Моисей из Башкирии

Моисей из Башкирии

На форуме «Вся Россия-2023» в Сочи журналистам представили художественный фильм Сергея Урсуляка «Праведник». В центре сюжета — спасение советским партизаном Николаем Киселёвым 218 евреев из Долгиновского гетто. События киноленты разворачиваются в Белоруссии в 1942 году и в Израиле в 2005 году.

Несмотря на то, что мы увидели игровое кино, в основе его — реальная героическая история. И, кстати, в 2008 году появился документальный фильм «Список Киселёва. Спасённые из ада». По этой причине мне захотелось разобраться, почему «Праведник» Урсуляка именно художественный фильм, в котором вымысел допустим. Тема-то требует точности и доскональности в изучении событий тех лет… Да и как фабулу раскроют при таком хорошем актёрском составе.

С первых минут фоном, неким бэкграундом ленты я видела картины Марка Шагала. Не знаю, вдохновлялся ли ими Сергей Урсуляк. К сожалению, спросить его лично об этом у нас, журналистов, возможности не было. Но (!) Мовша Шагал родился в Витебской губернии, ныне это территория Белоруссии. И в течение всего творческого пути известный авангардист обращался к детским воспоминаниям. Писал он в основном мирную жизнь, которую, словно ребёнок, путешествующий во сне, видел с высоты птичьего полёта. Умело вплетал в контекст живописных произведений национальные черты и юмор. Но есть у Шагала и «Белое распятие» — вот это то, что ближе всего по эмоциональному накалу к «Праведнику» Урсуляка. Картина стала реакцией художника на еврейские погромы. На ней распятый Христос наблюдает тот ужас, который испытывают иудеи, подвергшиеся гонениям нацистов. И важная деталь — лодка с людьми, очевидно надеющимися спастись… Все эти ассоциации вызвал у меня и фильм Сергея Урсуляка.

Александр Яценко в образе капитана Киселёва гармоничен. Сложно представить, кто из современных российских артистов лучше бы подошёл на эту роль. Он сдержан, благороден, предан Родине и привык нести ответственность за свой выбор. Офицер Красной Армии, человек военный, даже жёсткий перед лицом опасности, он оказывается способным на милосердие. В одной из самых тяжёлых сцен киноленты евреи, скрываясь от нацистов в лесах Белоруссии, просят родителей плачущей Берты успокоить девочку, ведь враг близко и их могут настигнуть. Обезумевший от горя отец заворачивает малышку в мешок и относит к водоему, где, к ужасу зрителей, начинает её топить. К счастью, оказавшийся рядом Киселёв спасает девочку и успокаивает её. В следующей сцене в фильме он отдаёт ребёнка отцу. По воспоминаниям очевидцев тех событий, реальный, не киношный Николай Киселёв нёс Берту до конца похода на руках.

Сергей Урсуляк показывает его не только способным совершить более чем переход в 1500 км по оккупированной фашистами территории со стариками, женщинами и детьми, но и быть для этих людей товарищем, к которому и за советом обращаются и за справедливостью. А он, бессребреник, выполняет свой долг, ни на миг не воспользовавшись статусом лидера. Об этом помнят более двух тысяч потомков евреев, выведенных Николаем Киселёвым за линию фронта.

Замечательно в фильме и то, что Сергей Урсуляк, рассказывая конкретную историю о монументальной личности, делает этот образ и собирательным. Если отстраниться от сюжетной канвы, то герой Николая Киселёва — вбирает в себя черты сотен тысяч солдат и офицеров Красной Армии, которые не щадили себя, освобождая родные земли и Европу от гнёта гитлеровцев.

«Диалог», длившийся много лет между Николаем Киселёвым и другим главным героем фильма юношей с именем Моше Таль начинается при трагических обстоятельствах: парень бежит с младшей сестрой из гетто, узнав о скором приходе фашистов. Настигнутые немцами дети оказываются во власти Шмюкера-садиста. Вырвавшись, Моше присоединяется к евреям, следующим за линию фронта. И лишь в зрелом возрасте спасённый Киселёвым Моше узнаёт о судьбе сестры… Сюжетная линия этого персонажа, роль которого исполнил Марк Эйдельштейн, — лейтмотив судеб евреев из Долгиновского гетто. Большинство из них были убиты оккупантами, а выжившие разлучены с близкими… Несмотря на общность группы людей, спасавшихся от убийц бегством, евреи прописаны Сергеем Урсуляком как яркие индивидуальности, они живые со своими достоинствами и недостатками. Обворожительная Това Линицкая, столь полюбившаяся советскому солдату Никишину, что он за неё и в огонь и в воду пошёл. Её, кстати, играет внучка Валерия Золотухина Мария. Деятельный оптимист Рувим Янкель в исполнении Сергея Маковецкого. Ироничный врач Анцль. И другие. А если объединить односельчан и описать их несколькими эпитетами, то получится, что это люди семейные, мирные, застигнутые врасплох войной, отчаянно пытающиеся сохранить традиции, веру и родной язык. Такими показал Сергей Урсуляк оставшихся в живых выходцев из села Долгиново.

Подвиг Николая Киселёва долгое время сам герой не предавал огласке. В 2005 году израильским институтом Яд ва-Шем ему присвоено почётное звание Праведника народов мира.

Моисей из Башкирии

Журналистам представил исполнительницу роли Любы, актрису Юлию Витрук секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян. Фото пресс-службы СЖР.
Моисей из Башкирии

Витрук сказала: «Праведник» — это фильм про исключительные обстоятельства, тем не менее, это про каждого из нас, про личную ответственность, про выбор, про веру, а когда мы делаем тот самый выбор и верим несмотря ни на что, то мы совершаем подвиг».
Ольга Белолипецкая
Фото: kinopoisk.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях