Марина Шурубова: «Гарри Поттер» — неудачная сказка»

Марина Шурубова: «Гарри Поттер» — неудачная сказка»

Из-за новогодних праздников незаметно прошли две знаковые для детской литературы даты: 140 лет со дня рождения русского писателя, автора «Золотого ключика, или Приключений Буратино» Алексея Толстого и 395 лет со дня рождения французского поэта, критика Шарля Перро. На их сказках выросло не одно поколение россиян, которых увлекали динамичные сюжеты, простота языка и житейская мудрость, ненавязчиво проступающая сквозь закрученную интригу повествования.

Читают ли современные дети сказки? Какие идеалы формируют у подрастающего поколения эти произведения? Что лучше: читать или смотреть сказки? Об этом поговорили с учителем русского языка и литературы школы № 16 Мариной Шурубовой.

Сначала — народные

— Вы 25 лет преподаете русский язык и литературу. Профессию выбрали, потому что любили читать?

— В том, что уже четверть века преподаю русскую словесность, заслуга моего школьного учителя русского языка и литературы Анжелы Андреевны Мхитаровой. Именно она привила любовь к литературе, желание читать, творчески мыслить. 
На её уроках даже мальчишки-хулиганы сидели тихо и заворожённо слушали учителя. Она никогда не позволяла себе повышать голос, всегда говорила спокойно и умела так увлечь темой, что ни один ученик не оставался равнодушным.
После окончания школы я поступила на литературный факультет в Армавирский педагогический институт.

— Слово «сказка» у многих ассоциируется с волшебством. А в каких классах изучают этот жанр?

— Изучая сказки, дети обогащают свой жизненный опыт. Поэтому их читают с первого по шестой классы. Сначала изучают народные сказки, например, «Царевну-лягушку». Потом — авторские, такие, как произведения Александра Сергеевича Пушкина. Сказки зарубежных авторов в основном выносят на внеклассное чтение.
На уроках кубановедения изучают  кубанские сказания и легенды, например, «Заветный колос», где рассказывается про казака Батога и старика Урожая. Благодаря упорному труду казак получил от старика заветный колос и смог вырастить целое поле пшеницы.
 
Мир познания

— Советское поколение детей зачитывалось произведениями Андерсена, Шарля Перро, Аксакова, Толстого, братьев Гримм. А каких сказочников знают современные школьники?

— Учителя первоклашек говорят, что в классе назвать сказочников могут, к сожалению, только один-два человека. Это результат того, что родители зачастую не читают детям сказки. Гораздо проще занять ребёнка современными гаджетами, чем почитать ему книжку.
 
— То есть школьники не приучены читать сказки?

— Дети не знают сказки не потому, что не хотят, а потому, что с малых лет их им не читали. Когда ребята приходят в школу и знакомятся с такими произведениями, у них просыпается интерес.
На уроках литературы мы изучаем законы жанра сказки, композицию, особенности характеров персонажей, отдельно — волшебные, социально-бытовые сказки. В пятом классе, завершая изучение фольклора и авторских сказок, ребята выполняют проектную работу. Они сначала пишут свою сказку, потом её оформляют. Сказки получаются небольшими, часто с элементами подражания, их герои могут быть из известных сказок. Но важно, что дети придумывают сюжеты самостоятельно. Кто-то создаёт рукописную книгу, кто-то украшает её аппликациями, иллюстрациями. Даже у тех, кто не любит читать, получаются потрясающие произведения. В девятом классе вместе с аттестами зрелости я раздаю повзрослевшим ученикам их детские работы, которые до этого момента храню у себя. Ребята удивляются и радуются. В этом возрасте для них это уже путешествие в детство.

— А народные сказки, сочинённые иногда несколько веков назад, понятны современным детям?

— Детям непонятны элементы быта, устаревшие слова. Но они для того и учатся, чтобы пополнять свой словарный запас, познавать новое. В будущем ученики используют эти слова в своём лексиконе. Это хороший и важный опыт.
Ребята смотрят мультфильмы или экранизации прочитанных сказок. А потом приходят на урок и рассказывают, что не соответствовало книжному сюжету. Спрашивают, почему в фильме что-то изменили. Объясняю, что таково видение режиссёра. Ребята учатся сравнивать, анализировать, делать выводы. Делятся, что герой выглядел не так, как они его представляли.
Не всегда ученики понимают, чем вызваны те или иные поступки сказочных персонажей, и тогда на уроках мы разбираем, что ими двигало: жизненный опыт, народная мудрость, моральные ценности.

— Будет ли отличаться сознание людей, которые никогда не читали сказок?

— Люди, которые никогда не читали сказок, сами себя обокрали. У них будет более узкий кругозор, лексикон. В духовном плане они лишили себя красоты и мудрости, ощущения праздника, уюта, добра. Заставить человека читать невозможно. Сделать это он может только по собственной воле.

Трудолюбивая царевна

— А есть ли у современных детей интерес к сказкам?

— Это миф, что подростки смотрят только мультфильмы и блокбастеры. Исходя из своего профессионального опыта, могу сказать, что им интересны русские сказки. Просто ребятам их надо рассказывать. Мои ученики любят иллюстрировать сказки, каждый хочет поделиться своим видением.

— Какие ценности воспитывают сказки?

— Они учат добру и справедливости. Во всех сказках зло обязательно будет наказано, а в приоритете — красота не внешняя, а духовная. Та же Царевна-лягушка выросла явно в богатом доме, но является непревзойдённой мастерицей. И читая, ребята приходят к выводу, что человек прекрасен прежде всего своим трудом.
Сказки формируют определенные идеалы. В них положительный герой целеустремлённый, трудолюбивый, предан своей родине. Конечно, в жизни не всегда происходит так, как в сказке. Но если не сформировать у человека верные идеалы, то и стремиться ему будет не к чему.

— Влияют ли современные сказки, такие, как серия книг о Гарри Поттере, на сознание детей?

— Конечно. Но для меня «Гарри Поттер» не самая удачная сказка, хотя в ней показаны примеры дружбы, любви родителей. Но эти качества проявляются на фоне бесовщины. А вот во «Властелине колец» больше считывается преданность родине, дружба, любовь.

— Может ли сказка решить психологические проблемы?

— В психологии существует даже направление сказкотерапии, то есть лечение сказками. Ребёнок или взрослый сам может создать свою сказку. По ней специалисты определяют его внутренние тревоги.

Взрослые сказки

— Сказки лучше читать или смотреть?

— Когда человек читает, он представляет, размышляет над поступками и поведением героев. Как будто в голове прокручивает свой фильм.
Если же смотреть сказку, то, на мой взгляд, усваивается только треть всей информации.
 
— Актуально ли читать детские сказки взрослому человеку?

— Каким бы человек ни был серьёзным, занятым, ему полезно на время оказаться в детстве, где уютно и легко. К тому же, если вы прочитали сказки Пушкина в детстве, то в силу развития и жизненного опыта почерпнули одно. Взрослый же будет смотреть глубже. Каждая сказка предназначена не только для детей, но и для взрослых.

— Читаете ли вы сказки?

— Делаю это летом, в отпуске. Моя любимая сказка — «Властелин колец». Это произведение стало открытием. Как будто я попала в параллельную вселенную.
Недавно пересматривала с 11-летним сыном экранизацию произведения. Книга нравится больше, чем фильм, в котором много зрелищных сцен с орками и гоблинами.

Валерия Гафарова

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях