Айнур Ризванов: «Я научился не тратить силы на волнение»

Айнур Ризванов: «Я научился не тратить силы на волнение»

Премьеру «Ивана Васильевича» армавирские театралы ждали. Одну из главных ролей в спектакле по пьесе Михаила Булгакова — изобретателя Тимофеева — исполнил недавно переехавший в Армавир из Уфы молодой актер Айнур Ризванов.

В интервью «АС» он рассказал, чем театральная жизнь башкирской столицы отличается от армавирской, из-за чего был разочарован ролью Шурика в исполнении Александра Демьяненко и почему «Иван Васильевич» не комедия.

Без амплуа
— Айнур, почему выбрали профессию актера?

— В какой-то момент пришло осознание того, что у меня получается на сцене. Я увлекался КВНом: много играл, помогал в постановках. Однажды понял, что людям нравятся мои выступления. И решил, что пора заняться делом, которое приносит удовлетворение не только мне, но и окружающим. 
Поступил в институт искусств. Попасть на актерский курс не получилось. Пошел на специальность «режиссура театра драмы», о чем не жалею. Учиться пришлось дольше, чем на актерском курсе, но зато я узнал о профессии гораздо больше. 

— В каких постановках были задействованы в Уфе?
— Вместе с моей девушкой Полиной Решетниковой (тоже артисткой Армавирского театра драмы и комедии — примечание редакции) мы играли в Уфимском ТЮЗе. Ролей у меня было много, но, в основном, вводные. Это когда спектакль уже поставлен, а один из артистов внезапно уходит из театра. Тогда роль предлагали мне. 

— В каком амплуа вы выступали?
— Амплуа у меня нет. Считаю себя разноплановым артистом. В спектакле «Остров сокровищ» я кого только не играл: и Бена Ганна, и Джима Хокинса, и капитана Смоллета. Как говорит, Юрий Алексеевич (Юрий Ковалев — главный режиссер армавирского театра — примечание редакции), у меня есть внутренняя подвижность. Она помогает быть разным, не зацикливаться на определенном амплуа. Это подпитывает любовь к профессии. Актерство вызывает спортивный интерес: смогу или нет.

Уфа навязывает ритм
— Как вы оказались в Армавире?

— Иногда артист не может найти себя в коллективе и ищет другую труппу, в которой сможет реализовать свой потенциал. Вместе с Полиной мы ушли из ТЮЗа и разослали резюме по театрам. Нас пригласили в армавирский театр, и мы подумали: а почему бы и нет? 
С режиссером встретились, когда уже была достигнута договоренность о работе. Конечно, это был риск и для нас, и для театра.

— Каким было первое впечатление об Армавире?
— Тепло, светло и уютно. Люблю маленькие города. Я интроверт, и мне некомфортно там, где много людей. 

— А за то время, что живете в Армавире, впечатление не изменилось?
— Мы в городе около двух месяцев. Прошло еще мало времени. Пока рано что-то обобщать. 

Что нравится в Армавире?
— Больше всего нравится климат, в Башкирии он переменчивый. Мне кажется, что люди здесь более открытые и приветливые. В театре нас приняли очень хорошо. 

— Чем театральная жизнь в Уфе отличается от армавирской?
— Уфа — столица. Как и Москва, она навязывает свой, быстрый, ритм. Это касается и театральной жизни. 
 

Айнур Ризванов: «Я научился не тратить силы на волнение»

Фото Александра Ковязина/ АС

Найти баланс
— В «Иване Васильевиче» вы сыграли одну из главных ролей — изобретателя Тимофеева. Как работали над образом? 

— Когда готовился к роли, перечитал пьесу, пересмотрел фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и был разочарован работой Александра Демьяненко. Образ его Шурика показался слишком простым, безэмоциональным. Ему фактически было все равно, что от него ушла жена. Скорее всего, Гайдай сознательно упрощал этого персонажа, делал его более комедийным. Но у Булгакова он другой. 
Сначала я хотел сделать образ Тимофеева немного чудаковатым, но Юрий Алексеевич говорил: «Не уходи в чудаковатость. Он нервозный, а не чудаковатый, и сильно увлечен профессией». До самой премьеры я искал баланс между гайдаевским и булгаковским героями. Но хочется сделать свое и не повториться.

— Это было самым сложным в работе над ролью?
— Простых ролей не бывает. Но в «Иване Васильевиче» столкнулся с полным переосмыслением произведения. Ведь что такое сон Тимофеева? Почему ему снится перемещение в другую эпоху? Не потому ли, что это его страхи? Страх потерять жену, потому что слишком увлечен работой. Страх от того, что он создаст машину времени. Ведь в неумелых руках изобретение может обернуться злом и даже катастрофой. И не является ли знаком тот факт, что машина времени сломалась? Стоит ли продолжать работу над ней, ведь неизвестно, чем все закончится. 

— Неожиданное суждение…
— Да. Потому что Гайдай приучил нас к абсолютной комедии. А наша постановка — история другая, булгаковская.

— Как выстраивались отношения с партнерами?
— Партнеры по сцене у меня замечательные. Я работал с опытными актерами — Алексеем Ситновым — он исполнил роль Ивана Грозного, Игорем Галанцевым (управдом Бунша-Корецкий). Они помогали, подсказывали во время работы над постановкой, направляли. Получил колоссальный профессиональный опыт.

— Хотелось бы что-то доработать в этой роли? 
— Премьера состоялась, но это не значит, что роль уже готова. Ее хочется доработать. Нет ощущения, что я нащупал своего героя. Сколько сыграем спектаклей, прежде чем это получится, трудно сказать. Но это даже лучше — есть к чему стремиться. Постоянное совершенствование — это то, что люблю в профессии. 

— Волновались, впервые выходя на армавирскую сцену? 
— Эту стадию уже перерос, теперь не позволяю себе волноваться перед спектаклем. Будучи юным, сильно переживал, и это мешало. В какой-то момент работы стало много, и сил переживать уже не хватало. Я научился не тратить эмоции на волнение, иначе на спектакль их не останется. Нужно себя успокоить, понять, куда направить свою энергию, тогда работа пойдет.
А кому-то, наоборот, волнение помогает. Артист выходит взволнованный и играет на нерве. 

— У вас есть в театре еще работы, помимо роли Тимофеева?
— На данный момент нет. Но надеюсь, что это не последняя моя роль в Армавире (смеется).

Прийти к Зилову
— Самая сложная роль в вашей актерской карьере?

— Джим Хокинс в «Острове сокровищ». Я играл его в возрасте, когда мне было уже за 30. А играть нужно было мальчика, у которого на уме не девочки, а приключения. Было сложно. Моя пластика не соответствовала роли, тело сопротивлялось. Поэтому объяснил режиссерам, почему не могу соответствовать этому образу. Ко мне прислушались и отдали роль другому артисту.

— Есть персонажи, которых приходилось играть, но они не нравились?
— И немало. Тебе дают роль, и ты не можешь подвести коллектив и отказаться. Я играл директора школы в спектакле Даны Сидерос «Всем, кого касается». Одна из самых удачных моих ролей, хотя персонажа я терпеть не мог, собственно, как и зрители. Герой не нравился, но в этой роли я был органичен.  Задача артиста — показать, какой это человек, почему он именно такой. 

— А какую роль хотелось бы сыграть?
— Всегда есть роли, которые хочется сыграть. Тот же Гамлет. Я читал его монологи. Хотя в студенчестве мне говорили, что я его еще не нащупал. Но то было в юности. Сейчас можно было попробовать. 
Очень хочется сыграть Зилова в «Утиной охоте» Александра Вампилова. Это роль всей жизни. Очень нравится этот персонаж, его мытарства, попытки быть человеком в нашем мире. Но у него не получается. Хотелось бы когда-нибудь прийти к этой роли. 

— А планы на будущее строите?
— Давно понял: в жизни если пытаюсь что-то планировать, все заканчивается крахом. Потому что трачу на планы слишком много энергии, которая рушит их. Постепенно пришел к мысли: будь что будет, живи одним днем. 
Пока я здесь, играю в спектакле изобретателя Тимофеева. Если дадут еще роли — прекрасно, выйду и буду работать. Это то, что я люблю делать. 

 

СПРАВКА «АС»
Айнур Ризванов, 34 года. Окончил Уфимский государственный институт искусств. 
Участник международных конкурсов чтецов. В 2016 году в Москве стал лауреатом 1 степени Международного конкурса чтецких работ имени А. Чехова.
Играл в сказках, в спектаклях по произведениям Шекспира, Твардовского.
 

Оксана Фатеева
Фото Александра Ковязина/ АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях