Собрать велорикшу

Собрать велорикшу

Свою работу сборщик велорикш Михаил Гришкин называет пыльной и грубой. Но в цехе готов дневать и ночевать. Потому что именно на производстве реализовывается как технический специалист и творческий человек.
 
Деталь на своём месте

Михаилу Гришкину 53 года. У него нет специального образования. Работать начал, когда пришёл из армии.

Кем только не был: грузчиком, кладовщиком, мастером производства. В моей трудовой книжке уже нет места для записи, рассказывает Михаил.

Но дело своей жизни он нашёл десять лет назад, когда пришёл на армавирский велорикше-мобильный завод сборщиком. Из деталей собирает велотранспорт в единое целое.

Мой родной дядя был знаком с руководителем предприятия Ильёй Безручкиным. Предложил мне попробовать поработать на сборке,  рассказал, как попал на завод Михаил.

Подумав, он после 12 лет работы на стройке рискнул. Начинал почти с нуля. Производственного опыта у Гришкина не было, с велосипедом научился обращаться в детстве. Как работать с инструментами, знал приблизительно.

—  Потребовалось три недели, чтобы освоить сборку велорикш. Илья Владимирович рассказывал, что делать, и показывал, вспоминает Михаил. Объяснял не только, что и куда поставить. Он растолковывал, почему эти детали должны стоять именно так, а не по-другому. Важно было, чтобы я понял принцип работы велорикши. Сначала случалось, что ставил деталь не так. Вот грибок на колесо, предназначенный для заплатки резины на шинах. От того, как его поставишь, зависит, насколько хорошо он будет держаться. Илья замечал эти ошибки и поправлял.
 
Сам себе конструктор

Михаил Гришкин считает, что его профессия сборщика творческая. К нему в руки попадают готовые детали, которые он должен собрать в единое целое, и довести изделие до эксплуатации.

Пока собираю так называемый конструктор, смотрю, как можно улучшить механизм, чтобы он стал практичней и удобней. Мне интересно разрабатывать новое, — рассказывает сборщик. — А ещё приятно смотреть на результат своего труда, когда все детали, которые конструируют и изготавливают вручную на нашем заводе, идеально подходят друг другу.

Каждому сотруднику руководитель составляет план работы, и у каждого своя зона ответственности.

Вот поступает ко мне морозильная камера, и надо её собрать с частью велосипеда. Детали, необходимые для сборки, изготавливают у нас на заводе, а вот пластик нарезаю сам, поясняет Михаил Гришкин.

Бывает, что детали попадаются неточных размеров. И если их корректировка не требует сварки, то сам подгоняет под нужные параметры.

Сварщики тоже люди и могут ошибиться, с пониманием поясняет сборщик.  Если деталь требуется переварить, отправляем её обратно в сварочный цех. Там её заново измеряют и исправляют.

Кстати, на многие детали, изготовленные на армавирском заводе, дают пожизненную гарантию. За 10 лет, что Гришкин собирает велорикши, ещё никто не обратился за их заменой.

Собрать велорикшу

Фото Ольги Белолипецкой.

Не профессионал

Работа на заводе по изготовлению велорикш сезонная. С ноября по февраль заказов нет, поэтому зимой ремонтируют оборудование, совершенствуют станки. Основной сезон стартует в марте. В это время начинают поступать заказы.

— Выходим в конце февраля, чтобы подготовиться, проверить станки и в марте начать полноценно работать, говорит Михаил. У нас бешеный темп. В прошлом году пытались перейти на график работы пять на два, но когда идёт много заказов, его сложно удержать. Беру выходные по возможности, — поделился сборщик.

По словам Михаила, семья уже привыкла к его рабочему ритму.

Правда, жена ругается. Если сразу не надел рабочую футболку с брюками, то «выходная» покроется пылью. Говорит, стирать замучалась, смеётся Гришкин.

Домом он занимается зимой, когда на заводе «мёртвый сезон». Интересно, что Михаил не считает себя профессионалом.

 До сих пор не могу сказать, что состоялся в своей профессии как специалист. Мы постоянно совершенствуем модели продукции. Если решили изменить принцип соединения или работы одной детали, преобразования по цепочке коснутся и остального. Поэтому обучение у нас непрерывное, говорит Гришкин.

Но по словам руководителя предприятия, Михаил имеет достаточный профессиональный опыт. За 10 лет работы через его руки прошли модели велорикш, которых уже даже нет в производстве.

 Часто советуюсь с ним по поводу конструктивных изменений в велосипедной технике. В ответ всегда слышу: можно доработать или исправить,  поделился директор Армавирского велорикше-мобильного завода Илья Безручкин.
 
Испытано на себе

Михаилу идеи «нового» обычно приходят во время сборки.

— Собираю модель и понимаю, что одну из деталей нужно поставить по-другому или изменить способ сварки, строение створок. Предлагаю идею руководителю, он берёт её в разработку, и начинаем делать экспериментальный образец, — рассказывает Михаил.

Разумной считает практику, когда все усовершенствованные изделия работники цеха тестируют сначала на себе. Однажды Михаил с командой решили опробовать велорикшу, приспособленную для двоих человек. Только сели на неё ввосьмером.

Проехались, и ничего конструкция выдержала! Когда был в Сочи, увидел нашу трёхколёсную велорикшу, предназначенную для перевозки пассажиров. Водитель при повороте ехал на двух колёсах из трёх одно болталось в воздухе, при этом ещё и вёз папу с ребёнком. В первый раз наблюдал, чтобы наше транспортное средство так лихо использовали. При этом велосипед был цел, и пассажиры тоже, говорит армавирский сборщик.
 
Заказ из Дубая

Самый приятный момент в своей работе наступает, когда можно рассматривать готовое изделие.

Представьте, вот перед вами изделие, которое вы собрали собственными руками. А завтра его отправят за тридевять земель. Моя работа завершена, а наша конструкция послужит кому-то верой и правдой, рассуждает Михаил.

Напрямую он с заказчиками не контактирует, но поддерживает с ними связь удалённо.

Однажды делали кофе-бар на колёсах клиентке из Дубая. Хотя сроки поставки велорикши оговорили предварительно, заказчица нас постоянно торопила. Каждый день звонила и узнавала, как продвигается работа. Оказалось, что она из Бразилии заказала какой-то сорт кофе, срок годности которого всего полтора месяца. Зёрна ей доставили раньше, чем был готов бар на колёсах. Женщине срочно надо было продать кофе, пока не закончился его срок годности, рассказал армавирский сборщик велорикш.  Мы успели завершить работу раньше и отправили заказ в Дубай.

Собрать велорикшу

Фото Ольги Белолипецкой.

В другую сторону

Когда на производство приходит новый человек, первое, что ему объясняют — техника безопасности. Он должен понять, как правильно пользоваться инструментом: болгаркой, дрелью, ножом, шуруповёртом, и ни при каких обстоятельствах не брать инструмент других работников. Как говорит Гришкин, даже обычный гаечный ключ может отскочить и ударить.

— Сборщик должен обладать усидчивостью, внимательностью, аккуратностью и любовью к делу, которым занимается, — уверен Михаил. — Это кропотливая ручная работа, когда важно замечать все достоинства и недостатки деталей. У нас 20 моделей велорикш, и каждую постоянно совершенствуем. Поэтому на производстве скучно не бывает — регулярно придумываем что-то новое.

На предприятии введена практика, когда руководитель приглашает коллектив к себе, и специалисты имеют возможность поделиться своими идеями, разработками.

— Как-то делали фреш-бар — переносную барную стойку с полочками. Михаил посоветовал поменять расположение дверей, тем самым увеличив рабочее место, — рассказал директор Илья Безручкин. — Изначально двери открывались на себя и мешали бармену во время приготовления напитков. Гришкин предложил, чтобы двери открывались вбок и как бы являлись продолжением рабочего стола. Взяли его идею в разработку и усовершенствовали изделие.
 
Тот, кто двигает мир

Армавирский сборщик отметил, что за годы его работы на заводе в сфере промышленности произошли серьёзные изменения — российские предприятия становятся на ноги.

—  У нас на производстве оборудование и материалы используют в основном отечественные. Даже станки изготавливаем сами. Импортный материал остался, но закупали мы его ещё до начала пандемии ковида, — поделился Михаил.

Но у всех производителей одна общая проблема — молодые ребята не идут на производство.

— Может, руки не хотят марать — работа-то пыльная, потная, грубая. Да и трудиться нужно не только руками, но и головой, — рассуждает Михаил Гришкин. — Пробовалось много хороших ребят, но одни уходили возить воду, другие — пиццу. Мне кажется, у современной молодёжи нет тяги к работе руками, к изобретательству.

Сам Гришкин вырос на Черемушках. Родители работали на промышленных предприятиях, и он с детства видел, как надо «пахать».

— И мне был интересен процесс производства. А сейчас у всех в руках гаджеты, подключённые к быстрому интернету. Все хотят работать не выходя из дома, размышляет Михаил Гришкин. Люди всё больше проводят времени в виртуальном мире, уходя из реальности. Возможно, поэтому страдает реальный сектор экономики.

Но сборщик велорикш верит, что всегда найдутся те, у кого в крови желание разбирать, собирать, экспериментировать. Именно такие люди двигают мир вперёд.

Валерия Гафарова
Фото Ольги Белолипецкой.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях