90 лет назад в Армавире расстреляли священника Николаевского молитвенного дома отца Николая Бернасовского

90 лет назад в Армавире расстреляли священника Николаевского молитвенного дома отца Николая Бернасовского

В этом году исполняется 90 лет со дня трагической кончины священника Николая Бернасовского, служившего в Николаевском молитвенном доме Армавира. 

Об отце Николае в городе забыли — время было тяжелое. Но выбранный им путь служения Церкви, мученичества и сегодня учит беззаветной любви к Богу и Родине.

Березка в Казвине
Николай Афанасьевич Бернасовский родился в 1880 году в семье священника Афанасия Лукича и Анны Федоровны Бернасовских. В 1896 году будущий священник окончил Каменецкое духовное училище, а в 1904 году — Тифлисскую духовную семинарию. По окончании обучения Николай Афанасьевич сочетался браком с Раисой Николаевной Ярославцевой, дочерью священника 16-го Мингрельского полка. 
После рукоположения в священный сан, состоявшегося 12 сентября вышеназванного года, отца Николая ждало ответственное послушание – в ноябре он был командирован в Николаевскую церковь в персидский город Казвин. В чужой стране, в условиях незнакомой для отца Николая и матушки Раисы культурной среды молодой семье пришлось создавать уют и тепло семейного очага для рождающихся на чужбине детей. Даже вдали от дома они стремились иметь частичку Родины и посадили у себя березку, которую срубили местные жители. 

Благочинный
Обстоятельства, в том числе и политические, способствовали возвращению в 1914 году семьи Бернасовских в Тифлис. Позднее отец Николай перешел в клир Владикавказской епархии и был назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма Константиноградской слободы города Пятигорска. 14 августа 1915 года священник Николай Бернасовский перешел в военное ведомство. Его определили в храм при Карском госпитале, где он служил до 1918 года. 
В переломный для истории России и Грузии период отец Николай вернулся в Тифлис, а в 1920 году переехал на Кубань. С 1920 по 1930 годы священник служил в селе Натырбово, в станицах Гиагинской и Терновской. В декабре 1930 года пастырь прибыл к месту своего последнего служения в Армавир. Его назначили вторым священником при Николаевском молитвенном доме, который находился на улице Железнодорожной, 60. Настоятелем в то время был протоиерей Леонид Дмитриевский.
Митрополит Серафим (Мещеряков) назначил священника Николая Бернасовского благочинным Армавирского округа. Свои пастырские обязанности будущий страдалец исполнял вплоть до 8 февраля 1933 года, когда у себя в квартире по адресу улица Степана Разина, 11 отец Николай был арестован. 

Коллективное дело
Священнослужителя этапировали в Ростов–на-Дону. Его обвинили в контрреволюции в составе организованной группы. По делу так называемого «Южно-Русского синода» проходило 498 человек: архиереи, священники, монахи. 
Арестованных распределили по группам. В отношении каждой открыли коллективное дело. Священник Николай Бернасовский попал в группу митрополита Серафима, которому инкриминировали участие в контрреволюционной церковно-монархической организации. Главному обвиняемому по делу митрополиту Серафиму ставили в вину руководство законспирированной организацией, планировавшей освободить русский народ от безбожной власти и восстановить в России монархический строй. 
По версии следователей один из филиалов «организации» под руководством иерея Николая Бернасовского действовал в Армавире. Оказавшись на тюремной скамье, отец Николай дал ложные сведения о своем происхождении, назвав себя сыном «простого священника» села Каменка Тамбовской губернии, где в 1900 году окончил духовно-церковное училище.
В материалах уголовного дела Николая Бернасовского записано, что первый допрос священника состоялся 17 февраля 1933 года. Он сообщил, что «митрополита Серафима знал хорошо со дня… ему подчинения по митрополии как епархиальному архиерею с 1930 года и всегда был очень аккуратен по представлении ему отчетностей по обслуживаемым… станицам, селам и хуторам и т. п.». Заканчивается протокол мужественным отказом свидетельствовать против владыки Серафима: «…больше показывать категорически в отношении митрополита Мещерякова ничего не буду, так как от него ничего не знаю плохого».

На пасхальной седмице
Судить об условиях, в которых находились обвиняемые в НКВД, сложно. От арестованных жестокостью добивались признания вины. В протоколе допроса от 8 марта 1933 года отец Николай изменил показания, сообщив, что может внести дополнения в отношении митрополита Серафима. По словам священника, владыка управлял епархией единолично, был строг. Неисполнение указов каралось запретом в священнослужении. В доказательство своих слов Бернасовский привел пример священника Смирнова. Все назначения митрополит Серафим проводил индивидуально, подбирая кадры по собственному усмотрению, преимущественно из числа монашествующих.
«Так, — свидетельствовал священник, — в моем благочинническом округе было пять иеромонахов, люди, не соответствующие своему пастырскому назначению…» Своей основной функцией отец Николай называл сбор финансовых средств в пользу митрополита Серафима. Последний протокол от 25 марта 1933 года содержит небольшое дополнение, в котором Бернасовский свидетельствует, что митрополит лояльных к соввласти священников на работу в свою епархию не допускал. Ниже отец Николай написал: «…мне объяснено, что следствие по моему делу закончено, в чем и расписываюсь».
Признавшись на допросах в контрреволюции, священнослужитель был приговорен к расстрелу. 19 апреля 1933 года, на светлой пасхальной седмице, священника Николай Бернасовского казнили.

Святая память
Об отце Николае в Армавире забыли. После Большого террора грянула Великая Отечественная война, потом страну долго восстанавливали. Массовые аресты прекратились, но о них не забыли. Говорить о репрессированных боялись, но память о них жила в сердцах тех, кто их искренне любил и молился о них. 
Матушка Раиса Николаевна пережила супруга на 30 лет, помня о нем, разделив с ним его душевные муки. Скончалась спутница жизни репрессированного священнослужителя 30 октября 1962 года в Невинномысске. 
Судьбы детей трагически погибшего пастыря сложились по-разному. Сын Николай был расстрелян, остальные дети достойно трудились на пользу Родины. Другой сын отца Николая — известный российский журналист, публицист, краевед и писатель, Заслуженный работник культуры, член Союза журналистов СССР, трижды лауреат премии имени Германа Лопатина Юрий Николаевич Христинин (1942-2008).  Среди здравствующих потомков священнослужителя-страдальца —  кандидат искусствоведения, доцент Татьяна Камаева. Вместе со своей сестрой Татьяной Ивановной Волошиной, прихожанкой Свято-Никольского кафедрального собора города Армавира, она не только чтит память прадеда, но многое делает, чтобы увековечить его память.
Проходят годы, «за порогом» остаются тяжелые периоды истории страны, но память о тех, кто напоил своей мученической кровью землю святой Руси, должна жить вечно. Именно это способно уберечь от ошибок, ведущих к  потере исконных ценностей – верности Православию, преданности семейным традициям и любви к Родине.
 

Иеромонах Антоний (Малинский)
фото: news-armavir.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях