Сохранить Большое и Малое

Сохранить Большое и Малое

Природа. На территории вокруг Успенских солёных озёр запретят хозяйственную деятельность

Этим летом Успенские солёные озёра получили статус особо охраняемой природной территории.

Теперь вокруг уникальных водоёмов — Большого и Малого озёр — запретят хозяйственную деятельность.

Остатки Сарматского моря

Особо охраняемая природная территория «Успенские солёные озёра» создана в июле 2022 года. Постановлением губернатора Кубани Вениамина Кондратьева её площадь установлена в границах 931 гектара. 
Озёра находятся в степной части юго-востока края, в Успенском районе рядом с хутором Приозёрным, что в 15 километрах восточнее Армавира. Большое озеро имеет овальную форму и занимает территорию около 100 гектаров. Малое, если смотреть с высоты птичьего полёта, напоминает сердце. Его площадь — около 30 га. Берега водоёмов пологие, сильно заиленные, в жаркое время часть озёр — а Малое почти всё — покрывает слой сухой соли.

В Министерстве природных ресурсов Краснодарского края «АС» рассказали, что исключительность их территории подтвердили проведённые в 2020-2021 годах полевые обследования.

— Их проводили в рамках выполнения государственного контракта по экологическому обследованию специалисты Института прикладной экспериментальной экологии Кубанского государственного аграрного университета, — сообщила начальник управления охраны окружающей среды министерства природных ресурсов края Дарья Заякина.

Вокруг озёр сохранилась уникальная экосистема. Для юго-востока Кубани зональным типом растительности является степная. Разнотравно-злаковые и ковыльно-разнотравные степи располагаются на сухих и прогреваемых возвышенностях. Благодаря этим островкам, оставшимся от распашки под поля, можно увидеть первозданную природу Кубани. Они выполняют роль барьера, защищающего биоразнообразие края, и способствуют сохранению редких и исчезающих видов сосудистых растений, беспозвоночных и позвоночных животных.

— Журавельник Стевена — одно из самых редких растений на планете. Он включён в список Международного союза охраны природы. Встречается на территории Успенских солёных озёр, — разъяснила Дарья Заякина. — Их богатейшая флора включает 12 видов охраняемых растений, среди них — пионы и ковыли. В этой местности обитают представители герпетофауны — амфибии и пресмыкающиеся, 114 видов птиц, восемь из них занесены в Красную книгу Краснодарского края, четыре вида — в Красную книгу России. Но главной ценностью являются сами озёра — остатки Сарматского моря, которым около шести миллионов лет.

В пресс-службе краевой администрации отметили, что большинство охраняемых природных территорий на Кубани образованы в горах и на побережье Черного моря.

Под слоем грязи

Озёра входят в Кубано-Кавказскую группу грязелечебных мест, определённых ещё в СССР. Исследовать Успенские озёра начали в конце 30-х годов прошлого столетия. В фондах Армавирского краеведческого музея хранится № 6 Бюллетеней школьно-краеведческой секции Армавирского окружного общества краеведения 1929 года. В нём подробно описывается Убеженское грязе-солёное озеро (сейчас — Большое солёное озеро — примечание редакции), а также приводится анализ лечебной грязи, взятой из него.

«Убеженское солёное озеро сродни целому ряду Ставропольских солёных озёр. Все они и многочисленные солончаки Ставрополя представляют из себя остатки пролива, соединяющего Понто-Каспийские воды; при высыхании пролива в лиманных впадинах и котловинах сбросового происхождения образовался ряд больших озёр. В начале эти озёра, наподобие Сенгилеевского, были лишь пресносолёные, но из года в год весенние воды выщелачивая выходящие наружу нижние сарматские соленосные породы и солончаки, сносили соль в озёра, где по мере испарения воды в летнее жаркое время, соль осаждалась на дне, образовавши, например, в Убеженском озере довольно толстые слои соли в виде крупных кристаллов, лежащие под слоем грязи на значительную глубину», — пишет автор исследования.

На официальном сайте Особо охраняемых природных территорий России также содержится информация о том, что озёра находятся в обширной котловине, которая представляет сброс в геологическом отношении. Водоупорным слоем озёр являются пласты морских синевато-серых глин.

Сохранить Большое и Малое

Фото Александра Ковязина.

Дорога в красоту

В посёлок Передовой корреспонденты «АС» приехали рано — хотели осмотреть местность вокруг озёр. Пойти сначала решили к Большому. Машину оставили там, где заканчивалась асфальтированная дорога. Предстояло идти по дикой природе, часть пути пролегала через лес. В каком направлении двигаться, мы знали, но расстояние недооценили…

Нам повезло — погода в это октябрьское утро стояла как на заказ солнечная и тихая. Мир дикой природы просыпался. То тут, то там переползали дорогу чёрные упитанные гусеницы. Травы источали дивный аромат. Кто-то невидимый шуршал в опавшей листве под деревьями. Птицы, заслышав человека так близко, словно никогда прежде не встречали людей, с криком поднимались ввысь. Идиллическую картину нарушал лишь местами попадавшийся выцветший мусор, оставленный кем-то, да пластиковый пакет, который, будто неугомонный часовой, сновал туда-сюда.

И вдруг мы оказываемся на распутье — дорога раздваивается. Если верить следам от автомобилей, в обоих направлениях её исследовали туристы. Указателей нигде не было. Решили, что сворачивать не станем, пойдём прямо. У входа в лес встретилась табличка. На жёлтом фоне написано: «Всякая охота запрещена». Подумали, ну вот, значит, Большое озеро близко. Но в глубине леса, в который забрели, виднелась истлевшая от времени надпись, оповещавшая о расстоянии до озера… Идти ещё один километр. Вот только название озера разобрать не удалось — на металлическом указателе зияли дыры, да и сам он был перевернут.

Снова движемся прямо, по правую руку — лес, по левую — поле. Кругом ни души. В какой-то момент обойти лес оказалось невозможно. Арка из деревьев сомкнулась, и мы будто попали в огромную кроличью нору, которая то сужалась, то расширялась. Кинематографичный в своей красоте пейзаж заставил понервничать — лес казался бесконечным. И когда всё-таки вышли, почувствовали облегчение. Дорога вела вниз. Вскоре перед глазами предстал сюрреалистичный пейзаж. Это было море. Море в степи.

Отражение неба

Цвет Большого озера, открывшегося нам как на ладони, был глубоким и насыщенным, ослепительно синим. Как у моря в ясную погоду. Небо отражалось в идеально гладкой его поверхности, и казалось, если коснуться воды, то увидишь себя в беспредельной вышине неба.

А вот как описывали его почти сто лет назад армавирцы, побывавшие на экскурсии у Большого озера в октябре 1927 года: «На фоне нашего южного осеннего синего неба место действительно живописно и здесь как-то забываешь о скучной однообразной равнине, которую прошёл от Армавира; кажется, что ты в горах где-то у Швейцарских озёр. Озеро ещё издали синеет своей совершенно гладкой поверхностью… Густая солёная вода даже не рябит от ветра. Возвышенность спускается к озеру равными террасами средне-сарматских глин и песков, размытые окаменелости которых обычно встречаются по берегам озера в виде довольно крупных раковин между разноцветными гальками».

Подъезжать нельзя

Большое озеро окаймляет лесная зона. Между спуском с той дороги, по которой мы шли, и лесом стоят несколько сельскохозяйственных построек, с виду давно заброшенных. Но там встретили местных жителей. Они рассказали, что здесь обитают зайцы, лисы, а недавно видели косулю. Раньше были и волки.

Местные знают, что Успенские солёные озёра стали особо охраняемой территорией.

— Нас предупредили, что ближе, чем на 80 метров, подъезжать к Большому озеру нельзя. Сказали, что запретят пахоту в охраняемой зоне. Но по-прежнему можно заниматься сельским хозяйством и животноводством, — говорит встретившийся Адам Баймурадов.

Жители близ находящихся у озера населённых пунктов, с которыми удалось пообщаться, с пониманием относятся к ограничениям в хозяйственной деятельности, которые вводят на охраняемых природных территориях. Даже поддерживают такое решение.

— Может, ситуация изменится к лучшему. Сейчас после туристов, прибывающих к озеру стихийно, остаётся много мусора, который никто не убирает. Да и подъезды к нему плохие, — делятся местные.

От сельскохозяйственных построек до Большого озера примерно 300 метров через лес. Но тропинка заросла, и пробраться к берегу сложно.

Под защитой

Как пояснили в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, присвоение статуса особо охраняемой природной территории поможет сохранить её в максимально первозданном виде. На берегах Успенских озёр нельзя строить, асфальтировать площадки, разрушать гнёзда, норы, охотиться, поджигать растительность. Доступ к уникальным древним водоёмам для туристов будет свободным, но полностью запретят передвигаться на автомобиле вне дорог, по акватории — на моторных плавательных средствах, заправлять их на берегу топливом, техническое обслуживание и мойку автотранспорта. Без согласования с уполномоченным органом нельзя будет проводить обустройство прибрежной территории для отдыха. Если планируется системная рекреация, то правообладатель участка должен согласовать свои действия с министерством природных ресурсов края.

— В министерстве есть подведомственное учреждение — Управление особо охраняемыми природными территориями, его сотрудники патрулируют местность, выявляют нарушения, проверяют и принимают меры. Но туристы и общественники тоже могут сообщать о нарушениях. Мы оперативно реагируем, — отметила начальник управления охраны окружающей среды минприроды Краснодарского края Дарья Заякина.

Как сообщил на совещании с главой края вице-губернатор Сергей Болдин, неподалеку от Армавира планируют создание ещё одной особо охраняемой природной территории регионального значения — парка «Урупский» в Отрадненском и Успенском районах.

Сохранить Большое и Малое

Фото Александра Ковязина.
Ольга Белолипецкая
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях