Сергей Ктиторов:  «Армавир — это губернский центр в миниатюре»

Сергей Ктиторов:  «Армавир — это губернский центр в миниатюре»

Чем Армавир действительно хорош, так это старинной архитектурой. На открытках царских времен запечатлены особняки с куполами-луковками, часовни и быстрорастущее, крупнейшее и самое городское в Российской империи село. 
 

А если у кого и возникает вопрос, что это там за здание на горизонте красивое или как этот декоративный элемент называется, то обращаются к книгам историка Сергея Ктиторова. Ему доподлинно известна судьба жемчужин армавирской архитектуры.

Накануне Дня города «АС» поговорил с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры Всеобщей и отечественной истории АГПУ Сергеем Ктиторовым о том, на каком здании сохранился оригинальный купол-луковка, где находится самое значимое сооружение дореволюционной архитектуры и что теперь располагается в здании расчетно-кассового центра по улице Ленина.

Армавирская триада

— Что делает дореволюционный архитектурный облик Армавира уникальным? 
— Выделил бы своеобразную армавирскую триаду, которая придавала старому облику города непохожесть. Первое — здания, украшенные полукруглыми выступами, ризалитами, увенчанными куполами-луковками. Такой особняк можно увидеть на углу улиц Карла Либкнехта и Розы Люксембург — усадьба Пелагеи Кандидатовой. Разновидность купольного покрытия в виде луковички встречается не только в Армавире, но и в Ставрополе, Ростове и других городах. Однако нигде их не было так много, как у нас. И они не располагались так компактно в центре поселения. 
Насчитывалось полтора десятка таких зданий. Сейчас их осталось всего три. На двух из них воссозданные купола-луковки. Аутентичный купол — только на углу Карла Либкнехта и Розы Люксембург. У особняка Кандидатовой лишь утрачен фонарь над луковичкой.
Вторая отличительная особенность села рубежа ХIХ-ХХ веков — кованые  зонты с рыбками-дракончиками. Это чисто армавирский сюжет. Оригинальных навесов в Армавире было не менее сотни. Вообще, кованые детали экстерьера характерны для юга, но такие персонажи только здесь. 
К сожалению, рыбки вместе с коваными навесами исчезают. Их снимают и заменяют навесами из поликарбоната. Примета времени. Осталось всего пять навесов по Кирова и максимум 10-15 в других частях города, а было несколько сотен. 
— Почему только в Армавире присутствовал такой декоративный элемент? Не содержит ли сюжет с рыбкой-дракончиком аллюзию на «Уральские сказы» Павла Бажова?
— Узор на кованых зонтах — фишка местного кузнеца. В 1890-1910 годах ею украшали экстерьер зданий. Потом эклектика ушла в прошлое, сменились вкусы. Популярным становился рациональный 
модерн. 
Но есть необъяснимая вещь. Однажды создатель знака «45 параллель» в Армавире, на котором тоже изображены дракончики, Дмитрий Бродников поделился со мной наблюдением. В американском фильме 1995 года «Двое: Я и моя тень» в кадре виден особняк с армавирскими рыбками-дракончиками. Что это, я не знаю. 
А по поводу аллюзии… Сказочный сюжет на армавирской ковке напоминает  русскую орнаменталистику XVII века, но ничего подобного в архитектуре других городов не встречал. К сожалению, авторство кузнеца теперь установить невозможно.
— А последняя составляющая армавирской триады?
—  Это тамга —  родовые фамильные знаки собственности. В переводе с тюркского слово «тамга» означает клеймо. Таким тавром метили скот, они также встречались на могильных камнях адыгов, абазин, карачаевцев и других народов.
В Армавире же тамги по-явились на фасадах домов. Черкесские армяне заимствовали традицию у адыгов. Но воспринималась тамга не просто как знак собственности, а как культурный маркер, она играла роль родового герба. Как правило, в основе тамг — геометрические фигуры. 
Интересные образцы были на домах Тарасовых, Богарсуковых. Сохранились всего три строения с тамгой. Два принадлежали Аладжевым. Одно из них находится на улице Кирова — это здание Армавирского лингвистического социального института в стиле строгого рационального модерна. Другое — на Дзержинского. На фасаде особняка священника Вартана Каспарова, расположенного на пересечении улиц Кирова и Жукова, тамгу превратили в рисунок  — растение с чашей. Совершенно уникальный случай.
Кстати, усадьба Тарасовых с тамгой есть и в Ставрополе. Но в нашем городе таких примеров были десятки.

Сергей Ктиторов:  «Армавир — это губернский центр в миниатюре»

Дом с луковкой П. Т. Кандидатовой (справа) на открытке 1911 г.
Сергей Ктиторов:  «Армавир — это губернский центр в миниатюре»

Особняк с куполом на снимке конца 1950-х гг.
Сергей Ктиторов:  «Армавир — это губернский центр в миниатюре»

Фото Александра Ковязина.

Архитектурная инаковость

— А какие-либо новые тенденции в архитектуре того времени Армавир задавал?
— Концептуально нового направления не возникло, ведь село было совсем молодым. Его инаковость определялась масштабом застройки. Армавир — самое городское село в Российской империи. Масштаб застройки не отличим от города или губернского центра. Таких сел больше в России не было.
— В какой исторический период потеряли больше всего 
аутентичной архитектуры?
— Невосполнимый урон понесли в Великую Отечественную войну. В Библиотеке Конгресса США хранится самый большой комплекс немецких аэрофотоснимков. На сотне из них — разрушенный Армавир. Почти пустое место осталось после бомбежек в центре. Конечно, и после тех событий много зданий снесли, но главная трагедия — война.
В советское время уничтожали храмы. Например, Николаевскую церковь, Большую армянскую Георгиевскую церковь, лютеранскую кирху. Но и сегодня этот процесс продолжается. На моих глазах снесли три старинных храма, среди них — польский католический костел. Сейчас это улица Энгельса, 25. Александро-Нев-ский храм по Ленина, 34 и известную всем армавирцам Троицкую церковь по Луначарского. Гибнет кладбищенская часовня по улице Шоссейной. 
— Какое сооружение дореволюционной архитектуры является самым значимым?
— На мой взгляд, самое ценное строение находится по Кирова, 47. Оно представляет вариацию здания Парижского муниципалитета. В Гражданскую войну в нем чеканили армавирские монеты. Единственное место, где это делали во всей России! Сейчас от него остались руины. Внутри корпус открыт. Уже рухнула стена со стороны музыкальной школы. 

Сергей Ктиторов:  «Армавир — это губернский центр в миниатюре»

Въездная арка со стороны ул. Либкнехта. Фото Александра Ковязина.

Модерн и классицизм

— А советская архитектура хорошо сочетается с дореволюционной?      
— В самом центре города в 1950-е годы появились несколько удачных зданий сталинского классицизма. Например, Московский универмаг. Эти строения — вариация советского ампира — делают облик города торжественным. 
Встречался и конструктивизм, но не получил развития. В таком стиле была сооружена электростанция, поврежденная во время войны. Сейчас на ее месте возведен торговый центр «Вилсон».
В функциональном стиле построена Центральная детская библиотека имени Зои Космодемьянской, здание городской администрации и МФЦ. Симпатичные здания, но подобные есть во многих российских городах. Точно такой же МФЦ, как в Армавире, возведен в Новороссийске.
— Люблю дом, который расположен за усадьбой Пелагеи Кандидатовой по Карла Либкнехта. Как вы его охарактеризуете?
— Тоже люблю этот особняк. Он построен в стиле рационального модерна с бесшовной кладкой. Имеет лаконичный фасад и вместе с тем изумительные модерновые детали. Входная группа прекрасно сохранилась: порожки из мраморной крошки, старинная дверь, бронзовые ручки и прорезь ящика для писем и газет. Это тоже кандидатовский дом. С первым, находящимся на пересечении Розы Люксембург и Карла Либкнехта, они совершенно разного стиля. Угловой дом (литер «А») был возведен в 1907-1910 годах, литер «Б» 1912 года постройки. 
А еще в нем балкон чудный, и предполагаю, что внутри лестница.
— Можете вы привести пример хорошо сохранившегося интерьера? 
— Недавно АГПУ передали здание расчетно-кассового центра, на фасаде которого есть надпись «Госбанк». Внутри сохранились парадные интерьеры, колонны и капители. Но около 20 лет назад были утрачены жезлы Гермеса и рога Фортуны на стенах. К сожалению, это единственное в городе крупное старинное здание, в котором можно видеть уцелевшие интерьеры. 

Сергей Ктиторов:  «Армавир — это губернский центр в миниатюре»

Фото: armavi.livejournal.com
Сергей Ктиторов:  «Армавир — это губернский центр в миниатюре»

Кадр из фильма «Двое: Я и моя тень», 1995 г.
Сергей Ктиторов:  «Армавир — это губернский центр в миниатюре»

Особняк купца Егора Баронова по ул. Кирова, 47. Фото Александра Ковязина.
Ольга Белолипецкая
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях