несмотря на ненормированный день, бумажную работу?
— Нравится, что имею возможность помогать людям, предотвращать преступления.

Ольга Белолипецкая
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях