Валентина Пелих: «Учитель завоевывает авторитет честностью»

Валентина Пелих: «Учитель завоевывает авторитет честностью»

Российское общество дозрело до обсуждения роли педагога в воспитании достойных граждан. И оказалось, что за годы, что разрушали советскую систему образования, значимость школьного учителя свели до роли менеджера по оказанию образовательных услуг.

Теперь педагогам предстоит завоевывать авторитет у школьников и их родителей, сформировавшихся в 90-е годы. Какую роль в этом играет справедливость, почему увлечь знаниями может только учитель и возродят ли советскую школу, «АС» в канун Дня знаний рассказала председатель Совета ветеранов АГПУ, почетный работник высшего профессионального образования педагог с 50-летним стажем Валентина Пелих.

Педагог равно наставник

— Всю жизнь вы посвятили подготовке будущих учителей. Почему, окончив педагогический институт, не пошли работать в школу?

— Учителем хотела быть с самого детства, но проработать в средней школе мне довелось всего пару месяцев. В институт обратился директор одной из школ Крыловского района с просьбой отправить к ним учителя русского языка. Направили меня — студентку пятого курса историко-филологического факультета. А после выпуска в ректорате предложили остаться в АГПИ и совмещать работу ассистента на кафедре русского языка и секретаря комитета комсомола института. Так началась моя профессиональная деятельность в вузе. Позднее защитила кандидатскую диссертацию, занимала должности заведующей кафедрой преподавания русского языка в национальной школе, декана факультета дошкольного образования.

— 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника, поэтому не могу не спросить: вы разделяете эти понятия?

— Педагог не может не быть наставником. Он передает знания и делится жизненным опытом, своим примером оказывает влияние на воспитание детей. И странно слышать, что понятия «педагог» и «наставник» звучат по отдельности. Когда распался СССР, систему образования кардинально реформировали. Стали говорить: школа предоставляет образовательные услуги, а воспитывает — семья. Однако нельзя доверить воспитание граждан лишь семье. В нашем вузе это понимали. В те годы ректором был мой сокурсник Владимир Тимофеевич Сосновский. Он вопреки запретам сумел сохранить воспитательный элемент в работе педагогов со студентами. Потому что учитель — не поучающий наставник, а тот, кто своим поведением, отношением к жизни и окружающим воспитывает достойных граждан. У педагога не может быть двойных стандартов, дети сразу это улавливают.

Слово учителя

— В последние десятилетия школьников ориентируют на самообразование, а роль учителя свели к подсказкам, где получить знания. Как результат, учителя лишают его главной задачи — учить детей?

— Это неправильный подход. Самообразование хорошо в том случае, когда учитель сформировал у ученика базовые знания, фундамент, на котором будет строиться самостоятельное изучение темы. Заинтересовать учебой может лишь слово учителя. Как иначе у детей возникнет желание изучать творчество того же Льва Толстого, если педагог не расскажет о нем?

— Тогда компьютерные технологии, внедряемые в систему образования, должны быть вспомогательными элементами в работе учителя?

— Верно. И огорчает тот факт, что некоторые педагоги, придя в аудиторию, открывают ноутбук и читают по нему лекции, не обращая внимания на студентов. В своей профессиональной деятельности всегда взаимодействовала с ребятами, смотрела им в глаза, наблюдала за реакцией на объясняемый материал. А на встречах со школьниками вижу, как из-за технологических нововведений им не хватает живого общения с учителями, которое незаменимо. Приведу пример. Однажды на открытом уроке у учеников начальных классов поняла, что дети и присутству­ющие на занятии родители не знали историю памятника Ленина в Армавире, случившуюся в годы Великой Отечественной войны. Попросила их найти в интернете и прочесть «Балладу о памятнике» Самуила Маршака. Первая строфа стихотворения как будто о нашем памятнике Ленину, который фашисты приказали снести. Ходит легенда, что Самуил Маршак узнал об этом от писателя Алексея Толстого, побывавшего в Армавире в 1944 году. И если бы не живое общение с педагогом — со мной, при самостоятельном знакомстве со стихотворением дети бездумно прочли бы его, не узнав о героической истории спасения памятника армавирцами и предполага­емой связи произведения Маршака с родным городом.

Принципы воспитания

— Вырастив не одно поколение учителей, скажите, сохраняется ли в них искренняя тяга к знаниям?

— Большинство студентов горели желанием учиться и учить. Одной из моих студенток после тяжелой операции на позвоночнике сокурсники привозили в станицу задания от преподавателей, а им передавали на проверку ее рабочие тетради. Девушка училась на «отлично», не хотела отставать от товарищей, поэтому занималась даже дома, не имея возможности сидеть. Или парень — студент дошкольного факультета — не хотел уезжать во время летней практики от ребят из детского сада в поселке Лазаревском и с горящими глазами рассказывал мне о работе с ними.

— А методы воспитания будущих учителей изменились?

— Не вижу серьезных изменений в воспитательной работе со студентами. Продолжают работать кураторы групп, устраивают встречи молодежи с ветеранами и известными людьми, студентов водят на экскурсии. Ребята постоянно участвуют в субботниках и экологических акциях. Большое внимание уделяют волонтерской деятельности. Все это дает навыки, которые, став учителями, они передадут своим ученикам.

Наравне со студентами

— Без чего нельзя стать хорошим учителем?

— Без стремления развиваться и узнавать новое. Учитель должен многое знать, «расти» вместе с воспитанниками. Однажды с группой своих студентов поехала в Новороссийск. Хотели увидеть достопримечательности города-героя с богатой историей. Многие ребята впервые побывали здесь. Поездка оказалась познавательной. Находясь у памятника «Взрыв», выполненного из осколков снарядов, авиабомб и мин, узнали среднестатистическое количество металла, обрушенного в ожесточенных боях с фашистами за Малую Землю на каждого бойца. А это 1 250 килограммов. Хороший учитель не может быть равнодушным, не увлеченным своей работой человеком. Иначе он не заинтересует учеников. Никогда не читала лекции сидя за столом, всегда была в движении, чтобы каждый студент меня видел. Когда писала на доске таблицу склонений, ребята лучше и быстрее ее запоминали. Потому что, во-первых, проговаривала ее вслух, во-вторых, они записывали ее вслед за мной.
А при пассивном обучении, когда ученики просто списывают с интерактивной доски, мало что запоминается.

— При каких обстоятельствах складывались ваши педагогические принципы?

— Один из них появился в ситуации, когда преподаватель резко пресек мою попытку поддержать сокурсницу, которая из-за страха перед ним не могла дать правильный ответ. От такой грубости у меня из головы все «вылетело», и ответила на тройку. Этот негативный опыт научил не обращаться резко даже к тем, кто нарушает дисциплину. Ведь если я забыла материал, то и они могут. Мама привила мне мысль, что добиться уважения от воспитанников можно личным примером. Если отправили куда-то работать, то нельзя стоять и наблюдать за детьми, нужно выполнять работу наравне с ними. Став деканом, требовала, чтобы со звонком все преподаватели были в аудитории. Так они выражали уважение к студентам, прививали им пунктуальность и ответственность, а те — уже своим ученикам. Во все времена образцом для подражания становится тот, кто стремится к хорошему и доброму, уважает коллег и друзей, заботится о близких.

Авторитет личности

— Общепризнанно, что лучшая система образования была в Советском Союзе. Сейчас вы наблюдаете тенденцию ее возрождения?

— Нельзя повторить то, что было в СССР. Тогда был иной жизненный уклад. Однако можно взять самое лучшее из той системы образования и преобразовать под современные реалии. И в России уже начали это делать. В школах возвращаются к объединению образовательной и воспитательной роли педагога. В Советском Союзе были старшие пионервожатые, теперь их обязанности легли на заместителя директора по воспитательной работе и советника директора по воспитанию в школе и на проректора — в вузе.

— Сегодня «заманить» молодежь в учителя крайне трудно. Отпугивает неравномерное соотношение обязанностей и зарплаты. Удастся ли изменить ситуацию?

— Сделать это трудно, но на государственном уровне предпринимаются шаги. Многие учителя приходят работать в школу с искренним желанием учить детей независимо от размера заработной платы. И раньше у учителей были невысокие зарплаты, однако это компенсировалось авторитетом и уважением со стороны общества. Когда я, 21-летняя пятикурсница, приехала учителем в станицу Кугоейскую Крыловского района, со мной первыми здоровались даже старушки. А сегодня молодым учителям нужно завоевывать авторитет не только у детей, но и их родителей — бывших школьников 90-х годов, у многих из которых по разным причинам сложилось превратное мнение об учителе.

— И как сегодня педагогу завоевать авторитет у родителей и детей?

— Быть личностью. Постоянно развиваться, быть честным и справедливым. На это в век, когда на первое место вышло материальное, обращают большое внимание. Система «учитель-ученик-родитель» сложна, по­этому педагог должен проявить стойкость. Для меня пример честного педагога — моя классная руководительница и учитель русского языка Любовь Никифоровна Бабакова. Однажды в домашнем задании ошиблась при переносе слов и получила тройку. Учитель могла пожалеть, не портить мне — отличнице — оценки. Но она сказала моей маме, что не могла поставить отметку выше, потому что и другим одноклассникам снизила за это балл, что было справедливо.

— Получается, возрождение престижа профессии учителя, его безоговорочного авторитета — дело небыстрое?

— Именно так. Мы упустили одно поколение — родителей нынешних учеников. Теперь необходимо правильно воспитать их детей, привить уважение к профессии учителя, чтобы они избавились от навязанного взрослыми стереотипа.

Снежана Годлевская
фото: news-armavir.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях