Игорь Жиляев: «Летом матросы выдраивали весь корабль до ломоты в мышцах»

Игорь Жиляев: «Летом матросы выдраивали весь корабль до ломоты в мышцах»

Мичману в отставке Игорю Жиляеву 73 года. Шесть лет он отслужил на противолодочном крейсере «Ленинград» Черноморского флота. Участвовал в военных действиях в Средиземном море между Египтом и Израилем в 1970 году. Помогал принимать на корабле генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

Ко Дню военно-морского флота он рассказал «АС» о том, как происходила операция по спасению потерпевшей аварию подлодки К-19, сколько целей мог вести техник электронно-вычислительной техники и откуда на крейсер привозили продукты для Брежнева.

Спасти К-19

— Как вы попали на крейсер «Ленинград»?

— В 1969 году был призван на срочную службу в учебный отряд в Кронштадт. Отучился там на специалиста электронно-вычислительной техники. А в 1970 меня направили матросом в Севастополь на противолодочный крейсер «Ленинград».

В 1972-м демобилизовался и вернулся обратно в Армавир. Однако в 1975 году меня вызвали в военкомат и предложили вернуться на борт крейсера мичманом. Согласился.

 

— Что входило в ваши обязанности?

— Я был техником электронно-вычислительных машин. В мои обязанности входило обнаружение воздушных и надводных целей, ввод их в вычислительную машину, и выдача целеуказаний на стрельбовые системы.

На крейсере работали две антенны, которые могли видеть самолеты на расстоянии 300 и 500 километров от судна. Например, из Севастополя я фиксировал самолет из Турции, который на экране оборудования высвечивался как движущаяся точка.

На одном приборе можно было вести и наблюдать 15 целей, определяя их скорость и расстояние от корабля. Чтобы не сбросить настройки программы, цели постоянно приходилось корректировать.

В то время на флоте уже была разработана система передачи информации между судами. В Средиземном море могли находиться несколько военных кораблей, и информацию между ними передавали в автоматическом режиме, будто в акватории стоит один большой корабль. Если у одного из крейсеров вычислительная техника выходила из строя, его оружием удаленно управлял другой корабль.

Собранная автоматически информация, передавалась в штаб Военно-морского флота, а оттуда — в Министерство обороны страны.

 

— В 1972 года крейсер участвовал в спасении атомной подводной лодки К-19, потерпевшей аварию в Северной Атлантике. Какие задачи поставили перед экипажем?

— Мы участвовали в завершающей фазе спасательной операции. Большинство подводников успели эвакуировать. Наш экипаж должен был обеспечить безопасную транспортировку подводной лодки в Североморск. Тогда бушевали сильные штормы, и тросы, удерживающие судно, постоянно рвались.

Опасным оказался и путь к потерпевшей аварию К-19. В спасательную операцию мы направились, не дождавшись судна с провизией. Запасов продуктов было мало. Да еще из четырех действующих корабельных паровых котлов, необходимых для функционирования двигателя, работал только один.

Мы шли на пределах, по встречному ветру. Когда котел глох, меняли трубную систему, которая выходила из строя. Сделать это, казалось, невозможно — котел был раскален. Но капитан второго ранга Куделя надевал на себя две рабочие формы, обливался водой и шел менять их. Никого из моряков не подпускал этого делать.

 

Игорь Жиляев: «Летом матросы выдраивали весь корабль до ломоты в мышцах»

Фото из архива Игоря Жиляева

Боялись русский флот
— А как крейсер помог Египту в конфликте с Израилем, который длился с 1967 по 1970 года?

— Мы часто заходили в 1970 году в зону конфликта — Александрию. Технические средства находились в режиме боевой готовности, то есть оставалось только нажать кнопку, чтобы в течении трех минут ракета долетела до цели. Но в Израиле боялись русский флот, и большинство налетов на Египет совершали во время нашего отсутствия.

 

— Как готовили «Ленинград» в походы в Средиземное море?

— Каждый год экипаж подтверждал боеготовность корабля. Весь личный состав сдавал экзамены. В том числе и командиры — чтобы иметь право управлять кораблем.

Регулярно участвовали в боевых учениях. Проводили комплексные учения по обнаружению и уничтожению атомных подводных лодок предполагаеммого противника в Средиземном море.

— Кто занимался обеспечением крейсера во время походов?

— В ВМФ был вспомогательный флот, обеспечивающий военные суда провизией, топливом, водой и другим. К нам приходили сухогрузы, танкеры, корабли комплексного снабжения.

 

Игорь Жиляев: «Летом матросы выдраивали весь корабль до ломоты в мышцах»

Фото из архива Игоря Жиляева

Без дедовщины
— Как за время вашей службы складывались отношения между моряками?

— Личный экипаж крейсера состоял из более 700 человек. Ходили в основном в Средиземное море. В мое время на военных судах не было дедовщины. Ребята, которые заканчивали срочную службу, могли уйти только после того, как подготовят себе замену. То есть когда салаги сдадут экзамен на знание устройства корабля и допуска самостоятельного несения вахты.

Плавание длилось по четыре-пять месяцев. Каждый член экипажа имел свои обязанности. Если появлялось свободное время, смотрели фильмы на советских кинопроекторах — пленкой с фильмами менялись между собой корабли при встрече друг с другом в море. «Свадьбу в Малиновке» могу пересказать наизусть — так часто его пересматривали.

 

— Штормы тяжело переносили?

— Некоторые переносили штормы тяжело: кому-то было плохо, у кого-то кружилась голова. Я занимался футболом. И этот опыт помог при первом шторме. Сначала кружилась голова, а потом подумал, неужели никогда на качелях не катался. Собрался с духом, и головокружение прошло. Последующие шторма переносил нормально, заменял на вахте болеющих товарищей.

Игорь Жиляев: «Летом матросы выдраивали весь корабль до ломоты в мышцах»

Фото из архива Игоря Жиляева

Учения для Брежнева
— Бывали ли на «Ленинграде» ЧП?

— Да, и происходили они из-за нарушений личным составом инструкций. Когда еще был срочником, у нас погиб молодой матрос. Его поставили дневальным, а он решил спасти трюмного, которого ударило током. Тот одной рукой с железным метром коснулся инжектора с напряжением 380 вольт, а второй держался за железные перила. Дневальный оттолкнул трюмного, а сам всем весом упал на инжектор – моментальный летальный исход.

Смерти были. Случалось, что у моряков не выдерживало сердце. Уже на пенсии в Севастополе я случайно повстречал парнишку, который оказался сыном моего погибшего сослуживца-мичмана.

 

— На гражданке к военным морякам относились с уважением?

— В портовых городах на нас мало, кто обращал внимание. Здесь многие служили во флоте. Между моряками ходит пословица «попал на флот – гордись, не попал – радуйся». Были ребята, которые ходили в море на полтора года. Там никто не обращал внимание на выражения «плавал в море» или «ходил в море».

А вот в городах, где моря нет, к служившим в военном флоте относились с уважением и даже восхищением. Особенно близкие. Когда приезжал после походов к родителям в Армавир, брал сувениры: жевательную резинку, которой тогда не было в продаже, шариковые ручки. Отцу привозил импортные сигареты, которые не продавались у нас в городе.

Но, несмотря на восторженное отношение к флотским, однажды в поезде у меня украли кошелек. Ехал с товарищем поступать в Сызранское летное училище. Был в морской форме с новым кожаным кошельком с несколькими отделениями. Пошли пообедать в вагон-ресторан, откуда я вернулся уже без кошелька. Обслуживающий персонал уверял, что ничего не видел. Пришлось на одной из станций отправлять телеграмму маме, чтобы выслала деньги на почтамт в Сызрани.

 

— 4 августа 1971 года «Ленинград» посетили Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и министр обороны СССР Андрей Гречко. Как их встретили?

— Леонид Ильич на отдых под Ялтой собрал всех глав коммунистических партий социалистических стран. Одним из мероприятий, показывающим мощь Советской Армии, стала демонстрация возможностей Черноморского флота. На нашем крейсере Брежнев и Гречко вышли в море. Экипаж проводил ракетные стрельбы по мишеням.

После этого прямо на крейсере, находящемся в море, для высопоставленных гостей организовали обед. Продукты для генерального секретаря привезли с правительственной дачи. На местном рынке купили только свежую зелень. Готовили наши коки. Я помогал им, подавал блюда в раздаточную, откуда их забирали официанты.

Часто на крейсере бывали артисты, особенно летом. К их приезду матросы выдраивали весь корабль до ломоты в мышцах. У моряков есть поговорка: «На корабле гости – у матросов болят кости».

 

Спустили флаг

— Почему в 1978 году вы ушли с «Ленинграда»?

— Корабль поставили на капитальный ремонт. Когда починят судно, было неизвестно, поэтому перешел на крейсер «Москва». Это был брат-близнец «Ленинграда». На «Москве» пару месяцев пробыл в Средиземном море.

С 1978 года тренировал сборную Черноморского флота по футболу. Был назначен начальником физической подготовки в Балаклаве. А в 1986 году перешел служить на Северный флот.

В 1992 году ушел в запас. В этом же году на крейсере «Ленинград» спустили флаги, что означало вывод корабля из состава Военно-морского флота.

 

— Вы много лет прослужили в Севастополе, жили в этом городе. Как отнеслись к тому, что в 2014 году Крым вошел в состав Российской Федерации?

— Для меня никогда Крым не был украинской территорий. Даже после развала Советского Союза считал, что в Крыму не должны вводить украинский язык.

Валерия Гафарова

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях