Лики вечной памяти

Лики вечной памяти

История. Рисунки Гасмик Нашанян объединяет мотив несвободы, страданий, горечи утрат и скорби
 

Впервые публика познакомилась с творчеством армавирской художницы Гасмик Нашанян, когда её не стало.
 

В апреле 2022 года в Армянском музее Москвы и культуры наций открылась выставка «Образы геноцида», приуроченная к 107-й годовщине геноцида армян в Османской империи. Второй раз экспозиция с рисунками Гасмик Нашанян была представлена в Центре армянской национальной культуры в ноябре этого года, о чём писал «АС».

О её таланте знали только близкие. Художница не любила показывать свои работы, была перфекционистом. По этой причине сохранилось столь мало её рисунков. Художница ушла из жизни 1 ноября 2021 года. 

Образы геноцида

Большая часть рисунков Гасмик Нашанян – это графика. Она писала  гуашью и маслом, рисовала карандашом, ручкой и пером. Работала в смешанной технике. Рассматривая один из живописных портретов, можно заметить следы акварели между рельефными пастозными мазками. Паспарту не скрывает обожжённые уголки некоторых произведений, представленных на армавирской выставке. Как пояснил родной брат художницы Эдуард Нашанян, при создании экспозиции не убирали следов пламени, ведь эта деталь важна для понимания творчества сестры — как человек, самокритично относящийся к своим работам, многие рисунки она предала огню.

Тематически её графика посвящена трагедии, пережитой семьёй художницы в годы геноцида армян в Османской империи.
 
— В десять лет дедушка стал свидетелем расправы над жителями своего села. На его глазах зарубили мать, отца и сестёр. Позже он только по клочкам одежды смог опознать близких и похоронить их, — рассказал Эдуард Нашанян. — Какое-то время он пробыл в плену. Затем судьба подарила ему шанс – он смог сбежать. Направился к родственникам в Гюмри  — они его вырастили и воспитали. Спустя время дедушка женился, а затем вместе с семьёй переехал в Армавир.

Рисунки, повествующие о кровавых событиях начала ХХ века, объединяет мотив несвободы, страданий, горечи утрат и скорби. На чёрно-белых лаконичных портретах Гасмик Нашанян воссоздала образы геноцида: человека в заточении, который с течением времени начинает сливаться с решёткой тюремной камеры; взрослого и ребёнка, наделённых крыльями, но неспособных подняться ввысь из-за тяжести оков; женщину с чёрными от горя глазницами; антропоморфную фигуру, облачённую в саван…

Среди драматичных сюжетов особо выделяется образ мученицы, пригвождённой к стене, и распятие Христа, написанное масляными красками. Спаситель в этой серии появляется, словно символ страданий армянского народа.
К такому приёму обращался Марк Шагал, работая над картиной «Белое распятие». Он изобразил муки Иисуса и аллегорически представил события Хрустальной ночи — еврейского погрома в нацистской Германии.
 
К вопросу стиля

Рисунки Гасмик Нашанян разных лет сложно отнести к одному направлению или стилю в изобразительном искусстве. У неё есть серия портретов, выполненных карандашом на жёлтой бумаге. Эти эскизы не столь драматичны, как другие рисунки автора. Перед зрителем предстают задумчивые и сосредоточенные лица, спокойные портреты, будто художница писала их с натуры при мягком свете.
 
Другие чёрно-белые этюды, как, впрочем, и цветные, более контрастные и рельефные. На них изображены люди под палящим солнцем или другим жёстким светом, на лицах — резкие и глубокие тени, морщинки и складочки тщательно прорисованы, подчёркнуты возрастные изменения и, возможно, шрамы. Не важно, являются эти особенности следствием тяжёлого изнуряющего труда или страданий, выпавших на долю армянского народа. Портреты производят сильное эмоциональное впечатление. Гасмик Нашанян усиливает эффект, добавляя цвет, например, наполняя пространство графичной работы контрастными красным и зелёным.
Несмотря на то, что в творческом наследии художницы есть близкие реализму произведения, она всё же тяготеет к авангарду.
Очевидно влияние такого авангардного направления искусства, как кубизм. Зачастую Гасмик Нашанян писала портреты достаточно контурно, не прорисовывая перспективу. Можно отметить явное или не столь очевидное стремление художницы выделить части лица как геометрические элементы.

И ещё одна интересная особенность в работах Гасмик — попытка разные части объекта изобразить с разных точек зрения. Есть рисунок, на котором мы видим очертание лица вполоборота и вместе с тем персонаж расположен анфас, но половину лица покрывает густая почти чёрная тень, а глаз даже в таких условиях освещения рассмотреть вполне возможно. Это оптическая иллюзия. Подобным приёмом пользовался и сюрреалист Сальвадор Дали, показывая, что мир не такой, каким кажется. Для понимания можно использовать есенинскую формулу:

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи.

Чёрно-белые символы

Очевидна связь творчества Гасмик с авангардным направлением в мировом изобразительном искусстве — сюрреализмом. Она, как и видные представители этого течения, создавала фантасмагорические сюжеты. На одной из работ художницы антропоморфный персонаж облачён в белое. Его лицо сокрыто, на груди изображена решётка и глаз, выходящий за её пределы. У этого героя лишь одна рука, в которой он несёт горящую свечу, и одно крыло. Этот чёрно-белый рисунок наполнен символами: висельная петля, часть которой напоминает железную дорогу, голые ветви деревьев, роза…

Среди творцов этого направления в искусстве современная испанская фотохудожница Сильвия Грав в некоторой степени близка по эмоциональной составляющей произведений. У неё есть чёрно-белые снимки, опубликованные с названием «О Холокосте». Трагические образы на одной из фотографий словно перетекают друг в друга, символизируя общность еврейского народа перед лицом трагедии. По мнению критиков, сюрреалистические образы Сильвии с различными абстрактными и даже мистическими дополнениями выражают переживания и различные состояния людей. Армавирская художница Гасмик Нашанян для понимания также делает акцент на эмоциях своих героев. Для неё не столь важно, что окружает персонажа, как то, что он испытывает.

С творчеством талантливой армавирки, посвятившей свои работы одной из самых страшных страниц истории XX века, вскоре познакомятся в Ереване в Музее-институте Геноцида армян, где планируют организовать выставку Гасмик Нашанян. 

Справка «АС»
Гасмик Нашанян родилась в 1960 году в армавирской многодетной семье. Училась в 9-ой школе, в которой в то время преподавали армянский язык. Владела не только армянским и русским, но знала французский язык. 
В юности была студенткой Ставропольского краевого художественного училища, а с 1979 года училась в Заочном народном университете искусств в Москве. Вступила в Союз художников СССР. 

Ольга Белолипецкая
В апреле этого года работы армавирской художницы Гасмик Нашанян были представлены на выставке «Образы геноцида», открытой в Армянском музее Москвы и культуры наций. Фото с сайта www.armmuseum.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях