История. Деньги и знание этикета помогали жителям города становиться «звёздами» званых вечеров
Известный французский писатель Анри Труайя, урождённый Лев Тарасов, в воспоминаниях о детстве, проведённом в Армавире, писал, что единственными развлечениями в городе были прогулки в экипаже вдоль полотна железной дороги и визиты знакомых.
Как говорит заведующая научно-просветительским отделом Армавирского краеведческого музея Марина Баздырева, званые вечера были одной из традиций дореволюционного Армавира.
Не позже шести вечера
Армавирское застолье не походило на званые вечера в Москве и Санкт-Петербурге.
— Дореволюционный Армавир был неоднороден как по национальному составу, так и по социальной структуре общества, — поясняет Марина Баздырева. — Обеспеченные горожане в конце XIX-начале XX века придерживались правил, заимствованных у российской аристократии, но адаптировали их к местным условиям. Например, на суаре приглашали не позже 18 часов, хотя в столице гостей звали к восьми вечера.
Званый вечер организовывали по определённым поводам: дням рождения, на Рождество Христово, Пасху… Обеспеченные армавирцы созывали гостей, когда хотели сообщить знакомым, что уезжают на длительное время. А вернувшись домой, тоже приглашали к столу.
Звали не только состоятельных горожан, но и священников, врачей, адвокатов. Однако священнослужителей предупредительно не приглашали в гости во время поста.
— В Армавире не проживали представители известных дворянских родов. Поэтому «сливки городского общества» составляли промышленники, предприниматели, врачи, юристы, артисты, — поясняет Марина Баздырева. — Можно сказать, что социальные границы были размыты. В Армавире, быстро разбогатев, легко было войти в высшее общество. «Звёздами» званых вечеров становились благодаря обладанию солидных состояний, владению этикетом или харизме.
В начале XX века Армавир напоминал европейский городок архитектурой, укладом жизни. Это сказалось и на правилах организации застолий. Стали меньше следовать кавказским традициям. Если в середине XIX века армавирская женщина не могла принимать участие в званых вечерах, то уже в XX веке за столом вместе сидели и общались представители обоих полов. Публика собиралась разновозрастная. На светские рауты не брали только детей до 16 лет.
Свадьба с прожектором
Суаре был разделён на несколько этапов: общение до ужина, застолье и общение после. Как пояснила Марина Баздырева, уходить сразу после ужина считалось признаком дурного тона. Документальных свидетельств о том, сколько в Армавире длился званый вечер, не найдено. Как предполагает научный сотрудник музея, учитывая, что город был провинцией, где жизнь текла неспешно, а развлечений имелось немного, мероприятие длилось около четырёх часов. Недаром хозяйки тогда говорили: «Приятно, но утомительно принимать гостей». Поэтому званые вечера устраивали нечасто. Это было накладно, ведь помимо угощений приходилось тратиться на посуду, наряды. Но на светских раутах знакомили молодых людей.
Как отмечают в своих исследованиях армавирский историк Сергей Ктиторов и научных статьях сотрудники городского краеведческого музея, в Армавире проживало много состоятельных людей. Армавирцы равнялись на столицу. Например, незадолго до свадьбы родителей Анри Труайя в городе провели электричество, и дед писателя Аслан Тарасов, чтобы придать церемонии больше великолепия, взял напрокат прожектор, использовавшийся во время царской коронации в Москве. Его укрепили на фасаде дома и подсоединили к динамо-машине, находившейся в конторе торгового дома Тарасовых. Вечером свадебный кортеж, возвращавшийся из недавно выстроенной церкви, внезапно осветили яркой вспышкой. Лошади испугались, горцы стали взывать к Аллаху, нищие протягивали руки к сверкающим лучам, точно к золотому потоку. Так вспоминал Анри Труайя в своей книге «Моя столь длинная дорога».
Сплетни под запретом
Начинался званый ужин с общения. Существовало негласное правило говорить только на приятные темы.
— Нежелательно было обсуждать болезни, смерти, чьи-то уродства и так далее. Под запретом находились сплетни, — отметила Марина Баздырева. — Однако это правило в провинции нарушали.
Анри Труайя писал: «…Единственным развлечением были визиты соседей-армян, приезжавших позлословить».
В Армавире, как и по всей Российской империи, не допускалось негативное обсуждение членов царской семьи. Хотя в русской литературе того времени проскальзывали фразы: «Ах, вы представьте, Его Императорское Величество приобрёл десять автомобилей для своего гаража, и это в наше неспокойное время».
Кому армавирское общество не прощало несоблюдение этикета, так это молодым людям.
— В то время считали, что репутация — это зеркало, и достаточно лёгкого дуновения, чтобы оно помутнело, — говорит Марина Баздырева.
Фарфор и лимон
В Армавире стол у обеспеченных горожан сервировали посудой преимущественно из фарфора. Покупали её у зарубежных и отечественных производителей, например, у товарищества братьев Кузнецовых, которое фактически являлось монополистом в Российской империи в изготовлении посуды из фарфора и фаянса.
На стол подавали блюда армянской, немецкой, еврейской и русской кухни. Одновременно могли приготовить бефстроганов и штрумбы мясные. Армавирцы увлекались и модной в то время французской кухней.
Армавир — город южный, кавказский, поэтому столы всегда ломились от угощений. В воспоминаниях Анри Труайя писал, что на свадьбу его родителей закатили пятидневный праздничный пир. На пятый день один из двоюродных дедушек писателя скончался от несварения желудка, после чего праздник завершился.
— Сказывались кавказский колорит и желание поразить гостей, угостить их побольше и повкуснее. Готовили блюда из мяса, в том числе и на открытом огне. Было много хлебобулочных изделий: пироги, лепёшки, — поясняет Марина Баздырева.
В Армавире сложилась своя культура чаепития. Местная буржуазия пила на английский манер, купечество совмещало аристократические и простонародные традиции. Интеллигенция не имела возможности накрывать столы, как купцы, но тоже тяготела к аристократическому стилю. А вот простые люди пили чай с хлебом или кятой. Доподлинно неизвестно, ставили ли в Армавире во время званого вечера на стол самовар.
— Пить чай с лимоном — это очень по-русски, — говорит Марина Баздырева. — Родилась традиция как средство от укачивания, когда ездили по плохим дорогам. Кстати, в Армавире купажировали чай.
Подавали на суаре и кофе. В городе работало много кофеен, и популярным товаром были кофемолки.
Испытание вилками
Если в Армавире начала XX века вы хотели прослыть человеком, которого охотно приглашают в гости, необходимо было хорошо знать правила этикета, в том числе и поведения за столом. Например, класть локти на стол запрещалось, положить можно было только запястье. Обязательным было владение всеми столовыми приборами.
— Существовало правило: если за столом много приборов, то достаточно двигаться от края приборов к тарелке, — поясняет Марина Баздырева. — Например, вилки к рыбным и мясным блюдам отличались. Последняя — с привычными для нас четырьмя зубцами. По правилам этикета пользоваться обеденной вилкой следовало с ножом. Прибор держали левой рукой, в правую брали нож. Рыбная вилка — длиной около 18 сантиметров с четырьмя зубцами, которые немного короче, чем у обеденной.
В фондах армавирского музея хранятся ножи и вилки начала ХХ века, есть нож для рыбы. Сегодня такой столовый прибор практически не используют.
Во время застолья правилом хорошего тона считалось не набирать много еды в столовые приборы. Ложку подносили ко рту не кончиком, а боком. Это позволяло не набивать рот едой и не обжечься. Кроме того, так легче поддерживать за столом светскую беседу.
Если же в тарелке вдруг оказывался несъедобный предмет, то привлекать к этому внимание и укорять хозяев считалось признаком дурного тона. По правилам нужно было вести себя так, словно ничего не произошло.
— В такой ситуации за столом поступали настолько тактично, и никто не понимал, что у вас что-то произошло, — пояснила Марина Баздырева.
Этикетом вполне допускалось не доесть блюдо. Если кто-то проливал за столом соус или напиток, то гость не должен был вскакивать, затирать скатерть. Главное в этот момент — сохранять спокойствие. Как пояснила Марина Баздырева, Антон Чехов описал такую ситуацию в рассказе «Дом с мезонином»: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
Салонные игры
После ужина наступало время для беседы. Уходить сразу после застолья было непринято, поэтому армавирцы из столовой перемещались в гостиную, где непринуждённо общались. Во время беседы пили кофе, играли в азартные или салонные игры. Нередко проводили литературные, музыкальные и театрализованные конкурсы. Но самой популярной игрой того времени были «Фанты», её любили все сословия.
— Эта игра сохранилась до наших дней, но стала детской, наверное, потому что после революции игра в фанты не поощрялась обществом. А вот в начале ХХ века она считалась серьёзным испытанием, где давали каверзные задания, например, продекламировать с выражением какой-нибудь стих, представить, что вы гадалка, и предсказать будущее трём понравившимся особам или шепнуть им секрет, — поясняет Марина Баздырева. — В основном все старались давать в игре в фанты задания, соответствующие правилам этикета.
Виктория Александрова
Фото Александра Ковязина.