Галина Ремаренко: «Зритель не привыкнет к плохому кино»

Галина Ремаренко: «Зритель не привыкнет к плохому кино»

К августу этого года в России закрылся 41 процент кинозалов, сообщил глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков. На Кубани работают более 70 киноорганизаций: одна государственная, 44 муниципальные и 26 частных.

В интервью «АС» директор армавирских кинотеатров «Марс» и «Родина» Галина Ремаренко рассказала, как зарубежные киностудии ушли по-английски, насколько критична ситуация с прокатом фильмов и кто спасёт отечественный кинематограф.
 

Бизнес рисков

По образованию вы  учитель русского языка и литературы. А как попали в индустрию кинопроката?

 Кино любила всегда, а в студенчестве два года посещала факультатив преподавателя Горбулиной, где изучали мировой и отечественный кинематограф, ходили в кинотеатры, писали рецензии на просмотренные фильмы. Нас учили видеть детали, подмечать сюжетные линии. В 1989 году меня назначили директором кинотеатра «Родина», а в 2002-м  и «Марса».

Правда, что в постсоветский период «Родина» была единственным из семи кинотеатров города, продолжавшим работать?

Распался Советский Союз, и в страну хлынули зарубежные фильмы. Я первая из края ездила на второй Международный кинорынок в России. Посещала круглые столы, семинары, училась бизнесу кинопроката. Подписывала договоры на прокат фильмов и на автобусах, поездах везла кино в наш город. Думаю, именно это позволило «Родине» выжить в тот период.

Удаётся заранее отсмотреть фильмы, прежде чем взять их в прокат?

Это невозможно. Представители кинотеатров изучают фильмы по трейлерам, аннотациям, смотрят на актёрский состав. Если зацепило, начинаем вести переговоры с прокатной организацией. Условия жёсткие: в договоре прописаны период проката фильма, количество сеансов, иногда даже время показа. Любое нарушение влечёт штрафные санкции. Кинодистрибьютор следит за этим через специальную онлайн-систему, где видны сеансы и количество приобретённых билетов.

— Кинобизнес — рисковый бизнес?

— Да. Мы допускаем, что фильм имеет высокий коммерческий потенциал и должен привлечь людей, берём его на большое количество сеансов, а зрители не идут. По договору же с прокатной организацией независимо от размера выручки 50 процентов мы должны отдать ей. Жаль, что нет возможности заранее отсмотреть фильм. Раньше их можно было увидеть на кинорынках, но и там количество презентаций сокращают до двух-трёх.

Кино по подписке

— Последние два года оказались сложными для кинотеатров: сначала пандемия, затем санкции и уход зарубежных студий. А что ударило по кинобизнесу сильнее?

— С 2019 года посещаемость кинотеатра упала примерно на 60 процентов. Сейчас заполняемость зала на десять процентов мы уже считаем хорошим показателем. 
Сильнее пандемии ударили февральские события. После ухода из России крупных зарубежных студий «Марс» находится на грани выживания. Из-за отсутствия зрителей мы приостановили показ фильмов в кинотеатре «Родина».

В пандемию кинотеатры края были закрыты девять месяцев, затем стали работать с залами ограниченной посадки. 2021 год мы хорошо начали с российских проектов «Последний богатырь: Посланник тьмы», «Три богатыря и Конь на троне», «Чемпион мира». К концу года удалось поднять посещаемость до 40 процентов от допандемийного периода.

— Неужели люди после вынужденной самоизоляции не соскучились по кино на большом экране?

— Во время пандемии конкуренцию нам составили развивающиеся онлайн-кинотеатры. Люди привыкли оплачивать ежемесячную подписку и иметь неограниченный доступ к обширной кинотеке. Пришлось усилить рекламу в социальных сетях и на сайте, чтобы армавирцы возвращались к нам. Отучить людей от похода в кино просто, а вот вновь приучить к этому невероятно сложно.

— Что происходило в кинотеатре за девять месяцев без посетителей?

— Мы проводили генеральные уборки, текущий косметический ремонт. Чтобы технику и аппаратуру поддерживать в рабочем состоянии, несколько раз в неделю на два-три часа запускали её. Поддерживали работу пожарной, охранной сигнализаций. Организовывали дежурства работников кинотеатра.

Ушли по-английски

— Договоры с кинокомпаниями Голливуда вы заключали напрямую. А после начала спецоперации зарубежные студии уведомили вас об уходе из России?

— Они ушли по-английски: даже не прислали письма с уведомлением о прекращении сотрудничества. О том, что американские студии уходят из страны, мы узнали из федеральных СМИ. Например, ситуация с фильмом «Бэтмен». Мы загрузили его в проектор, открыли предварительную продажу билетов, а студия за три дня до премьеры не дала нам ключ на прокат фильма  молча, без объяснения причины.
 
В августе стало известно, что из-за нехватки контента в стране закрылся 41 процент кинозалов. А как же повторные показы «Золотой коллекции» отечественных фильмов?
 
 На 1 октября в России закрыли 166 кинотеатров. В Краснодарском крае перестало работать около 20 процентов кинозалов.
Повторный прокат не может удержать на плаву наш бизнес, даже культовые «Брат» и «Брат 2». Мы ставили минимальную цену, но немногие покупали билеты. Сейчас ситуация на рынке кинопоказов в России считается критической. Примерами этого являются кинотеатры «Марс» и  «Родина».

Доброе, но зрелищное
 
 Какова ситуация в российской киноиндустрии сегодня?

— Российское кино не конкурентоспособно. Есть хорошее, но его мало. В прошлом году в прокат вышли 153 отечественных фильма, из них окупились всего пять. 
Продюсерам нужно правильно реализовывать бюджет, выделенный государством для съёмок. Потому что мы выпускаем фильмы в прокат, а люди не идут им неинтересно. Если сравнивать с той же Америкой, там большинство фильмов снимают на собственные деньги, поэтому продюсеры думают о том, куда и как их вкладывают, и делают кино зрелищным.

Что нужно, чтобы вывести отечественный кинематограф на качественно новый уровень?

— Нужны новые Тарковские, Хуциевы, Данелии, Гайдаи, Меньшовы — талантливые режиссёры, делающие качественное кино, которое люди захотят смотреть и пересматривать. Вспомните, каким человечным был советский кинематограф. Но сегодня хорошее и доброе российское кино должно быть зрелищным, патриотичным и с новыми положительными героями, потому что основной посыл кино сделать людей лучше.

Кино для взрослых

— А что сейчас из российских новинок востребовано у армавирцев?

— По количеству продаваемых билетов — «Сердце Пармы» режиссёра Антона Мегердичева. Фильм идёт почти три часа, но пользуется спросом. Популярен «Петр I: Последний царь и первый император» Андрея Кравчука. Его смотрят не только школьники и молодёжь, но и взрослые.
 
— А у молодёжи популярны анимационные фильмы?

— В прошлом году мы показывали полнометражное аниме «Клинок, рассекающий демонов». В этом вышли в прокат «Большое путешествие: специальная доставка», «Кощей. Похититель невест», «Три богатыря и Конь на троне».

Зрителей какого возраста больше приходит в кинотеатр?

Мы позиционируем себя как семейный кинотеатр. Работаем и со старшим поколением. Поэтому большинство фильмов  кинокомедии или мелодрамы, семейное кино, кино для детей. 18 процентов зрителей школьники и студенты, пришедшие по Пушкинской карте.

Фильмы я отбираю не на свой вкус, а ориентируясь на аудиторию, их коммерческий потенциал, жанровую направленность в соответствии с предпочтениями армавирцев.

— А что любят люди старше 40 лет?

— Они покупают билеты на более серьезное кино. Например, спортивную драму режиссёра Антона Мегердичева «Движение вверх» о выигрыше сборной СССР по баскетболу на роковой мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Или драму «Салют-7» режиссёра Клима Шипенко об одноимённой космической станции, на которую после её выхода из строя отправили спасательную экспедицию. Многие приходили посмотреть военно-приключенческий боевик режиссёра Алексея Сидорова «Т-34».

В режиме экономии

— А как часто вам удаётся сходить в кино?

— Чтобы купить билет и посмотреть фильм от начала и до конца — не часто. В рабочее время могу ненадолго зайти в зал, чтобы оценить качество звука и картинки, посмотреть на реакции зрителей. Особенно, если идёт премьера. А без билета попасть на сеанс невозможно.

Помимо того, что прокатные организации отслеживают количество сеансов и посетителей на сайте, есть тайный проверяющий сеансов. Им может оказаться любой человек. Он покупает билет, садится в зрительный зал и подсчитывает количество присутствующих на сеансе, может сделать фотографии, которые потом отправляет в отчёте дистрибьютеру. И если выяснится, что фактическое количество зрителей больше, чем проданных билетов, кинотеатр получит штраф, начнётся бумажная волокита.

— Что сейчас предпринимается, чтобы кинотеатр остался «на плаву»?

— Помимо продажи билетов есть доход от так называемых кинобаров. Мы сдаём помещение на первом этаже в аренду кафе-бару. Стараемся уменьшить эксплуатационные расходы, чтобы не залезть в долги. Это расходы на отопление, освещение, воду, аренду здания у администрации города  экономим во всём.
 
Перешли на новый режим работы, убрав десятичасовые утренние и поздние вечерние сеансы, что помогает увеличить срок эксплуатации специальных проекционных ламп, рассчитанных на тысячу часов. Ведь техника и аппаратура кинотеатров — зарубежного производства, и купить её в нынешних обстоятельствах почти невозможно. Изменили рабочие графики сотрудников.

Тем не менее кинотеатр борется за выживание, сейчас подбираем фильмы для показа в новогодние и рождественские праздники.

Снежана Годлевская
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях