Как в Армавире встретили в 1945 году весть о капитуляции Германии

Как в Армавире встретили в 1945 году весть о капитуляции Германии

Улыбки, объятия и крики «Ура!» — так встречали долгожданный мир 9 мая 1945 года армавирцы.
О том, что нацистская Германия разгромлена, Юрий Левитан объявил 9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут. Для миллионов советских людей эта ночь и этот день стали самыми радостными в жизни. Армавирцы глубокой ночью ходили по соседям, чтобы поделиться долгожданной вестью. Толпы людей на улицах, объятия, салюты, знамёна — так горожане отмечали разгром нацизма.

В тапочках на площадь
Армавирка Раиса Галанина о Дне Победы знает со слов мамы. Татьяна Тамарина рассказывала дочери, что проснулась от громкой музыки, которая внезапно зазвучала рано утром. Вместе со своей мамой, бабушкой Раисы, Варварой Митрофановной она вышла на улицу. Обе понимали, почему горожане не спят.
Жили женщины в районе водоканала, поэтому дошли до центра города пешком.

— Как рассказывала мама, шли они до центральной площади в тапочках! — вспоминает Раиса Галанина. — Туда же собиралась огромная толпа. Мама говорила, что пережить такую великую радость людям хотелось вместе. Она рассказывала, что больше никогда в жизни не испытывала такого чувства счастья, как в тот день.

На площади собралось народу — не протолкнуться. Пришли старики, женщины, ребята лет 10-12.
Татьяне Тамариной тогда едва исполнилось 15 лет. А запомнилась ей маленькая девочка с толстыми рыжими косами и яркими веснушками на лице. Малышка громко и от всего сердца кричала: «Победа! Мама, мы победили! Ура, победа!» В этот момент Татьяна и Варвара Тамарины расплакались. К ним подходили незнакомые женщины, поздравляли с победой, обнимали.

Бабушка в чёрном 
Не раз слышала от своей тети о 9 мая 1945 года жительница Армавира Валентина Пашко. В День Победы её родственнице Антонине Седых исполнилось 18 лет. Ночь с 8 на 9 мая выдалась тихой, слышно лишь было, как тарахтит по улице Розы Люксембург повозка, запряжённая лошадью, и шуршащих по заборам кошек. Новость о капитуляции Германии объявили поздно ночью по радио. И неожиданно в тишине прозвучало громогласное «Ура!»

Вместе с четырёхлетней сестрой Прасковьей Антонина вскочила с кровати. Хотели включить свет, но неожиданно в окно постучали. Мама Валентина Валентиновна открыла форточку. На улице стоял сосед — 75-летний дедушка Коля и радостно кричал: «С победой! С победой! Конец войне!»

Сколько точно было времени, Антонина Седых не помнит. Вместе с сестрой и мамой они стали одеваться. Весь город уже был на ногах. Люди спешили к горисполкому. Повсюду салютовали — стреляли все, у кого было оружие.

— На центральной площади тетя Тоня обогнала старушку в чёрном. Она показалась такой старой, словно ей было под сто лет. Бабушка шла сгорбившись, а за ней семенили десять детей, крепко державшиеся за руки, — рассказывает Валентина Пашко. — Когда она поровнялась с моими родными, то воскликнула: «Красной Армии — ура! Товарищу Сталину — ура!» Тетя с бабушкой тоже прокричали «Ура!»

Соседка Седых — мать трёх фронтовиков баба Дуня — подняла весь двор по улице Осипенко, 100. Организовала чаепитие. Люди просидели до полуночи. Иногда кто-нибудь ненадолго отлучался, чтобы сбегать на площадь и посмотреть, что происходит в центре города.

Поздравление телефонистки
«Армавирская коммуна» писала, что радостную весть город встретил салютом. Пожилая женщина, работавшая постовой у здания машинно-тракторной станции, Козлова, разволновалась от происходящего и позвонила в телефонную компанию:
— Что такое случилось в городе?
— Конец войны. Наша победа, — взволнованно ответила телефонистка. 
— Неужто правда?
— Да-да, тётенька, поздравляю!
Не успела Козлова повесить трубку, как в ворота постучали. Женщина вышла на улицу. Перед ней стояла внучка-дошкольница.
— К нам победа пришла, бабушка! — воскликнул ребёнок. 
Козлова обняла внучку, а потом, будто взрослой, стала рассказывать, как на фронте в неравном бою с врагами погибли героями её сын и любимая дочь, добровольно ушедшая связисткой в Красную Армию. Возвратился с победой только муж — освободитель Чехословакии.
Как писала «Армавирская коммуна», в ту ночь был ярко освещён кинотеатр «Октябрь». Сотрудница заведения, возбуждённая, взяла красный флаг и выбежала с ним на улицу.

— Здравствуйте, Мария Александровна, — на ходу окликнула её какая-то женщина. — Поздравляю вас с праздником!
— Слава Сталину! Привет фронтовикам, — откликнулась сотрудница кинотеатра.

Ночной митинг
В ночь 9 мая собирались у мясокомбината. Сюда шли его работники: инженеры, техники, служащие. Они приветствовали друг друга, пожимали руки, обнимались.
«Армавирская коммуна» писала, что с восходом солнца начался митинг. С речью выступил Цоканов:
— Под сокрушительными ударами советских богатырей рухнуло навсегда царство фашистского зверя. Мы победили ненавистного врага. Гений Сталина спас нас от рабства.
Люди аплодировали ему и кричали радостно «Ура!»

На макаронной фабрике
На макаронной фабрике сотрудницы собрались рано утром. 
— Сколько пережили за это время наши советские люди… У меня у самого пять душ на фронте. Советская дружба народов всё победила, — выступая перед коллективом, сказал директор предприятия Аванесов.
Больше всех плакала самая пожилая сотрудница фабрики Башко. Трое её сыновей ушли защищать Родину, и мать давно не получала от них вестей. Женщина нервно сжимала руки, обнимала других сотрудниц и благодарила за слова успокоения.
— Чёрные дни позади. Никогда немецкой гадине больше не ползать на нашей родной земле, — приводит её слова «Армавирская коммуна».
Директор фабрики Аванесов сообщил, что предприятие подготовит в общежитии помещение для трёх фронтовиков-одиночек. Комнату отремонтируют, установят кровати и принесут матрацы. Солдат обеспечат топливом и продуктами питания. Работницы предприятия Ремизова и Еременко вызвались предоставить демобилизованным одиночкам комнаты в своих квартирах.

Военный заём 
Сотрудники внимательно и с воодушевлением прослушали обращение Иосифа Сталина к народу о капитуляции германских войск. Затем прошёл митинг, на котором они поклялись внести свой вклад в восстановление Родины. Тут же решили выполнить полугодовой план к 15 июня 1945 года.
— Мы приложим все силы к тому, чтобы дать стране как можно больше продукции лучшего качества, — отметила на митинге сотрудница фабрики Крыльцова, о чём написали в «Армавирской коммуне».
Для восстановления СССР после войны сотрудники швейной фабрики решили внести в мае в счёт подписки на Четвёртый Государственный Военный Заём 35 тысяч рублей наличными. Причём к 9 мая нашлись и те работники, которые это уже сделали. Туниев внёс 1  500 рублей, Лесная — 1  000 рублей, Туницкая — 800 рублей, Донская — 700 руб­лей.
9 мая в соответствии с решением правительства на всей территории Краснодарского края отменили затемнение и разрешили освещать улицы, дома и административные здания.

Аврал на телеграфе 
Работники телеграфа тоже приветствовали сообщение о победе. По информации «Армавирской коммуны», 9 мая они работали в режиме аврала. Такого большого потока телеграмм, как в День Победы, никогда не было. Люди отправляли наполненные радостью послания в Москву, Ленинград, Омск, Куйбышев, Свердловск…
В тот день работала смена Гревцовой. За сутки телеграфистки перевыполнили месячный план работы.

Экстренный выпуск 
Ночью 9 мая краснознаменный колхоз имени Чкалова разбудил взволнованный голос только что приехавшего из Армавира ветфельдшера Кумейко.
— Победа! Вставайте, товарищи! Праздник! — кричал ветеринар. — Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции!
Эти слова Кумейко колхозники встретили аплодисментами. Люди обнимали друг друга и плакали от счастья. Стихийно в колхозе начался митинг.
А рано утром в поле колхоза «Пчела» получили бюллетень экстренного выпуска «Армавирской коммуны». Колхозники теснились вокруг агронома Мавромати, который читал текст акта о военной капитуляции Германии. Люди ликовали.

Раздали фрукты 
Радостно и тепло, даже по-семейному армавирцы встретили 9 мая 1945 года. Однако впереди всех ждала большая работа: дождаться красноармейцев-героев, поддержать их семьи, приложить все силы на восстановление огромной страны. Корреспонденты «Армавирской коммуны» рассказывали, как всё происходило.
Предприятие «Зеленстрой» первую половину 1945 года помогало улучшать бытовые условия рабочим и семьям фронтовиков. Весной им вспахали огороды и установили заборы. Красноармейкам Глушаковой, Живцовой, Мочаловой, Щировой и Пожидаевой помогли с топливом, привезли овощей. За неделю после 9 мая «Зеленстрой» раздал семьям фронтовиков 40 кг огурцов, 13 кг лука.
В Армавире работала комиссия по сбору подарков для раненых и детей фронтовиков. Её члены обходили каждое домовладение в городе. Люди делились, кто чем мог: деньгами, фруктами. Было собрано 4  371 рубль. На эти деньги купили папиросы, яблоки, мёд, сало. 
Горожане дали взаймы государству 8 млн 957 тысяч 800 рублей. Больше всех внесли наличные рабочие и служащие Армавира — 7,6 млн рублей. Колхозники выделили 1,1 млн, а колхозы — 150 тысяч рублей.
Женские советы железнодорожного узла подписали 277 домохозяек на 16 445 рублей.

Возвращение домой
Своих родных и близких, воевавших на фронте, армавирцы увидели только 22 июля. Первый эшелон прибыл рано утром. В нём возвращались домой защитники Крыма и Севастополя. Их встретили торжественным митингом, на котором выступили высокопоставленные сотрудники исполкома горсовета и представитель армавирского отделения союза польских патриотов.
Второй военный эшелон «Берлин-Баку» прибыл на железнодорожный вокзал Армавира в 12 часов. Встречали его с духовым оркестром. Торжественный митинг по случаю возвращения героев открыл военный комиссар Толстолетов.

Виктория Северова
фото: news-armavir.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях