Анатолий Савинов: «Государство — это функция, а Родина — чувство»

Анатолий Савинов: «Государство — это функция, а Родина — чувство»

Сорок лет Анатолий Савинов работает с подрастающим поколением. Сначала — преподавателем Армавирского юридического техникума, потом — его директором. Для студентов АЮТ он и педагог, и наставник, по которому сверяют свои жизненные ориентиры. 

В канун Дня России молодой журналист Валерия Гафарова поговорила с ним о чувстве Родины, почему часть россиян любит ругать свою страну и что сейчас важнее: готовить или воспитывать профессионалов?

Гражданин России

— Почему вы пошли в преподаватели?

— Меня воспитывал дед-фронтовик, который хотел, чтобы я стал учителем. В то время педагог и врач считались престижными профессиями. И я реализовал его мечту. Люблю дело, которым занимаюсь, люблю техникум и свой коллектив. Много раз приглашали на высокие должности, но отказывался.

— Что для вас Родина? 

— Когда произношу слово «Родина», то сразу думаю о своих корнях. Я родом из деревни Оленево Кикнурского округа Кировской области. Там жили мои родители. Сейчас поселение практически исчезло. 
До поступления в институт учился в Челябинском юридическом техникуме за две тысячи километров от дома. Раз в год обязательно навещал родителей. Мысли о доме всегда вызывали трепетные, волнительные и щемящие чувства.
Считал дни до поездки к родителям, а потом покидал их с тоской. 

— Это воспоминания о малой родине. А ваша «большая» Родина, она какая? 

— Россия. Сильное, надежное государство, которое объединяет много разных народов. Горжусь и счастлив, что родился и живу в этой стране. Но чувство Родины не имеет политического оттенка. Это внутреннее тепло, любовь, душа человека. 

— Ощущение Родины как дома не вписывается в современный мир с интернетом, глобальной экономикой, путешествиями по странам и континентам. Или ошибаюсь? 

— Современные технические средства и интернет позволяют из любой точки мира поддерживать связь с близкими. Например, в социальных сетях есть группа моей родной деревни Оленево. Там люди, жившие в ней, обмениваются информацией. Каждый год в июле они съезжаются туда. До сих пор сохранился дом, в котором жил с родителями. Благодаря интернету рассматриваю его на фотографиях, сделанных односельчанами уже сейчас. 
Но технологии размывают чувство тоски по близким. Когда был студентом, раз в месяц обменивался письмами с родителями. Хотелось быстрей их увидеть, обнять, пообщаться. Сейчас же общаюсь со своей 19-летней внучкой, которая учится в Московском авиационном институте, по видеосвязи. Несмотря на то что люблю ее, очень жду встреч, чувство тоски ощущается не так остро, как если бы не видел ее с помощью интернета.

— Вы человек с большим жизненным опытом. Ваше осознание Родины менялось с годами?

— Я гражданин России, и это неизменно ни юридически, ни внутри меня. Люди иногда путают понятия Родина и государство. Государство — это внешнее: территориальное, законодательное объединение, а общество со своими традициями, культурой — внутреннее. А вместе это называется Родиной.

Справка «АС»

Анатолий Николаевич Савинов, кандидат юридических наук, доцент, Почетный работник среднего профессионального образования РФ, Почетный работник Минтруда России, заслуженный работник социальной защиты населения Кубани.

В 1977 году окончил Челябинский юридический техникум. Продолжил образование на юридическом факультете Пермского государственного университета.  В 1982 году был направлен в Армавирский юридический техникум на должность преподавателя. В 1986 году приказом Министерства социального обеспечения РСФСР назначен директором АЮТ.

Примеры воспитания

— Что, на ваш взгляд, формирует чувство Родины у современных молодых людей?

— Учить государственной идеологии нужно с детства. На формирование чувства Родины влияет политическая система, общество и семейные ценности. Если еще в детском саду дети знают и понимают, что Родину надо защищать, то придя в техникум, вуз, они будут в этом убеждены.
Однажды довелось посмотреть японскую передачу, где показывали семьи японского и русского инженеров. Японцы сняли, как жена, провожая мужа на работу, кланяется ему. Ее спросили, зачем она так делает, ведь это старая традиция, когда женщины были ущемлены в правах. Она ответила, что кланяясь, отдает дань уважения кормильцу семьи и подает пример детям. Они же, приходя в детский сад, привествуют поклоном воспитательницу, а в школе — учительницу. Так на уровне привычки закладываются базовые понятия, из которых формируются традиции народа.

— Старшее поколение: мои родители, бабушки имели реальные примеры людей, любящих свою родину — фронтовиков и тех, кто пережил Великую Отечественную войну. То есть они впитывали отношение к родной стране от людей, вставших на ее защиту. Молодое поколение героизм предков воспринимает как кадры кинофильма, откуда оно, кстати, в основном и черпает знания о войне. На каких примерах следует воспитывать любовь к Родине сегодня?

— В нашем техникуме существует студенческий совет. Ребята проводят мероприятия, посвященные официальным датам, участвуют и выигрывают в патриотических конкурсах. В этом году на 23 февраля по своей инициативе юноши организовали мероприятие в память выпускника АЮТ Амира Алисханова, погибшего во время проведения специальной военной операции. Ребята пригласили его маму. Парню было 22 года, почти ровесник сегодняшних студентов. Но для них он — реальный пример мужчины, вставшего на защиту Родины. Указом Президента Российской Федерации от третьего мая 2022 года Амир посмертно был награжден орденом Мужества.
У нас долго, демонстрируя примеры героизма, говорили в первую очередь о ветеранах Великой Отечественной войны и реже вспоминали современников. И у многих подростков возникла ассоциация, что герой — это пожилой человек. А у нас есть молодые герои, патриоты своей страны. 
В новом учебном году в техникуме создадим уголок воинской славы, где соберем информацию о выпускниках АЮТ-участниках СВО. Их пример преданности стране будет восприниматься студентами не только разумом, но и эмоционально, ведь эти ребята учились в одних с ними кабинетах, ходили по одним коридорам, сдавали экзамены одним и тем же преподавателям.

— Ассоциирует ли молодежь патриотизм, любовь к Родине с государственной политикой?

— Любовь и патриотизм — схожие по смыслу понятия. И они либо заложены в человеке, либо нет. Развивать патриотизм нужно на уровне мировоззрения. А оно формируется через идеологию государства. Проводить эту идеологию должны люди, которые сами верят в то, что говорят. 

— Юридический техникум выпускает профессионалов в юридической и социальной сферах. На ваш взгляд, что сейчас важнее: готовить или воспитывать профессионалов?

— Качественное образование всегда предполагает и воспитание, и обучение. Это комплексная программа. Студенты АЮТ занимаются индивидуально и в группах, участвуют в исследовательской работе, в патриотических конкурсах. В учебном заведении развиваем творческие и спортивные способности ребят, прививаем семейные ценности, формируем гражданскую ответственность.
Мне нравится, что сейчас в школах, техникумах, вузах вновь стали прививать любовь к символике государства.

Между критикой и пропагандой

— Во взрослом возрасте приходит понимание, что жизнь несправедлива. И нередко оно выливается в недовольство страной. Как молодежь научить принимать Родину такой, какая она есть?

— Приведу пример отношения к родителями. Мы их не выбираем и принимаем такими, какие есть, с их несовершенствами и недостатками. Так и Родину любят потому, что своя, близкая, родная. Как уже говорил, государство — это функция, а Родина — чувство. 
В формировании гражданского мировоззрения велика роль средств массовой информации. Когда отовсюду транслируют только негативные новости, это начинает угнетать, провоцировать в обществе недовольство государством. У человека создается впечатление, что он ничего не может изменить.  Поэтому СМИ должны грамотно, в унисон государству выстраивать свою работу.

— То есть заниматься пропагандой Родины, патриотизма? Это, по-вашему, правильно? Ведь любовь, в том числе и к Родине, — чувство нежное, которому, насаждая его, можно навредить.

— Пропаганда — один из способов формирования мировоззрения. Считаю, что надо использовать яркие и позитивные примеры проявления долга, порядочности, верности. Например, рассказывать о тех же ребятах-участниках СВО.

— Почему у части россиян ругать родную страну стало нормой? Должен ли патриот не только восхвалять, но и критиковать свою Родину?

— В обществе всегда есть недовольные. В любой стране находятся те, кого не устраивает абсолютно все: качество носимых туфель, цены на продукты, напор воды в кране, долгие холода и сильная жара. И зачастую, увлекшись своими негативными реакциями, они даже не знают, что любят свою страну. А возьми их и перемести в другое государство, то они точно также будут недовольны установленным в нем порядком. И о своей Родине будут вспоминать в светлых тонах.
Все мы помним места своего детства, людей, которые нас любили. И эти добрые чувства — основа и опора человека, его Родина. Именно она сплачивает  современных людей, разрозненных интернетом и психологией индивидуализма.
А еще в России хорошая молодежь. Ее только надо услышать, вызвать на контакт и замотивировать. 

Валерия Гафарова
Фото из архива Анатолия Савинова.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях