Третьекурсник АМТИ Нугзар Курдагия работает над восстановлением нефтяных скважин

Третьекурсник АМТИ Нугзар Курдагия работает над восстановлением нефтяных скважин

Как сообщал «АС», студент Армавирского механико-технологического института Нугзар Курдагия стал лауреатом правительственной стипендии имени С. П. Королева.

В перечень победителей конкурсного отбора 2023 года вошли всего 10 студентов и 10 аспирантов со всей России. Они имеют значительные достижения в области инженерного дела. 19-летний Нугзар — единственный в Краснодарском крае, кто удостоился правительственной стипендии, названной в честь конструктора космических аппаратов Сергея Королева. Сейчас парень ведет научную работу, изучая вопрос восстановления «замороженных» нефтяных скважин.

Золото голубое и черное

Подающий большие надежды студент в вузе изучает нефтегазовое дело. В рамках гранта Кубанского научного фонда исследует восстановление продуктивности бездействующих скважин на месторождениях Краснодарского края.
— На втором курсе заинтересовался наукой. Потому что почувствовал поддержку со стороны государства в виде грантов, а еще потому, что модно. Модно модернизировать отечественную промышленность. А добыча и переработка нефти и газа — перспективная отрасль, — говорит студент 3 курса АМТИ Нугзар Курдагия.
Парень является автором 23 научных статей, опубликованных в международных и российских изданиях. Подавая конкурсную заявку на королевскую стипендию, Нугзар представил  акты внедрения в промышленность. Некоторые его предложения уже используют на производстве.
За год талантливый юноша стал лауреатом стипендии ректора КубГТУ, стипендии администрации Краснодарского края для талантливой молодежи, специальной молодежной стипендии Краснодарского края, стипендии Правительства Российской Федерации и стипендии имени С. П. Королева. Он номинирован на корпоративную стипендию «РН-Краснодарнефтегаза» — стратегического партнера вуза, осуществляющего добычу нефти и газа в Краснодарском крае.

Сохранить и увеличить 

— Восстановлением продуктивности малодебитных и бездействующих скважин человечество занимается более 130 лет, — говорит научный руководитель Нугзара, член-корреспондент Российской академии естественных наук, заведующий кафедрой машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов АМТИ Максим Омельянюк. —  Однако эту деятельность постоянно стремятся усовершенствовать. Научные сотрудники нашей кафедры уже 15 лет совершенствуют  волновые методы интенсификации добычи нефти. Нугзар гармонично влился в коллектив и взял на себя часть экспериментальной работы. 
В этом году коллектив реализует грант на повышение экологической безопасности малодебитных и бездействующих  скважин. Исследования студента связаны с интенсификацией дебита скважин и повышением прочности тампонажного камня. 
Чтобы иметь допуск к работе на скважинах, проводят эксперимент, создавая численную модель. Затем в лабораториях учебного корпуса Армавирского механико-технологического института на маленьком 11-киловатном насосе моделируют то, как будет протекать процесс непосредственно в скважине. После получения положительных результатов Нугзар с преподавателями ездит к месту нахождения скважин, где продолжается экспериментальная работа.
— Привозим туда опытные образцы экспериментального оборудования, которое создаем в стенах вуза: устройства для обработки скважин, диспергаторы тампонажных и буровых растворов. Благодаря им увеличивается дебит старых скважин, а для новых, строящихся, повышается прочность тампонажного камня, то есть надежность скважины, — говорит Курдагия. 
Студент АМТИ осуществляет авторский надзор и следит за правильностью использования оборудования. На скважинах на это уходит до одного дня. В процессе цементирования отбирают пробы тампонажного раствора до и после работы диспергатора, анализ которых проводят в лаборатории в Краснодаре.
— Цементирование колонн в скважине — та операция, которую делают  один  раз и в ограниченный промежуток времени. Ее нельзя вести, как строительство дома, когда уложил ряд кирпичей, и можно сделать перерыв,  — говорит научный руководитель Нугзара Максим Омельянюк. — Весь процесс, от приготовления раствора до закачки его на многокилометровую глубину, должен быть реализован за несколько часов. При этом сутки  работы буровой установки на скважине или ее простоя стоят в Краснодарском крае два миллиона рублей, а в ЯНАО,  на Камчатке, Сахалине и других регионах еще выше — три миллиона рублей и более.
Чтобы не лить воду на мельницу энтропии, а, напротив, упорядочить работу скважин и получить больше прибыли с их эксплуатации, обеспечить длительный период безаварийной работы, Курдагия и его научные руководители стремятся повысить объем продукции, добываемой из малодебитных или простаивающих скважин, увеличить прочность тампонажного камня для строящихся скважин. Студент уже побывал на трех нефтяных скважинах в Краснодарском крае.

Сказано
Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края:
— Нашему региону по всем направлениям нужны талантливые, молодые, перспективные специалисты. Нам важно, чтобы они учились и развивались у нас: разрабатывали собственные научные проекты, стартапы, принимали участие в грантовых программах. А главное — в полной мере раскрывали свой потенциал и добивались успеха именно в родной стране!

С экономическим эффектом

Рассуждая о том, почему Нугзар стал лауреатом правительственной стипендии имени С. П. Королева, Максим Омельянюк отмечает, у парня есть 16 актов внедрения на производстве. И все с результатом. Сейчас в любой отрасли промышленности в приоритете практический результат с экономическим эффектом.  
— Внедрения бывают разных типов. Нередко в актах пишут: «Внедрили такие-то предложения, но эффект подсчитаем когда-нибудь»,  — комментирует Максим Омельянюк. — То, что мы с Нугзаром предлагаем, дает свои плоды и расчётами, документально подтверждено. Разработанные  нами технологии и оборудование позволяют увеличить добычу нефти на 30-50 процентов и повысить прочность тампонажного камня до 10-20 процентов. Отдельное направление нашей научной работы   — реанимация водозаборных скважин, где получаем увеличение дебита от 30 процентов  и выше.
Директор филиала ООО «Роснефть-Сервис» в Краснодаре Олег Волотов отмечает, что разработки ученых кафедры «Машины и оборудования нефтяных и газовых промыслов» Армавирского механико- технологического института внедрены в производственный процесс для обработок призабойных зон скважин и приготовления буровых  и тампонажных растворов. 
— Разработанное преподавателями и студентами кафедры оборудование позволяет получить дополнительную прибыль не только нам, как сервисной организации, но и недропользователю — «Роснефть-Краснодарнефтегаз», — говорит Олег Волотов.

Газпром попросил

Главное в вопросах развития технологий — изобрести идею, которая даст положительный технический эффект. Но как у них рождается мысль, ни студент, ни руководитель ответить не могут. Одним словом, практики.
Однажды за помощью в вуз обратились специалисты краснодарского филиала компании «Газпром Бурение». Его предприятие на Камчатке неделю не могло приготовить буровой раствор для скважины. Как раз нужен был такой диспергатор, как разработанный в АМТИ. 
— Устройство забрали из Армавира в Сочи, а там из аэропорта доставили  самолетом до Владивостока, затем — частным бортом до Камчатки, до месторождения, — рассказал «АС» Максим Омельянюк. — Время приготовления раствора снизилось в два раза, энергозатраты  — примерно в четыре раза. Экономический эффект на строительство одной скважины достиг 1,5 миллиона рублей.
Сейчас Нугзар больше занимается теорией, но преподаватели отмечают его интерес и желание работать на земле, вернее, под ней. Бывает, студенты поедут на практику, на месторождение, в грязи под дождем поработают, без интернета, и говорят: зачем нам такое надо? Нугзар лишений  не испугался. У него смелые планы на жизнь.
— После бакалавриата буду поступать в магистратуру. Хочу заниматься наукой и поехать на север, на Сахалин или Камчатку. Буду осваивать нефтяные месторождения, —  размышляет Нугзар Курдагия.

Ольга Белолипецкая
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях