Три поколения семьи Мхитарян-Ширинян около 70 лет учат армавирских детей

Три поколения семьи Мхитарян-Ширинян около 70 лет учат армавирских детей

В каждой семье есть, что передать последующим поколениям. У одних это богатство, у других — добрая память. В семье Мхитарян-Ширинян по наследству передают профессию. Три ее поколения больше полувека учат армавирских детей.

Дядя Миша
Первого сентября члены семьи преподавателя начальных классов школы № 9 Марины Ширинян поздравляют друг друга с праздником. Потому что начало учебного года для них — отсчет нового этапа жизни, в котором будут новые ученики, новые задачи и много любви — к профессии и детям. 
Основателем династии учителей стал отец Марины Ширинян инженер-конструктор Михаил Иванович Мхитарян. Из конструкторского бюро его пригласили преподавать черчение в Армавирский филиал Краснодарского политехнического института — теперь АМТИ. Михаил Иванович согласился. И остался в этой профессии. 
Около 10 лет преподавал в институте, а потом, неожиданно открыв в себе потенциал педагога, перешел работать в школу № 8. Вел технологию и черчение. Студенты и ученики приходили к нему домой, сидели за кульманом — чертежным прибором в виде доски, установленной вертикально и под углом — и готовились к экзаменам, писали курсовые работы.
— Папа был человеком добрым. Любил детей. Помогал соседским ребятишкам с уроками, — рассказывает Марина Михайловна. — До сих пор встречаю его учеников. Об отце они вспоминают только хорошее, называют дядей Мишей.
Супруга Михаила Ивановича Софья Макаровна гордилась мужем. Он умел красиво говорить, его уважали коллеги, ценили родители. В молодости Софья тоже работала в школе — библиотекарем. Там и познакомилась со своим Мишей. Вместе они воспитали четверых детей. 
— Старшая сестра окончила школу с золотой медалью. Мы тоже учились без троек. Все четверо получили высшее образование. Для папы это было важно, — говорит Марина Ширинян.

Терпение учителя
Марина Михайловна, сколько себя помнит, хотела стать учителем. Процесс обучения у нее не прекращался ни в школе, ни дома. Она делала уроки с младшим братом, помогала соседским ребятам с домашними заданиями, играла в школу. 
В выпускном классе, когда надо было определяться с профессией, отец порекомендовал поступать в армавирский педагогический институт на факультет педагогики и методики начального обучения. Это было попадание в десятку. Опытный учитель Михаил Иванович просчитал потенциал дочери с математической точностью. 
К учителям Марина относилась с благоговением. Пойдя в первый класс, очень удивилась, узнав, что учителя едят и отдыхают. Ей казалось, что они небожители, занимающиеся только школой. 
— Помню свою первую учительницу Зинаиду Сергеевну Попруженко. Она Заслуженный учитель, работала в школе № 12, — вспоминает Марина Михайловна. — Для учеников Зинаида Сергеевна была абсолютным авторитетом.
После окончания института Марина осталась в Армавире. Пошла работать в школу № 9. 
Стрессом стало первое проведенное ею родительское собрание. Ее первыми учениками оказались второклассники. Их учительница ушла в декрет, и новым преподавателем пригласили выпускницу педагогического института. Идя на встречу с родителями, Марина боялась так, что дрожали коленки. 
— Думала, что я, 21-летняя девчонка, могу им сказать. Они были старше меня. Не верила, что серьезно воспримут, — вспоминает Марина Ширинян.
Но родители молодую учительницу приняли доброжелательно, отнеслись с пониманием. Помогали, беря на себя внеклассную работу. И спустя 40 лет Марина Михайловна вспоминает о своем первом выпуске с благодарностью. Говорит, что те ученики и их родители научили верить в себя.

В ее трудовой книжке — только одна запись. В этом году Марина подала документы на получение звания Ветерана труда. Четыре десятка лет она учит малышей в своей единственной школе № 9 читать, писать, считать, раскрывая перед ними мир,  большой и разный. Ее ученики, среди которых много медалистов, идут вперед. Они становятся руководителями, работают за границей. Бывшая ученица Софья Бондаренко, ныне студентка АГПУ, получает стипендию Правительства РФ. Узнав, что удостоена такой чести, девушка поблагодарила свою первую учительницу.
— Приятно, что в их успехах есть и моя доля участия, — делится Марина Ширинян. — Родителям своих учеников говорю: «Плоды работы учителя видны только через несколько лет. Поэтому не ждите результата завтра, имейте терпение».

Семья педагога
Но терпения нужно набираться и членам семьи учителей. Супруга Михаила Ивановича с уважением и пониманием относилась к его работе. Бывало, дети не видели его днями. Вернувшись после занятий домой, он уходил в свой кабинет, где проверял тетради, готовился к занятиям, мастерил объемные игрушки. 
— Мой муж далек от школы, но мной гордится. Узнав, что обо мне хотят написать в газете, поддержал идею, — смеясь, говорит Марина Михайловна.
Повезло со второй половиной и младшему представителю династии учителей Сергею Шириняну. Со своей супругой Алиной он познакомился в школе № 9, когда пришел туда работать. Девушка была социальным педагогом. 
Сергей пошел в деда — с детства увлекался математикой. Не хочется говорить штампами, но его путь в профессию действительно был предопределен. Или просчитан, как в любимом предмете. К окончанию школы он имел максимально полное представление о работе учителя и любил математику.  Если сложить эти два фактора, лучшее решение — поступить в АГПУ на математический факультет. 
Год после окончания педуниверситета молодой педагог преподавал в вузе математику. Но школа победила. Сергей ушел учителем математики и информатики в школу № 9. Работал в СОШ № 13, теперь преподает в школе № 20. Как и дедушка, учит старшеклассников. 
 

Три поколения семьи Мхитарян-Ширинян около 70 лет учат армавирских детей

Марина Ширинян с сыном Сергеем. Фото Александра Ковязина / АС

Недооцененная информатика
О сложностях работы педагоги говорят неохотно. Да, они есть, как в любой другой профессии. 
— В век информационных технологий сложно организовать ребенка, — делится Сергей Ширинян. — Нужно сфокусировать его внимание, заинтересовать. Сегодня ребята много пользуются гаджетами, часто — не по назначению. Простой пример. Даешь им задание — найти дополнительную информацию по конкретной теме. Один-два человека выполнят его. Остальные даже не вспомнят. Потому что увлечены играми, соцсетями.
— Я воспитанник старой школы — для меня важно живое общение с детьми, — включается в разговор Марина Ширинян. — На мой взгляд, несмотря на развитие технологий, работа с детьми кардинально не изменилась. По-прежнему учителю нужно много терпения и любви. Сегодня по учебной программе учителя  должны готовить презентации, фото- и видеоотчеты. На это уходит немало времени, и ребенок теряет интерес, сконцентрировать его внимание становится сложно.
Иногда приходится отстаивать авторитет учителя. На вопрос родителя, почему поставили ребенку, например, три, а не четыре, приходится доказывать свою правоту, объяснять, по какой причине поставили именно эту оценку. 
Если у вас есть дети, тем более школьники, то вы согласитесь, что есть школьные предметы, которые серьезно не воспринимают ни дети, ни их родители.
— Вот информатика. На нее отведен всего один час в неделю. Естественно ученики относятся к предмету поверхностно, особенно отличники. Как к физкультуре и музыке, — поясняет Сергей Ширинян. — Считают, что пятерку им и так поставят, даже если ее там нет. Такая позиция и у родителей. Приходится встречаться с ними, объяснять, что информатика важна, особенно сейчас, когда стремительно развиваются IT-технологии, а программист — одна из самых востребованных профессий. Один час в неделю информатики — это очень мало. Только в 10 классе формируют профильные группы, которые занимаются четыре часа в неделю. В них идут по четыре-пять человек.

Мотивация для педагога
Зато, когда ученики успешно сдают экзамены, показывают отличные результаты, учитель воодушевлен. Его старания не прошли напрасно, и силы потрачены не зря.
— Знаете, что приносит удовлетворение в работе? Когда проводят проверку усвоенных знаний, и она показывает, что твои ученики поняли тему, — говорит Сергей Ширинян. — А еще, когда на уроках тихо не потому, что учитель проявил строгость, а им интересно. Крылья вырастают, когда дети хорошо сдают экзамены, поступают в вузы. 
К теперь уже старшему представителю учительской династии — Марине Михайловне — ее взрослые ученики приводят своих детей и внуков. 
Как говорит педагог, это дает силы не оставлять школу и работать дальше. 
У нее подрастает внучка. Дочери Сергея Марии сейчас пять лет. И возможно лет через 20 она, как Марина Ширинян, будет волноваться перед первым родительским собранием, став четвертым поколением династии армавирских учителей.

Оксана Фетисова
Фото из архива семьи Ширинян

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях