Ирина Крахмалец: «В балалайке звучит глубокая душа русского человека»

Ирина Крахмалец: «В балалайке звучит глубокая душа русского человека»

Говорят, что звуки балалайки — для отчаявшихся душ. Но руководитель инструментального ансамбля «Граймо» хора «Казачий край» городского Дворца культуры Ирина Крахмалец считает ее звонкой и светлой, в ней скрыта сила и душевная мощь русского человека.
 

В России 23 июня отмечают День балалайки — самого народного инструмента и одного из символов страны, ставшего неотъемлемой частью русской культуры. Накануне Ирина Крахмалец в интервью «АС» рассказала, сколько видов балалаек существует, для чего делают струны из лески и почему на балалайке-приме играют пальцами, без медиатора.

Со скрипачами в роду

— Вы руководите инструментальным ансамблем, играете на нескольких инструментах. А как давно научились играть на балалайке?
— Более 30 лет назад, когда в 1992 году поступила в музыкальное училище в Ставрополе. Нас, студентов отделения народных инструментов, обязали играть в оркестре. В первый год обучения играла на баяне, затем — на балалайке-альте. Обучал меня преподаватель, прекрасный баянист и дирижер Ставропольской государственной филармонии Андрей Абрамов.
Играть на балалайке мне понравилось сразу, получалось легко. А на первом курсе дирижер государственного концертного русского народного оркестра «Виртуозы Кубани» Анатолий Винокур пригласил в свой коллектив на должность артиста балалайки-альта.
— Вы не стеснялись? Ведь балалайка не элитный инструмент, как пианино, и не такой популярный, как гитара.
— В детстве стеснялась прилюдно играть на баяне, хотя сам инструмент очень любила. Ребята во дворе «бренчали» на гитаре песни Виктора Цоя, группы «Ласковый май», а тут я — с баяном. С балалайкой так не было. Наверное, потому что училась играть на ней уже во взрослом возрасте.
— Среди ваших родственников есть музыканты?
— Родители музыке не обучались. Знаю, что прадеды были скрипачами-самоучками, выступали на свадьбах, и очередь к ним выстраивалась за месяц до торжеств. Двоюродный дедушка играл на гармони, тоже самоучка. Моя дочь окончила музыкальную школу по классу фортепиано. В 13 лет она захотела играть на балалайке-контрабасе. Одна из разученных ею песен — «Калинка». Около двух лет дочь играла в оркестре.

Ощущение предков

— Когда играете на балалайке, есть ощущение, что продолжаете вековые традиции русского народа?
— Чувствую это. В репертуаре нашего ансамбля «Граймо» есть народные песни: «Пойду ль, вый­ду ль я» или «Коробейники».
— Балалайка сегодня — народный музыкальный инструмент или ее уже можно назвать классическим?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Она уникальна. На балалайках исполняют и рок, и эстраду, и классику — все красиво звучит. Но душа просит сыграть и услышать на балалайке фольклор.

Соло примы

— Балалайки поначалу были круглыми. По легенде, треугольными их стали делать, когда царь Алексей Михайлович повелел сжигать инструмент, а исполнителей бить батогами. Тогда запрещенный инструмент стали делать другой формы. А какие еще особенности есть у балалайки?
— Есть несколько разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. И только балалайка-прима — сольный инструмент. Остальные раскрывают себя в оркестрах. Секунда и альт идеально подходят для аккордового аккомпанемента, а балалайка-бас и балалайка-контрабас выполняют функции баса.
У этого инструмента три струны. На балалайке-приме играют пальцами, без помощи медиатора, чтобы не было призвуков. Для этого же ставят две струны из мягкой лески, а третью — тонкую металлическую. Еще у балалайки в отличие от гитары не закреплена подставка для струн. Убирая треск в звучании, ее регулируют вверх-вниз.
Чтобы звук был звонче и красивее, нужно правильно зажимать лады в нижней части грифа. Обычно на балалайке-альте играю в верхней части грифа, так при аккомпанементе удобнее быстро брать аккорды.
— Что самое сложное в обучении игре на балалайке?
— Сложно с нужной силой зажать лады левой рукой. Если не дожать, то инструмент как будто скрипит. Играют на балалайке правой рукой. Еще не встречала тех, кто переделал инструмент под левшу.
Некоторым тяжело правильно держать руку: свободно, без зажимов, ровными движениями играя переменным штрихом или тремоло. Необходимо следить, чтобы локоть не задирался слишком высоко, правое плечо не поднималось и не опускалось. Иначе рука быстро устанет.

Сложно найти фольклор

— Вы играете только фольклор? Или экспериментировали и пробовали адаптировать гитарный репертуар, шлягеры?
— Такого опыта у меня нет, но если потребуется, то разучу и сыграю эстрадные композиции. Хотя слышала, как на балалайке играли музыку других народов. Например, «Виртуозы Кубани» выступали с еврейской песней. Звучало прекрасно. Слушатели не ожидали, что балалайка может быть разной.
— А что есть в вашем репертуаре?
— Сольно не выступаю, а балалайку задействую во многих песнях, которые исполняет наш ансамбль. Одна из любимых и популярных — «Коробейники». Играем ее в обработке Дителя. Сейчас репетируем народную песню «Златые горы». Балалайку используем как аккомпанемент в песне «То не ветер ветку клонит». Армавирцы очень ее любят.
— А какая песня из репертуара «Граймо» самая любимая?
— Обычно на балалайке аккомпанирую хору, который исполняет песни казаков-некрасовцев и линейных казаков, фольклорные произведения. Люблю «Комар да комарики», «Пойду ль, выйду ль я».
— Для этого инструмента легко найти аутентичный русский фольклор?
— Оказывается, сложно. Думаю, связано это с тем, что идет процесс осовременивания музыки, и аутентичные мелодии забываются, теряются. Наш ансамбль часто выступает в Атамани, где наблюдаю, как мало сегодня поют фольклор. Хотя на прошлых выходных там исполняли много казачьих песен, и у посетителей этнопарка они по-прежнему вызывают интерес.

И рок, и классика

— И все же балалайка — сольный инструмент? Или лучше она раскрывается в ансамбле с другими музыкальными инструментами?
— Она, скорее, аккомпанирующий инструмент. Однако, глядя на выступления Алексея Архиповского — известного балалаечника-виртуоза, родившегося на Кубани, убеждаюсь, что в руках талантливого музыканта балалайка становится прекрасным сольным инструментом.
— Влияют ли на популяризацию балалайки такие исполнители, как Архиповский?
— Безусловно, ведь у него богатый и разнообразный репертуар, а на выступлениях всегда аншлаг. Значит, людям нравится слушать балалайку.
— А как относитесь к тому, что музыканты сегодня играют на балалайке все: от классики до рока?
— Это замечательно, когда есть такие музыкальные находки, как рок на балалайке, сочетание рока и фольклора. Балалайка может звучать по-разному, а с помощью таких экспериментов в этом убеждаются тысячи людей. Инструмент становится популярнее, развивается.
— Это привлекает внимание молодежи к инструменту?
— Конечно. Вот и моя дочь тоже захотела научиться играть на балалайке. Среди моих учениц есть девушка-скрипачка. Лариса заказала дорогой инструмент, нашла ноты и пришла на первое занятие с уже подобранным репертуаром, который хотела бы на­учиться играть.

Самая русская

— Вы сказали, что ученица заказывала инструмент. А можно ли купить балалайку в Армавире?
— Они продаются в музыкальных магазинах, стоят несколько тысяч. Называем их учебными балалайками, которые подходят для обучения или игры в ансамблях. Но если человек хочет участвовать в престижных конкурсах или выступать сольно на серьезных мероприятиях, лучше приобрести заказной инструмент. Он дороже, но звучание у такой балалайки бесподобное. Одни из лучших балалаек в России делают мастера из Санкт-Петербурга.
К инструменту нужно бережно относиться. Балалайки не любят влагу и сильную жару, поэтому не храним их возле батарей, в сырых помещениях. Ставим инструмент на специальные подставки или вешаем в защитном чехле.
— Почему именно балалайка стала самым русским музыкальным инструментом?
— В мире она давно стала одним из символов России. А в игре балалайки, на мой взгляд, звучит большая и глубокая душа русского человека.

Кстати
В Армавире желающих играть на балалайке немного. Как рассказала «АС» директор Детской музыкальной школы Ирина Климушина, по классу балалайки обучаются всего пять человек.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе с детьми-инвалидами по зрению Ирина Щербакова отметила, что в Специализированной детской музыкальной школе слепых и слабовидящих детей на балалайке учатся играть 15 воспитанников. Из них пятеро — дети-инвалиды по зрению.

Снежана Годлевская
фото: news-armavir.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях