Когда единственное оружие — крест

Когда единственное оружие — крест

История. На территории храма Успения Пресвятой Богородицы сохранились могилы подвижников 
 

Старейшим зданием в Армавире является построенная из кирпича Армянская апостольская церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она — не только культовое сооружение, но историческое и культурное достояние армавирских армян и города. 

Большая стройка

Армавирский краевед Евгений Иванов в труде «Дороги к храмам» писал, что основатель города, командующий кубанской линией генерал-майор барон Григорий Засс для поощрения черкесогаев в 1839 году обратился к правительству с просьбой разрешить строительство в ауле Армавир церкви. Тогда же он обратился к Эчмиадзинскому патриарху с просьбой прислать священника и денежное пособие. По его инициативе весной 1840 года с помощью наёмных ремесленников начинают строительство деревянной церкви. Засс одновременно распорядился, чтобы её построили на каменном фундаменте и покрыли железной крышей. На церкви планировали установить позолоченный крест. Но в 1842 году недостроенный храм сгорел.

 Средства на строительство церкви в Армавире выделил лично император Николай I и будущие её прихожане. Однако сразу после освящения при набеге горцев здание полностью сгорело,  пояснила сотрудник управления информации регионального отделения Союза армян России Амалия Тавадьян.

В августе 1842 года император Николай I принял решение о строительстве нового храма. На этот раз здание должны были возвести из камня. Деньги на строительство выделили из государственной казны. Проект новой каменной церкви, созданный Афанасием Фарафонтьевым, утвердили в 1844 году. Как сообщила Амалия Тавадьян, 5 000 рублей передал строительному фонду наместник на Кавказе князь Воронцов, 5 000 рублей пожертвовал купец Вартанов, 2 000 рублей собрали жители аула Армавир, остальную сумму добрали армяне Ставрополя, Тифлиса и Нор-Нахичевана.
 
Но при возведении новой церкви допустили ошибки в чертежах, из-за чего здание начало быстро разрушаться. В 1857 году проект был доработан. В молитвенном зале вместо старых обрушившихся установили четыре колонны. И только 25 августа 1861 года церковь торжественно освятил астраханский архиепископ Матевос. Она получила название Сурб Аствацацин (Святой Богородицы).

Во второй половине XIX века храм служила форпостом — стратегическим пунктом русских войск, поэтому основное сооружение было обнесено высокой кирпичной стеной с бойницами и четырьмя бастионами, на которых жители несли круглосуточное дежурство, защищая город от набегов горцев. По этой причине черкесогаи называли свою церковь «крепостной», рассказала Амалия Тавадьян. Во время набегов воинственных горцев в храме укрывались женщины и дети, а мужчины плечом к плечу с русскими солдатами отражали набеги черкесов и ногайцев.

Одновременно с возведением церкви построили временный молельный дом. В нём в 1846 году открыли первое в Армавире церковно-приходское одноклассное училище. Оно стало первым национальным учебным заведением на Кубани для мальчиков. В училище был один преподаватель русского языка, один  армянского и законоучитель.
В 1872 году здание храма отреставрировал русский архитектор из Ставрополя. Ему заплатили 400 рублей серебром. А спустя 15 лет сделали второй капитальный ремонт церкви.

Когда единственное оружие — крест

Фото Александра Ковязина.

Святые люди

В 1866 году с южной стороны церкви был похоронен монах Карапет Арцивян. На белом мраморном надгробии сохранилась надпись на армянском языке, которая гласит: «Здесь покоится Арцивян Карапет — монах, отважный защитник, утешитель и спаситель беззащитных черкесских армян, посвятивший себя опасной борьбе с горцами и спасший армян, неутомимый борец, до конца своих дней отдавший свою жизнь на благо своей нации. Да останется на веки его благодарная память поколениям армавирских армян. Скончался 3 августа 1866 года в возрасте 102 года».

Как писал краевед Евгений Иванов, Карапет Арцивян был родом из Нахичевани-на-Дону. В молодом возрасте принял монашеский сан. С конца XVII века странствовал из аула в аул. С 1815 по 1822 годы жил у армян в горах. Этот смиренный человек крестил, венчал, отпевал и исполнял другие христианские требы, а главное  учил словом и собственным примером, как надо исповедовать христианскую веру и любить своих ближних. Затем он переехал в Екатеринодар, где жил до 1840 года, потом  в Армавир. Современники Карапета Арцивяна говорили, что его единственным оружием был крест.

Он лично возглавлял переселение черкесогаев из аулов в кубанский Армавир,  пояснила Амалия Тавадьян.

На втором, чёрном, надгробии надпись на армянском гласит: «Заповедь новую даю Вам: да любите друг друга, как я возлюбил Вас. От Иоан; гл. 13, № 34». Также написано: «Первый черкесогай священник Вардан, старший священник Гаспарянц, скончался после 40-летнего служения церкви. Родился в 1833 году умер 1899, 11 декабря». Рядом находится надгробие последнего настоятеля церкви Гевонда Агаджаняна, умершего в 2007 году, который в течение 45 лет восстанавливал и сохранял церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Виктория Александрова
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях