Мичману в отставке Игорю Жиляеву 73 года. Шесть лет он отслужил на противолодочном крейсере «Ленинград» Черноморского флота. Участвовал в военных действиях в Средиземном море между Египтом и Израилем в 1970 году. Помогал принимать на корабле генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.
Ко Дню военно-морского флота он рассказал «АС» о том, как происходила операция по спасению потерпевшей аварию подлодки К-19, сколько целей мог вести техник электронно-вычислительной техники и откуда на крейсер привозили продукты для Брежнева.
Спасти К-19
- Как вы попали на крейсер «Ленинград»?
- В 1969 году был призван на срочную службу в учебный отряд в Кронштадт. Отучился там на специалиста электронно-вычислительной техники. А в 1970 меня направили матросом в Севастополь на противолодочный крейсер «Ленинград».
В 1972-м демобилизовался и вернулся обратно в Армавир. Однако в 1975 году меня вызвали в военкомат и предложили вернуться на борт крейсера мичманом. Согласился.
- Что входило в ваши обязанности?
- Я был техником электронно-вычислительных машин. В мои обязанности входило обнаружение воздушных и надводных целей, ввод их в вычислительную машину, и выдача целеуказаний на стрельбовые системы.
На крейсере работали две антенны, которые могли видеть самолеты на расстоянии 300 и 500 километров от судна. Например, из Севастополя я фиксировал самолет из Турции, который на экране оборудования высвечивался как движущаяся точка.
На одном приборе можно было вести и наблюдать 15 целей, определяя их скорость и расстояние от корабля. Чтобы не сбросить настройки программы, цели постоянно приходилось корректировать.
В то время на флоте уже была разработана система передачи информации между судами. В Средиземном море могли находиться несколько военных кораблей, и информацию между ними передавали в автоматическом режиме, будто в акватории стоит один большой корабль. Если у одного из крейсеров вычислительная техника выходила из строя, его оружием удаленно управлял другой корабль.
Собранная автоматически информация, передавалась в штаб Военно-морского флота, а оттуда - в Министерство обороны страны.
- В 1972 года крейсер участвовал в спасении атомной подводной лодки К-19, потерпевшей аварию в Северной Атлантике. Какие задачи поставили перед экипажем?
- Мы участвовали в завершающей фазе спасательной операции. Большинство подводников успели эвакуировать. Наш экипаж должен был обеспечить безопасную транспортировку подводной лодки в Североморск. Тогда бушевали сильные штормы, и тросы, удерживающие судно, постоянно рвались.
Опасным оказался и путь к потерпевшей аварию К-19. В спасательную операцию мы направились, не дождавшись судна с провизией. Запасов продуктов было мало. Да еще из четырех действующих корабельных паровых котлов, необходимых для функционирования двигателя, работал только один.
Мы шли на пределах, по встречному ветру. Когда котел глох, меняли трубную систему, которая выходила из строя. Сделать это, казалось, невозможно - котел был раскален. Но капитан второго ранга Куделя надевал на себя две рабочие формы, обливался водой и шел менять их. Никого из моряков не подпускал этого делать.