Чем Армавир действительно хорош, так это старинной архитектурой. На открытках царских времен запечатлены особняки с куполами-луковками, часовни и быстрорастущее, крупнейшее и самое городское в Российской империи село.
А если у кого и возникает вопрос, что это там за здание на горизонте красивое или как этот декоративный элемент называется, то обращаются к книгам историка Сергея Ктиторова. Ему доподлинно известна судьба жемчужин армавирской архитектуры.
Накануне Дня города «АС» поговорил с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры Всеобщей и отечественной истории АГПУ Сергеем Ктиторовым о том, на каком здании сохранился оригинальный купол-луковка, где находится самое значимое сооружение дореволюционной архитектуры и что теперь располагается в здании расчетно-кассового центра по улице Ленина.
Армавирская триада
— Что делает дореволюционный архитектурный облик Армавира уникальным?
— Выделил бы своеобразную армавирскую триаду, которая придавала старому облику города непохожесть. Первое — здания, украшенные полукруглыми выступами, ризалитами, увенчанными куполами-луковками. Такой особняк можно увидеть на углу улиц Карла Либкнехта и Розы Люксембург — усадьба Пелагеи Кандидатовой. Разновидность купольного покрытия в виде луковички встречается не только в Армавире, но и в Ставрополе, Ростове и других городах. Однако нигде их не было так много, как у нас. И они не располагались так компактно в центре поселения.
Насчитывалось полтора десятка таких зданий. Сейчас их осталось всего три. На двух из них воссозданные купола-луковки. Аутентичный купол — только на углу Карла Либкнехта и Розы Люксембург. У особняка Кандидатовой лишь утрачен фонарь над луковичкой.
Вторая отличительная особенность села рубежа ХIХ-ХХ веков — кованые зонты с рыбками-дракончиками. Это чисто армавирский сюжет. Оригинальных навесов в Армавире было не менее сотни. Вообще, кованые детали экстерьера характерны для юга, но такие персонажи только здесь.
К сожалению, рыбки вместе с коваными навесами исчезают. Их снимают и заменяют навесами из поликарбоната. Примета времени. Осталось всего пять навесов по Кирова и максимум 10-15 в других частях города, а было несколько сотен.
— Почему только в Армавире присутствовал такой декоративный элемент? Не содержит ли сюжет с рыбкой-дракончиком аллюзию на «Уральские сказы» Павла Бажова?
— Узор на кованых зонтах — фишка местного кузнеца. В 1890-1910 годах ею украшали экстерьер зданий. Потом эклектика ушла в прошлое, сменились вкусы. Популярным становился рациональный
модерн.
Но есть необъяснимая вещь. Однажды создатель знака «45 параллель» в Армавире, на котором тоже изображены дракончики, Дмитрий Бродников поделился со мной наблюдением. В американском фильме 1995 года «Двое: Я и моя тень» в кадре виден особняк с армавирскими рыбками-дракончиками. Что это, я не знаю.
А по поводу аллюзии… Сказочный сюжет на армавирской ковке напоминает русскую орнаменталистику XVII века, но ничего подобного в архитектуре других городов не встречал. К сожалению, авторство кузнеца теперь установить невозможно.
— А последняя составляющая армавирской триады?
— Это тамга — родовые фамильные знаки собственности. В переводе с тюркского слово «тамга» означает клеймо. Таким тавром метили скот, они также встречались на могильных камнях адыгов, абазин, карачаевцев и других народов.
В Армавире же тамги по-явились на фасадах домов. Черкесские армяне заимствовали традицию у адыгов. Но воспринималась тамга не просто как знак собственности, а как культурный маркер, она играла роль родового герба. Как правило, в основе тамг — геометрические фигуры.
Интересные образцы были на домах Тарасовых, Богарсуковых. Сохранились всего три строения с тамгой. Два принадлежали Аладжевым. Одно из них находится на улице Кирова — это здание Армавирского лингвистического социального института в стиле строгого рационального модерна. Другое — на Дзержинского. На фасаде особняка священника Вартана Каспарова, расположенного на пересечении улиц Кирова и Жукова, тамгу превратили в рисунок — растение с чашей. Совершенно уникальный случай.
Кстати, усадьба Тарасовых с тамгой есть и в Ставрополе. Но в нашем городе таких примеров были десятки.
Дом с луковкой П. Т. Кандидатовой (справа) на открытке 1911 г.
Особняк с куполом на снимке конца 1950-х гг.
Фото Александра Ковязина.
Архитектурная инаковость
— А какие-либо новые тенденции в архитектуре того времени Армавир задавал?
— Концептуально нового направления не возникло, ведь село было совсем молодым. Его инаковость определялась масштабом застройки. Армавир — самое городское село в Российской империи. Масштаб застройки не отличим от города или губернского центра. Таких сел больше в России не было.
— В какой исторический период потеряли больше всего
аутентичной архитектуры?
— Невосполнимый урон понесли в Великую Отечественную войну. В Библиотеке Конгресса США хранится самый большой комплекс немецких аэрофотоснимков. На сотне из них — разрушенный Армавир. Почти пустое место осталось после бомбежек в центре. Конечно, и после тех событий много зданий снесли, но главная трагедия — война.
В советское время уничтожали храмы. Например, Николаевскую церковь, Большую армянскую Георгиевскую церковь, лютеранскую кирху. Но и сегодня этот процесс продолжается. На моих глазах снесли три старинных храма, среди них — польский католический костел. Сейчас это улица Энгельса, 25. Александро-Нев-ский храм по Ленина, 34 и известную всем армавирцам Троицкую церковь по Луначарского. Гибнет кладбищенская часовня по улице Шоссейной.
— Какое сооружение дореволюционной архитектуры является самым значимым?
— На мой взгляд, самое ценное строение находится по Кирова, 47. Оно представляет вариацию здания Парижского муниципалитета. В Гражданскую войну в нем чеканили армавирские монеты. Единственное место, где это делали во всей России! Сейчас от него остались руины. Внутри корпус открыт. Уже рухнула стена со стороны музыкальной школы.
Въездная арка со стороны ул. Либкнехта. Фото Александра Ковязина.
Модерн и классицизм
— А советская архитектура хорошо сочетается с дореволюционной?
— В самом центре города в 1950-е годы появились несколько удачных зданий сталинского классицизма. Например, Московский универмаг. Эти строения — вариация советского ампира — делают облик города торжественным.
Встречался и конструктивизм, но не получил развития. В таком стиле была сооружена электростанция, поврежденная во время войны. Сейчас на ее месте возведен торговый центр «Вилсон».
В функциональном стиле построена Центральная детская библиотека имени Зои Космодемьянской, здание городской администрации и МФЦ. Симпатичные здания, но подобные есть во многих российских городах. Точно такой же МФЦ, как в Армавире, возведен в Новороссийске.
— Люблю дом, который расположен за усадьбой Пелагеи Кандидатовой по Карла Либкнехта. Как вы его охарактеризуете?
— Тоже люблю этот особняк. Он построен в стиле рационального модерна с бесшовной кладкой. Имеет лаконичный фасад и вместе с тем изумительные модерновые детали. Входная группа прекрасно сохранилась: порожки из мраморной крошки, старинная дверь, бронзовые ручки и прорезь ящика для писем и газет. Это тоже кандидатовский дом. С первым, находящимся на пересечении Розы Люксембург и Карла Либкнехта, они совершенно разного стиля. Угловой дом (литер «А») был возведен в 1907-1910 годах, литер «Б» 1912 года постройки.
А еще в нем балкон чудный, и предполагаю, что внутри лестница.
— Можете вы привести пример хорошо сохранившегося интерьера?
— Недавно АГПУ передали здание расчетно-кассового центра, на фасаде которого есть надпись «Госбанк». Внутри сохранились парадные интерьеры, колонны и капители. Но около 20 лет назад были утрачены жезлы Гермеса и рога Фортуны на стенах. К сожалению, это единственное в городе крупное старинное здание, в котором можно видеть уцелевшие интерьеры.
Фото: armavi.livejournal.com
Кадр из фильма «Двое: Я и моя тень», 1995 г.
Особняк купца Егора Баронова по ул. Кирова, 47. Фото Александра Ковязина.
Ольга Белолипецкая
Фото Александра Ковязина.