Недетские истории в картинках

Недетские истории в картинках

Хобби. Сегодня средний возраст поклонников комиксов — 30-40 лет
 

Часто при слове «комикс» люди вспоминают яркие образы супергероев, сражающихся со вселенским злом. Многие уверены, что комиксы — низкосортная литература, отвлекающая детей от развития и занятий. Однако библиотекарь Илона Тодорчук из Армавира уверена в обратном. 

Сегодня главные герои комиксов — это не только Супермен и Бэтмен, но и вулканолог, астронавт, хранительница маяка, рэп-исполнительница, создательница Муми-троллей, журналистка и даже старушка, спасшая от разрушений памятник архитектуры. У таких героев есть чему поучиться.

Разрушая стереотипы
Илона Тодорчук родилась и выросла в поселке Новый Ургал Хабаровского края. Ее детство пришлось на девяностые. Первым комиксом, попавшим ей в руки, стал «Микки-Маус». Потом она прочла «Ведьмы», по которому сняли одноименный мультсериал. 
Сегодня, будучи заведу­ющей сектором социокультурной и досуговой деятельности библиотеки зарубежных литератур имени Некрасова, она уверена, комиксы развивают детское воображение. Их главная особенность — каждый выпуск, как серия киносаги, оканчивается на самом интересном месте. И пока ребенок не прочитал следующий выпуск, он фантазирует о том, что было дальше. В детстве Илона тоже так поступала. 
Постепенно отношение к комиксам изменилось. 
— Когда была подростком, то сверстников гнобили за увлечение ими. Даже молодые считали, что ты какой-то не такой. Мальчиков могли избить, — рассказывает Илона. — Фанаты комиксов старались «не высовываться» и ни с кем не обсуждать свое увлечение. Как на Кубани было, не знаю, а вот в поселке, в котором я выросла, происходило именно так. 
В 2007 году Илона вместе с родителями переехала в Армавир. И на новом месте «задружила» с комиксами. Читала их взахлеб. Таких увлеченных в городе много. Сегодня в библиотеку, где работает девушка, приходят те, кто интересуется комиксами.

Запрос на психологизм
Супергерои из вселенной Марвел Человек Паук, Бэтмен, Супермен — лишь малая часть индустрии комиксов. Современные графические новеллы — не только щекочущие нервы истории, но и поучительные рассказы в картинках.
— Когда комиксы только появились, они в основном были ориентированы на детскую ­аудиторию. Поэтому сюжеты крутились вокруг борьбы положительного героя со злом. Теперь издательства переключились на взрослых. В графических новеллах появилась философия, они стали более содержательны, — поясняет тенденцию Илона. — Повзрослели и супергерои. Например, в популярном «Бэтмене» главный герой много рассуждает о семье, он стал более цельной личностью.
На запрос на психологизм сразу же отреагировали в Голливуде, и в прокат стали выходить фильмы о супергероях. Смотрит их не только молодежь, но и старшее поколение. Родителям Илоны понравился фильм «Город греха», снятый по одноименной графической новелле. 
— Конечно, фильмы отличаются от комиксов. Но такое происходит и с экранизациями романов и повестей — у режиссеров свое видение, — говорит армавирский библиотекарь. 
Однако ниша супергероев не самая популярная, считает девушка. Бывает, что известные литературные произведения адаптируют под графические новеллы. Есть комиксы «Шерлок Холмс», «Морской волк», «451 градус по Фаренгейту». Популярны биографические комиксы: «Меня зовут Гуми-лев», «Ахматова. 6 историй», «Моне. По ту сторону холста», «Гоген. Другой мир» и другие. Как считает Илона, российская аудитория лояльно относится к комиксам-биографиям.
Есть комиксы о науке, рассказывающие о ней коротко и интересно.
— Они кратки и красиво проиллюстрированы. Это главное преимущество таких изданий. Молодежь они подталкивают к изучению наук. Вот комикс «Теория относительности» побуждает подробно изучать физику, — считает Илона Тодорчук. — Научные комиксы читают и взрослые. Мне 35 лет, читаю  их с интересом, узнавая много нового.
Зарубежная индустрия комиксов коснулась темы Второй Мировой войны. Комикс «Маус: Рассказ выжившего» повествует о жизни в концлагере. Новелла завоевала много наград на конкурсах. Ее автор Арт Шпигельман — обладатель Пулитцеровской премии.
— Он рассказывает о жизни своего отца Владека Шпигельмана, польского еврея, пережившего Холокост, — отмечает Илона Тодорчук. — В графическом романе евреи представлены в образе мышей, а немцы — кошек, американцы — собак, поляки — свиней, а французы — лягушек.
Есть комикс по мотивам дневника еврейской школьницы Анны Франк, которая в годы Второй Мировой войны вместе с семьей жила в убежище и вела дневник. Девочка умерла в конц­лагере, а ее дневник стал документом, обличающим фашизм, и объектом, включенным в регистр «Память мира» Списка всемирного наследия ЮНЕСКО.

Однажды в Греции
Одна из любимых графических новелл Илоны Тодорчук — «Дерзкие» французского комиксиста Пенелопы Бажье. Она уникальна тем, что повествует о жизни женщин, которые так или иначе изменили мир. События описаны захватывающе и кратко. Среди героинь Пенелопы Бажье — первая в истории женщина-гинеколог Агнодика. Она родилась в Древней Греции, где женщинам по закону запрещалось изучать медицину. Чтобы получить образование, Агнодика выдавала себя за мужчину. Женщины отказывались от ее услуг, пока она не признавалась, что сама женщина. Позже, когда медик успешно вела самостоятельную практику, несколько врачей позавидовали ей и обвинили в растлении пациенток. Агнодика вынуждена была отвечать перед судебно-политическим трибуналом. После того как она открыла свой истинный пол, обвинение сняли, но тут же предъявили другое — она не вправе была заниматься медициной. На защиту врача встали ее пациентки — жены афинских правителей, и закон, нарушенный Агнодикой, отменили. С тех пор женщины в Греции получили право изучать медицину.
В комиксах Пенелопы Бажье есть другие истории о женщинах: вулканологе, астронавте, хранительнице маяка, рэп-исполнительнице, бородатой женщине, создательнице Муми-троллей, журналистке и американской старушке, спасшей от разрушений памятник архитектуры.
— Такие комиксы пробуждают интерес к изучению биографий людей, внесших вклад в историю человечества. Правда, ориентированы они на взрослую аудиторию. В них рассказывается о женских судьбах, — поясняет Илона Тодорчук.
Выпускают комиксы, которые учат преодолевать жизненные преграды. В детском отделе библиотеки имени Некрасова есть американский комикс «СуперУхо». Это автобиография комиксиста Белл Сиси.
— Она повествует о том, как тяжело в обыденной жизни приходится слабослышащим людям. Рассказывает, как впервые услышала от родителей о своем недуге, как привыкала к слуховому аппарату, искала друзей, — говорит Илона Тодорчук. — Это детский комикс, который актуален в любую эпоху. Причем не только для ребят, столкнувшихся с глухотой, но и для тех, кому тяжело найти свое место в обществе.

Майор Гром и Ко
Комиксы издают не только в Европе, Америке или азиатских странах. Их выпускают в России. Самое крупное издательство — Bubble Comics. Придумывая героев, в нем решили: никаких сверхлюдей в трико и плащах. Они и в Америке-то давно вышли из моды, а у нас и вовсе смотрятся как несмешной анекдот. Главными героями вселенной Bubble стали честный полицейский майор Гром, авантюристка Нина Чайкина, бывший солдат Данила и другие.
— Российская индустрия комиксов не так раскручена, как американская. Но продукт у нас создают качеством не хуже, — уверена Илона Тодорчук. — В Армавире есть спрос на российские комиксы. Правда, пока в библиотеке иностранных литератур их мало. Хотя горожане активно интересуются.
У Илоны дома хранится первый экземпляр комикса «Майор Гром». Она выиграла его в компьютерном турнире по «Hearth­stone» в Санкт-Петербурге.
В России появились библиотеки комиксов. Некоторые даже издают свои комиксы. Средний возраст сотрудников таких библиотек — от 30 до 40 лет.
— Аудитория комиксов взрослеет. Если еще лет 20 назад люди старше 50 лет негативно относились к такому увлечению, то теперь воспринимают его как субкультуру, — говорит Илона. — Негативно к комиксам относятся только те, кто не знает о них ровным счетом ничего. Поэтому советую родителям не запрещать ребенку читать комиксы. Графический роман может стать катализатором изучения теории вероятности или космоса.

Мнение эксперта

Почему сегодня комиксы читают больше обычных книг? На вопрос ответила клинический психолог, семейный психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Светлана Пригода:

— Изображение, пожалуй, самое важное преимущество комиксов. Картинки более выразительны и запоминаются лучше слов. С их помощью можно раскрыть неподвластные словам нюансы действий, эмоций и обстановки.

Комиксы используют все виды изображений и речи, передают информацию сразу через несколько каналов и хорошо работают с пространственным мышлением, которое лежит в основе деятельности человека. В отличии от историй, изложенных только текстом, они учат, как смотреть и что искать — а это важно в современном мире, широко использующем визуальные формы коммуникаций.

Виктория Александрова
фото: news-armavir.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях