Дмитрий Кравченко: «Мне ближе типаж борца за правду»

Дмитрий Кравченко: «Мне ближе типаж борца за правду»

Поэт из Армавира Дмитрий Кравченко стал финалистом Международной премии имени Фазиля Искандера. Он вошёл в шорт-лист премии с киносценарием своего романа «Ростовская сага».

В этом году Дмитрий защитил диплом во Всероссийском государственном институте кинематографии имени Сергея Герасимова по сценарию и решил принять участие в конкурсе.
В Армавир автор «Ростовской саги» приехал накануне объявления результатов. Он не стал победителем, но вышел в финал международной премии. Мы побеседовали с ним об успехе романа, о том, как поэту в своём блоге набрать за два месяца 100 тысяч подписчиков, и кто мог бы сыграть в экранизации «Ростовской саги» главную роль.

Справка «АС»
Роман «Ростовская сага» был опубликован в прошлом году в издательстве «Проспект» тиражом 5 тысяч экземпляров. Он основан на реальных событиях и повествует о ночных гонках, происходящих в начале XXI века в Ростове-на-Дону.

Главная героиня — девушка, возглавляющая клан автомобилистов, которые противостоят мотоциклистам. В центре сюжета — не только противостояние в экстремальных гонках, но и любовь. 
Это первый роман о ночных гонках в России, где главной героиней становится ­девушка. 

Роман в прямом эфире

— В какой период жизни вы писали «Ростовскую сагу»? 
— Книгу писал параллельно учебе во ВГИКе, а в качестве дипломной работы адаптировал сюжет романа для сценария. Во время пандемии решил вернуться к прозе. Планировал создать рассказ. Но когда оторвался от монитора, понял: получилась повесть… А из неё уже возникла «Ростовская сага».
Думаю, эта история стала успешной потому, что многим надоело слушать о Москве и Питере. Люди хотят знать, чем живут регионы. 
Уникальности сюжету добавляет и то, что главная героиня романа, участвующая в ночных гонках, — девушка. 
Ещё одна причина успеха «Ростовской саги» в том, что эта книга о выборе. Его нужно постоянно делать героям. А зачастую и о невозможности выбора.
 
— Как-то продвигаете свой роман?
— Через соцсети и мероприя­тия. Главным инструментом в продвижении в интернете является прямой эфир. Читателям нравится формат разговора с автором. Они просят озвучить отрывки из книги, также отвечаю на их вопросы.

— У персонажей «Ростовской саги» есть прототипы?
— Да, это реальная история моей подруги. На страницах романа разворачивается драма любовного треугольника, раскрывается внутреннее состояние персонажей. Описанные события происходили давно. Прочитав книгу, девушка позвонила мне в слезах, поблагодарила. В жизни подруга не смогла сделать выбор. Сегодня через призму своего жизненного опыта она дала ответ, кого бы выбрала…

— Кто ваш потенциальный читатель?
— Молодые женщины, такого же возраста, как и главная героиня.

Всё создал Шекспир

— Вас сравнивают с другими популярными писателями? 
— О да. Часто слышу о сопоставлении саги с романом «Три метра над небом» Федерико Моччиа, а также с его экранизацией. Сравнивали с Сергеем Минаевым и французским прозаиком Фредериком Бегбедером, Сергеем Довлатовым. Однажды мне сказали о близости моей прозы к тексту романа «Звёздный билет» Василия Аксёнова.
То, что читатели находят в моей прозе отсылки к аксёновскому и довлатовскому стилям, для меня лестно. 

— А если говорить о сюжетах и аллюзиях? 
— На мой взгляд, в драматургии существует ограниченное количество сюжетов. И все возможные вариации уже создал Шекспир.

— Что вдохновляло, когда работали над книгой?
— Сама жизнь. Я же был свидетелем этой истории и вписал себя в неё на страницах романа. Хотя образ соседа в книге собирательный. Было приятно, что читатели с симпатией относятся к этому персонажу, сопереживают ему.
 
— Местом действия второй части книги вы выбрали Краснодар. Почему?
— Это город-миллионник, в нём кипит ночная жизнь. Сейчас еду в Краснодар, чтобы писать о том, что вижу и знаю. История Леры будет продолжаться. 
А вот появятся ли там другие, уже известные читателям герои… Посмотрим. Ночные гонки точно будут. Возможно, главная героиня пересядет на мотоцикл, а вот кого она встретит… Кто знает? Ведь события первой и второй части разделяет большой временной отрезок — десять лет.

— Если будете экранизировать книгу, кого видите в качестве режиссёра?
— Андрея Джунковского, режиссёра фильма «Сладкая жизнь». Ему готов доверить экранизацию. Хотел бы, чтобы фильм снимал мужчина, так как роман написан тоже мужчиной.
 
— А кому из артистов предложили бы главную роль?
— Главную роль отдал бы Светлане Ходченковой, Катерине Ковальчук или Алёне Михайловой. А вот Александра Кузнецова хотел бы увидеть в роли Бобрика. Ещё Юра Борисов подходит, но он высокий для этой роли. Я за то, чтобы в кино появлялись новые лица.

Деревня читает стихи

— На волне популярности книги вы не оставили поэзию? 
— Популяризирую поэзию на ютюб-канале. Идею подсказали подписчики. Захожу в чат-рулетку в образе деревенского паренька Геннадия из выдуманной деревни Городовиково и общаюсь со случайными собеседниками. При знакомстве представляюсь с южным говором, используя просторечия и фрикативный «г». Когда-то и сам так говорил. Предлагаю почитать стихи, люди сами выбирают тему. А когда начинаю декламировать, меняю голос. Звучит чистая русская речь. Такой разрыв шаблона оказался невероятно привлекательным для молодой аудитории. Это уникальный пранк. За два месяца канал набрал 100 тысяч подписчиков.
 
— Что просят почитать? 
— Просят стихи о любви. Чаще авторские. Молодёжи нравится поэзия — на неё есть спрос.

— Дима, у вас прекрасный голос. Хотели бы озвучивать кино? 
— Да, готов попробовать себя в роли актёра дубляжа. Хочу озвучивать фильмы и сериалы, кого-нибудь из марвеловских персонажей. За мультипликацию тоже готов взяться.
 
— А какой типаж вам ближе?
— Борца за правду.
 
— А как голосом передать состояние героя, перевоплотиться в персонажа? 
— Это актёрская техника. И в озвучке, и в кино есть актёры, которые являются героями. Где бы они ни играли, будут оставаться собой. Саша Петров во всех фильмах Саша Петров. А вот Иннокентий Смоктуновский везде разный. Когда вы смотрите фильмы с Ди Каприо, у вас возникает мысль, что говорит Бурунов?

— Нет. 

— Это и есть профессионализм. 

— Каковы ваши предпочтения в кино?
— Зарубежные фильмы смотрю по режиссёрам. Предпочитаю творчество Кристофера Нолана, братьев Коэн, Джеймса Кэмерона, Квентина Тарантино, Дэвида Финчера, Роберта Родригеса.
Российские фильмы смотрю, скорее, по проектам. Среди оте­чественных режиссёров любимый — Пётр Тодоровский.

— А Тарковский?
— Как современный человек, непривыкший к медленному кино, изысков и прелести его картин не понимаю. 

Кстати
По информации «Литературной газеты», в этом сезоне Международная премия имени Фазиля Искандера, учрежденная Русским ПЕН-центром в 2016 году, вручается в пяти номинациях: «Проза», «Поэзия», «Детская и подростковая литература», «Переводы», «Киносценарий и драматургия». Поддержку конкурсу в нынешнем премиальном цикле оказывает Президентский фонд культурных инициатив.

Ольга Белолипецкая
Фото из архива Дмитрия Кравченко.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях