Из-за выпускника армавирского летного училища советскому послу в Норвегии выдали ноту протеста

Из-за выпускника армавирского летного училища советскому послу в Норвегии выдали ноту протеста

В середине марта российские истребители вывели из строя винт американского беспилотника, рухнувшего в воды Черного моря. Военных летчиков Сергея Попова и Василия Вавилова наградили Орденами Мужества.

А 36 лет назад выпускник Армавирского высшего военно-авиационного Краснознаменного училища летчиков Василий Цымбал слил топливо на норвежский самолет-разведчик.

Сбил с курса разведчика
Утром 13 сентября 1987 года дежурство советского летчика над водами Баренцева моря неожиданно привело к международному скандалу.
Патрулирующий вдоль границы Су-27 «сел на хвост» норвежскому самолету-разведчику «Orion», слишком близко подлетевшему к границе СССР. Сбивая «птицу» НАТОвского государства с курса, пилот повредил ее. А еще попал в объектив камеры на борту самолета противника. Инцидент получил большую огласку.
И если майоров Попова и Вавилова представили к награде, то их советского коллегу временно отстранили от полетов и перевели в другую часть.
Пилотировал Су-27 с бортовым номером 36 уроженец Армавира старший лейтенант Василий Цымбал.

Семья 
Будущий летчик-истребитель родился 13 февраля 1960 года в Армавире. Семья жила в многоквартирном доме по улице Советской Армии. Его отец Виктор Васильевич служил в летном училище и в августе 1972 года уволился в запас в звании майора технической службы. Вместе с супругой Елизаветой, работавшей швеей, воспитал двух сыновей, пошедших по стопам отца. Старший Юрий дослужился до майора.
Младший Василий, как рассказал «АС» военный комиссар города Армавира, Новокубанского и Успенского районов Краснодарского края Николай Юров, на первоначальный воинский учет в местном военном комиссариате встал 5 февраля 1977 года. А спустя полгода его сняли с учета в связи с поступлением в авиационное училище.
Еще курсантом Цымбал познакомился с будущей женой Валентиной. Девушка работала в бюро путешествий, а он учился на последнем курсе.
Их первая встреча случилась в городском парке. Валя была с сестрой, когда к ним подошел курсант-летчик, но, немного поговорив с ним, девушки… сбежали!
— В тот же вечер мы пошли на танцы в Дом офицеров, где я снова встретила Васю и снова предпочла уйти «по-английски», — рассказывала Валентина Цымбал журналисту газеты «Призыв». — Судьбоносной оказалась третья наша встреча. Моя подруга была знакома с Васей, именно она уговорила пойти к нему на день рождения.
Молодые люди стали встречаться. Спустя год Василия направили в 941-ый истребительный авиационный полк ПВО СССР в Килпъявре в Мурманской области. Во время отпуска молодой летчик отвел Валентину в ЗАГС.

Из-за выпускника армавирского летного училища советскому послу в Норвегии выдали ноту протеста

Вырезка из газеты Flight International от 26 сентября 1987. Фото из открытых источников

Попугал 
Цымбала прозвали «воздушным хулиганом». Некоторые источники сообщают, что армавирец отличился еще до инцидента с норвежским «Орионом».
«Московский комсомолец» писал, что на Дальнем Востоке он «выдавил» японский корабль из территориальных вод Советского Союза, совершая маневры над палубой. На его борту летчик-истребитель, патрулирующий небо, заметил два вертолета. Один из них, когда советский самолет в очередной раз пролетал над палубой на высоте пяти-шести метров, к несчастью японцев, снесло в море сильным потоком воздуха.
Поговаривают, Василий «нахулиганил» и напоследок — слил на развернувшийся корабль-нарушитель немного керосина.
— Вася действительно летал в командировки на Дальний Восток. Но сливал ли топливо на японское судно, я не знаю, — поделилась со спецкором «АС» Валентина Цымбал.
Но во время его службы в Мурманской области об армавирце Василии Цымбале заговорили на международном уровне. Да так, что один из командиров воскликнул: «Я же, наверное, единственный командир авиаполка, который имеет выговор от министра иностранных дел!» Еще и приказ авиации дали: ближе 500 метров к чужим самолетам не подходить.

От винта
В чем же так «провинился» Василий Цымбал? Описывая события того воскресного дня, журналисты писали, что норвежский самолет поднялся с авиационной базы Аннейя, чтобы разведать перемещения советских кораблей Северного флота. А те, в свою очередь, следили за кораблями и самолетами НАТО, проводившими учения в районе Северной Норвегии достаточно близко к границам СССР.
Получив команду, старший лейтенант Василий Цымбал поднялся в воздух с аэродрома Килпъявр на Су-27 941-го истребительного авиаполка 10-й армии ПВО СССР. Как писала газета «Призыв», задачей пилота были учебный перехват и сопровождение воздушной цели.
«Орион» же в присутствии советского истребителя сбрасывал гидроакустические буи для поиска наших подводных лодок, вспоминал однополчанин Цымбала, военный летчик первого класса авиации ПВО майор Владимир Чернявский. Василию поступила «безадресная команда», записанная на ленте радиообмена. Всего одно слово — «помешать». Однако не было понятно, кто и кому это говорит.
Чтобы помешать норвежскому самолету-разведчику, Цымбал решил использовать запрещенный прием: вынырнуть перед противником и включить на несколько секунд аварийный слив топлива.
«— В любом случае надо было заходить снизу, а «Орион» в это время начал в него своими буями кидать, — рассказывал в 2017 году для журнала «Воздушно-космическая сфера» Владимир Чернявский. — Тогда Цымбал сместился чуть вправо, и норвежский летчик потерял его из виду. Стал искать — качаться кренами вправо-влево, чтобы увеличить обзор, и попал лопастью винта по правому килю Су-27. «Удачно» попал — лопасть отлетела и пробила «Ориону» фюзеляж».
Корреспондент газеты «Призыв» Нина Лозицкая писала, что осколками винта посекло и крыло «Ориона», двигатель которого задымил. Пилот, подавая сигнал «Терплю бедствие!», ушел к берегу. Обошлось без жертв — норвежский самолет дотянул до дома под сопровождением.

Из-за выпускника армавирского летного училища советскому послу в Норвегии выдали ноту протеста

После столкновения с натовским самолетом-разведчиком Су-27 Василия Цымбала, на котором он слил на норвежца топливо, перекрасили и дали номер 38. Фото из открытых источников

Подробно о «птичке»
Василий вернулся на аэродром. Командованию доложил, что задание выполнено. Естественно, без подробностей. Только техник заметил небольшие повреждения истребителя, но летчик объяснил: кили потряхивало при маневрах.
А Норвегия тем временем была поднята на уши: экипаж «Ориона» в отличие от Цымбала своему командованию о происшествии сообщил в красках. И даже предъявил доказательства — фотографии и видео всех маневров Су-27, записанные с борта самолета.
Инцидент дошел до советского посла в Норвегии, который сообщил в Москву.
Владимир Чернявский вспоминал, что в тот день должен был сменить Цымбала на дежурстве. А на аэродром для разбирательства прибыло руководство.
Вот, что рассказывал Чернявский:
«Мы приехали с напарником. Смотрим, в домике, где должна находиться только дежурная смена, целая толпа: замкомандира полка, инженер, особист и еще полно народа. Вася сидит, пишет что-то. Вокруг все молчат.
Через некоторое время садятся два борта, и в каждом — по комиссии. Одна из Архангельска из штаба армии, вторая — из Москвы. И всем очень интересен Васин Су-27. Он стоял ближе всех к домику дежурки, мы сразу не заметили, что у самолета с верхушки правого киля снесена «пилотка» радиоантенны и чуть ниже видны три зазубрины.
Василий сначала говорил, что столкнулся с птицей. Ему ответили, что про столкновение верят, а вот про птичку попросили подробнее, раз из-за нее вышел скандал на международном уровне. Тогда-то он признался, что это был норвежский самолет».

Сутки на переезд
А дома летчика до позднего вечера ждала жена. Вернувшись, хмурый супруг рассказал Валентине о том, что произошло в небе, о прибывшей из Москвы комиссии.
— Его удивило, какой резонанс имело это происшествие. Думал, никто о нем не узнает, — рассказала вдова Василия Цымбала. — У летчиков есть нормы допустимого сближения, однако если судно не уходило, то наши летчики практиковали подобные «ненормативные» методы. Не один Вася делал такое, но именно его история получила широкую огласку из-за попадания в фотообъектив натовцев и повреждения «Ориона».
После инцидента Цымбала отстранили от полетов. Супруги стали ждать перевод либо в кубанский Крымск, либо в курортный город Гудаута в Абхазии. Валентина тогда только вышла из декретного отпуска — у супругов родилась вторая дочь Виктория.
Им позвонили после встречи генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с Эдуардом Шеварднадзе, на тот момент министром иностранных дел СССР. Семье летчика дали сутки на переезд в Крымск. И уже в авиаполку кубанского города Василий получил сначала звание капитана, затем — майора. Служил он в Крымске с декабря 1987 года. А 27 марта 2000 года трагически погиб в результате несчастного случая.
Семья Цымбал часто приезжала погостить к родным в Армавир. Валентина Федоровна сейчас на пенсии, до сих пор живет в Крымске. Старшая дочь летчика Лилия окончила КубГАУ и стала дизайнером, затем получила психологическое образование. Младшая Виктория работает специалистом по продаже недвижимости.

 

Из-за выпускника армавирского летного училища советскому послу в Норвегии выдали ноту протеста

Василий Цымбал с женой Валентиной, старшей дочерью Лилей и младшей Викой. Фото из архива семьи Цымбал
Снежана Годлевская
Василия Цымбала не зря называли воздушным хулиганом. На Дальнем Востоке он с воздуха «выдавил» японский корабль из территориальных вод Советского Союза. Фото из архива семьи Цымбал

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях