Научить мыслить, как инженеры 

Научить мыслить, как инженеры 

Школа. Модернизация производства требует новые образовательные стандарты

Армавир ждет промышленный рывок. Санкционное давление и необходимость технологического суверенитета страны подтолкнули к модернизации имеющихся и строительству новых производств. А значит, будущее — за IT-специалистами и инженерами. 

Вот только их не подготовишь на ускоренных курсах. Поэтому развитие инженерного мышления — сегодня один из приоритетов государственной политики в сфере образования. О чем в своем заявлении по поводу открытия в 2025 году в Краснодаре IT-парка сказал губернатор края Вениамин Кондратьев.

В роли конструктора 

Могут ли армавирские подростки получить азы инженерных знаний в школах? Результаты ЕГЭ подтверждают, что да. В 2022 году от 80 до 100 баллов по математике получили 20 выпускников, по физике — 12,  химии — 25 человек. 
Школа № 24, открывшаяся в 2021 году, по стандартам последнего поколения была оснащена сразу. Здесь оборудовали цифровые лаборатории, приобрели наборы для экспериментов, робототехнические наборы, модели квадрокоптеров, 3D-принтеры и 3D-сканеры. 
Благодаря этому в учебном заведении есть возможность реализовывать технические программы обучения. В завершившемся учебном году ученики под руководством учителя физики и педагога дополнительного образования Татьяны Арутюновой занимались по дополнительной программе «Школа робототехники и программирования». 
— Занятия расширяют у школьников политехнический кругозор и формируют интерес к технике, — говорит Татьяна Арутюнова. — Ребята со 2 по 7 класс проектируют, конструируют и программируют интеллектуальных роботов. Работая с конструкторами, они через формат познавательной игры с экспериментами легко усваивают необходимую информацию, развивают навыки в технической области, конструкторские и инженерные способности, техническое мышление, воображение и даже навыки общения.
Задания школьники выполняют в команде. Их делят на группы по два-четыре человека, определяют роль каждого: главный конструктор, программист, научный сотрудник, помощники. Чтобы было интересно, во время практической отработки каждой темы устраивают небольшие соревнования. 
Еще один плюс «Школы робототехники и программирования» — возможность участия в конференциях, марафонах и технических конкурсах. Как отмечает педагог, ее воспитанники становились призерами и победителями.

Научные развлечения

Старшеклассники, тяготеющие к исследовательской деятельности, занимаются по дополнительной программе «ИнженериУм». Ребята осваивают современные способы получения, обработки и предоставления информации и методы исследований по физике.
— По программе школьники проводят физические эксперименты, используя как  традиционное школьное оборудование кабинета физики, так и комплект оборудования «Цифровая лаборатория». Это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Айгюль Алексеевская. 
— Работа с «Цифровой лабораторией», не только мотивирует школьников получать новые знания, но и кардинально меняет их отношение к физике как учебному предмету, — убеждена педагог.
Чтобы расширить тематику дополнительных занятий техническими науками, школа 
№ 24 сотрудничает с учреждениями дополнительного образования.
 Педагоги Центра детского (юношеского) научно-технического творчества работают с учениками по программам «Алгоритмы и структура данных», «Сайтостроение», «Основы цифровых технологий», 
«IT-технологии».
Популярностью у школьников пользуются «Робоквантум», «Аэроквантум», «Хайтек», где с ними работают преподаватели Центра детского и юношеского технического творчества Краснодара. 

Научить мыслить, как инженеры 

фото: news-armavir.ru

Придумывает для заводов

Егор Твердохлебов окончил 6-й класс школы № 24. Дополнительно посещает кружок робототехники. Мастерит он с третьего класса, когда учился еще в 6-й школе. Первая его работа — машина, перетаскивающая разноцветные кубики. Сделал он ее за одно занятие. Сейчас Егор участвует в соревнованиях по робототехнике.

— Когда получилось собрать первого робота, подумал: здорово, что есть наборы инструментов и возможности! И захотел повторить и сделать еще одного, — поделился Егор. — Благодаря конструированию и изготовлению роботов стал внимательнее, что положительно сказалось на учебе. Планирую выбрать профессию в сфере IT-технологий. Также интересно проектировать, моделировать здания.
Егор награжден грамотами Конкурса-фестиваля научно-технического творчества детей и молодежи ЮФО по мехатронике и робототехнике «Юные робототехники — инновационной России!», участвовал в краевом инженерном хакатоне для школьников «ROBO.hard», муниципальном LEGO-фестивале «Армавир — город детства», где победил в номинации «Лучшая работа». 
— С семи лет сын самостоятельно придумывает новые модели зданий, машин и оружия. В пятом классе, не раздумывая, записался в кружок робототехники при  школе. Егор научился писать программы, дома с увлечением рассказывает о проектах, где придумывает современное оборудование для заводов, — рассказала мама подростка Наталья Твердохлебова.

Нужны уроки труда

Пока ребята учатся в школе, им не доверят сборку судов на подводных крыльях, разработку чертежа катера на воздушной подушке, управление мощным вездеходом или ракетным лайнером. Эта работа требует специальных знаний и жизненного опыта. Однако в Центре детского (юношеского) научно-технического творчества они могут испытать себя в роли конструктора. 
Педагог дополнительного образования Евгений Шишкин ведет занятия по направлению «Инжиниринг». Его подопечные занимаются радиоэлектроникой, исследовательской конструкторской работой. Группы разновозрастные, в них занимаются школьники с 1 по 11 классы. Они проходят двухуровневую  программу обучения. На первом этапе школьники осваивают азы технического творчества, а педагог определяет тех, кто способен заниматься проектной и конструкторской деятельностью.
— К сожалению, в школах убрали уроки труда, заменив их технологией. А современные дети не то что сверлить не могут — они сверло в дрель не знают, как вставить, — делится наболевшим Евгений Шишкин. —  На занятиях дополнительного образования мальчишки получают навыки, необходимые каждому мужчине. И каждый раз это новые задачи. Растут дети, растут и конструкции, которые они собирают. Я выпустил одиннадцати­классников, с которыми вместе вырос. Сегодня пришли маленькие, и с ними я маленький: паяю проводочки, подсоединяю лампочки.
 В технических вузах, куда поступают выпускники армавирских школ, отмечают, что дети, прошедшие систему дополнительного образования, на голову выше тех, кто просто сдал ЕГЭ. Задача педагогов дополнительного образования — найти талантливых ребят и вывести их на более высокий уровень технических знаний и навыков. 
Евгений Шишкин приглашает на занятия детей с родителями. 
— Школа дает знания, а мы учим детей пользоваться ими. Например, натренировали  их решать  кем-то поставленные задачи, а мы учим ставить задачу и находить решение. Это творческий путь, который и есть инженерия, — говорит Евгений Шишкин.

Энергетики за партой

У педагога Центра научно-технического творчества Натальи Козловой школьники изучают программирование и робототехнику. Разрабатывают простейшие приложения в Python, веб-дизайн, создают 2D-графику, анимацию, используют  3D-печать. 
Первое, что привлекает внимание входящего в кабинет, — проект об альтернативной энергетике, который ее воспитанники готовят для участия в конкурсе.
У Натальи Козловой занимаются дети от 5 до 12 лет.  
— Начинаем с простых конструкций. Ученики начальной школы создают роботов, в которых от одного мотора могут работать несколько элементов. В процессе освоения программы у детей развивается инженерное мышление. Они даже в этом возрасте могут спланировать свою работу на несколько шагов вперед и выполнить задание не по шаблону, — поясняет педагог.

По статистике, которую ведут в Центре научно-технического творчества, большинство выпускников, прошедших обучение по направлениям программирования и инженерии, связывают свою профессиональную деятельность с информационными технологиями. 68% выпускников 2020-2022 годов продолжили обучение по этому профилю в ведущих вузах России. 

Научить мыслить, как инженеры 

фото: news-armavir.ru

МНЕНИЯ

По принципу доучивания

Армавирский изобретатель и руководитель Армавирского велорикше-мобильного завода Илья Безручкин рассказал, что всех программистов, приходящих на работу, доучивают. Знания, полученные в вузе, утрачивают актуальность уже через три-пять лет. 
— Технологии развиваются очень быстро. Для решения проблемы дефицита инженерных кадров необходимо заключать долгосрочные договоры с учебными заведениями, — считает Илья Безручкин. — Нужно, чтобы студенты взаимодействовали со специалистами предприятий по профилям, которым обучаются. В рамках такого сотрудничества ребята станут посещать реальные производства. Это выгодно обеим сторонам. На предприятиях смогут присмотреть себе перспективных сотрудников, а у студентов появится стимул учиться и уверенность в том, что если будут хорошо работать на практике,  трудоустроятся.  
Чтобы заинтересовать ребят, нужно показать им результат. Когда они приходят на практику и видят станок с числовым программным управлением, то еще не представляют, на что он способен. Когда же программист демонстрирует свою работу, а студенты наблюдают стадии создания велорикши, 90 процентов уходят с интересом к данному виду деятельности.

Качество знаний

Генеральный директор предприятия «Горница» Сергей Щерба говорит, что 99 процентов приходящих на предприятие сотрудников имеют лишь первичные навыки. Опытные специалисты-практики дообучают новеньких уже непосредственно на производстве. 
— Раньше для работы на заводе оказывалось достаточно среднего технического образования — стандарты были высокими. Сегодня нужно улучшать качество как теоретических, так и практических знаний. В связи с модернизацией производств ручной труд со временем будет вытеснен, поэтому у специалистов, приходящих на промышленные предприятия, обязательно должны быть технические навыки,  — убежден Сергей Щерба.

Фискальная политика

Генеральный директор «Кубаньжелдормаша» Анатолий Щукин рассказал, что на заводе работают инженеры практически всех специализаций, которые встречаются в машиностроении: конструкторы, технологи, инженеры по сварке, гальванике, термической обработке. 
— Но когда молодые специалисты устраиваются на работу, в 95 случаях из 100 приходят с нулевым багажом знаний. Чтобы привлечь в промышленность квалифицированные технические кадры, государство должно изменить фискальную политику в отношении производственных предприятий, что повлечет за собой увеличение заработной платы. Других мер не бывает, — подчеркнул Анатолий Щукин.
С тем, что повышение заработной платы будет мотивировать молодежь приходить в ИТ-сферу и инженерные специальности, согласен и генеральный директор Армавирского электромеханического завода — филиал ОАО «ЭЛТЕЗА» Олег Ковалев.

Ольга Белолипецкая
фото: news-armavir.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях