Почему челноки спасли город и страну?

Почему челноки спасли город и страну?

История. На вещевой рынок в Красную Поляну приезжали покупатели из нескольких соседних районов

Пережившие 90-е армавирцы помнят, как за одеждой, обувью, косметикой, парфюмерией, бытовой техникой, электроникой и многим другим шли не в универмаг или торговые центры, а на уличные развалы. Многочисленные продавцы стояли рядами, выложив в приоткрытых клетчатых сумках разнообразный ассортимент и держа в руках наиболее ходовой товар.

Эти люди, кто-то из склонности к предпринимательству, но большинство по жесткой необходимости, подавшись в несанкционированную торговлю, зарабатывали, чтобы прокормить семьи. Выживая, они, сами того не предполагая, спасли большую, оказавшуюся на историческом перепутье страну.

Из декрета — на рынок

В январе 1992 года первый Президент России Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». Документ позволял любому россиянину и предприятию заниматься продажей почти всех товаров в «любых удобных местах». А еще граждан освободили от пошлин на ввоз иностранной продукции. К такому решению власть подтолкнул стремительный разгон инфляции и падение доходов людей. В результате по всей стране начали возникать стихийные рынки, а для многих нововведение открыло путь к предпринимательству. 
В Армавире в начале 90-х, как и по всей стране, закрывали заводы. Еще недавно хорошо и стабильно зарабатывающие горожане вдруг оказывались без средств к существованию. Часть предприятий продолжала функционировать, но зарплату задерживали, нередко подолгу, например, по полгода. Или выдавали заводской продукцией, которую надо либо продать, либо обменять на продукты или необходимые вещи. А дома — семьи, дети, которых надо кормить каждый день.
Тогда бывшим рабочим, инженерам, учителям пришлось осваивать новую профессию — уличных торговцев или челноков. 
Армавирка Галина Т. вместе с мужем осталась без работы с двумя маленькими детьми. Завод, на котором работал супруг, остановился.
— От безысходности муж пошел работать продавцом. А я, выйдя из декрета, была вынуждена заниматься закупкой игрушек, параллельно получая образование бухгалтера, — рассказывает Галина Васильевна.

Торговля стала бизнесом

Основными поставщиками-экспортерами челночного рынка были Турция, Китай и Польша. 
— Началось с того, что на границе с Китаем, в Благовещенске, появились так называемые меняльные рынки, куда привозили китайских туристов, — рассказывает Валерий Дмитриевич, в 90-е  занимавшийся челночным бизнесом. — На советские электробритвы, велосипеды, посуду, алюминиевые ложки, вилки, шляпы, женские пальто с меховыми воротниками выменивали китайские товары. Помню, люди для обмена снимали пальто и шляпы даже с пугал в огороде. А уже во времена перестройки стали сами выезжать в Китай. Ехали не только с деньгами, но и с товаром для обмена. На себе  вывозили по несколько пальто и шляп, обратно возвращались с огромными сумками некачественного китайского товара, 99 процентов которого были бракованными. Например, разной длины брючины на спортивном костюме, или одна штанина пришита задом наперед. А если на вещи красовалась симпатичная нашивка, наверняка под ней пряталась дырка. 
Первые челноки ездили за товаром в одиночку. Это уже позже к бизнесу подключились турфирмы, предлагая специальные челночные туры. В них входили дорога, проживание в гостинице, питание, доставка товара и его таможенное оформление. 
С 1994 года доставкой стали заниматься специальные фирмы-перевозчики. Для удобства они работали по обе стороны границы. Это означало, что челнокам больше не нужно тратить время на собственноручную перевозку груза. Его доставляли специализирующиеся на перевозках фирмы.

Центр и пригород

В Армавире толчки — стихийные вещевые рынки — появились в конце 1980-х. Торговавшие стояли от универмага по улице Мира до Урицкого ­моста. Еще не было палаток, игравших роль торговых павильонов. Вещи продавали, держа в руках. Покупатели двигались вдоль самоорганизованных торговых рядов, рассматривая, кто что держит. Останавливались, прице­нивались.
— Я тогда был секретарем горкома партии, — вспоминает Александр Неговора. — И руководство Армавира приняло решение перевести уличную торговлю за город. Выбрали место перед хутором Красная Поляна. Но оно было заболоченное. Когда осматривали его со вторым секретарем горкома партии Иваном Григорьевичем Боклагом, прошли метра три по болоту, вышли грязные. Прикинули, как много придется вложить средств, чтобы подсыпать, обустроить и сделать площадку, пригодную для торговли. 
Но в 1991 году случился государственный переворот. Городской власти стало не до рынков. Когда к руководству города пришел Георгий Троицкий (1992-1996 гг.), он начал активную борьбу с уличной торговлей. 
— Торговавшие на улице Мира мешали движению транспорта, особенно в выходные дни. В субботу и воскресенье торговцев становилось больше: выходили те, кто не мог стоять в будни, — вспоминает Александр Неговора. — Троицкий поддержал идею о переносе рынка в Красную Поляну. Благодаря предпринимателю Миннуле Юсуповичу Минибаеву (в городе его знают как Виктора), который помог засыпать местность гравием и поставить киоски, уличная торговля из Армавира переехала туда. Там дежурила милиция. На вещевой рынок покупатели приезжали не только из Армавира, но и из ближайших районов. 
Стихийная уличная торговля продолжалась до прихода на должность главы города Георгия Королева. Он снова разрешил торговать в центре города. Палатки устанавливали прямо на центральной площади. 
— А когда в 2002 году город возглавил Виктор Колодяжный, он увел уличную торговлю под Урицкий мост, где рынок находится по сей день, — говорит Александр Неговора. — На центральной площади положили плитку, вернув ей первоначальный статус. Про Красную Поляну постепенно забыли. 

Пятигорск

Армавирские челноки, мотавшиеся за товаром по стране и за границу, пережили немало приключений и суровых испытаний. Некоторые до сих пор неохотно вспоминают об этом, скрывая фамилии. В поездках за товаром можно было лишиться денег, накопленных нелегким трудом или, что хуже, занятых под проценты. 
— Собирались группами, на автобусах отправлялись в Пятигорск закупать товар, — вспоминает пенсионерка Марина Т. — Выезжали рано, чтобы успеть занять место в очереди. Подъезжали к городу, когда еще было темно. Пятигорск встречал переливами огней. И это был, пожалуй, самый приятный момент во всей поездке. 
На толкучке людей и товара было много. Закупались и ночью же возвращались обратно. Спали всю дорогу. 
— В Пятигорске случалось, что у кого-нибудь из группы вытаскивали деньги. Пострадавшему приходилось занимать, чтобы приобрести товар на продажу, — рассказывает армавирка. — Я челноком стала вынужденно: осталась одна с ребенком, иногда брала его с собой в поездки. Привлекало то, что был свободный график: с маленьким ребенком тогда не всегда брали на официальную работу. Зарабатывала неплохо, на жизнь хватало.

По дороге в Сочи

В жару, дождь, снег и мороз они стояли на рынках, зарабатывая трудовую копейку. Частью дохода делились с рэкетирами, собиравшими «дань» за право торговать на конкретном месте. С нежелавшими платить поступали жестко: могли уничтожить или отобрать товар, спалить палатку, покалечить продавца. 
Бизнес получался не у всех. Одни прогорали. Другие, немного раскрутившись, нанимали работника, тем самым возводя себя в статус бизнесменов, чье дело разрастается, а позже открывали свой ларек или даже магазин. 
На автобусе из Армавира ездили в Москву, Пятигорск, Сочи. Закупали игрушки оптом, отдавали на продажу. Галина Васильевна торговала с 1993 по 2005 год. 
— Нас Бог миловал — ни разу не обворовали. Но однажды неловко пошутила перед милиционером в Армавире на вокзале. На вопрос, что в моей огромной сумке, ответила, что везу оружие. И действительно везла оружие, только игрушечное, — вспоминает женщина. — Меня задержали. Всю партию игрушек собирались изъять. Шутка могла закончиться плачевно, если бы не нужные связи. 
Однажды Галина  со знакомыми ехала за товаром в Сочи. На перевале у них сломалась машина. Было темно, неподалеку вдруг начали стрелять. Потом армавирцы узнали, что это была бандитская разборка. Кто знает, чем завершилась бы поездка, если бы не сломавшийся автомобиль?

В похоронных тапочках

В 90-е на центральной площади Армавира и в Красной Поляне продавали все:  китайские пуховики и турецкие кожаные куртки, чешскую бижутерию и яркие спортивные костюмы из Китая, продукты, косметику, парфюмерию, бытовую химию с красивыми этикетками с надписями по-английски. 
— Вещи покупали на рынке в Красной Поляне, — вспоминает Галина Владимировна. — Покупали дочерям нарядные платья, повседневную одежду. Обычно качество соответствовало цене: подороже — значит, лучше, подешевле — хуже.
— В те годы был ребенком, но хорошо помню, что жвачку «Турбо» покупали по 200 руб­лей за штуку, пустая бутылка «чебурашка» из-под пива стоила столько же, — делится воспоминаниями армавирец Алексей Ф. — Собирал бутылки, сдавал их и бегал на рынок за жвачкой. Тогда она казалась невероятно вкусной. 
Много товара привозили из Турции и Пятигорска. Правда, случалось, что красивые тапочки, купленные на выход, оказывались одноразовыми. В стране, откуда их, приобретенные по дешевке, привезли, в этой обуви хоронили покойников. Или невероятной красоты кофточка после первой стирки могла превратиться в тряпочку.
Условия торговли были полевые. Прилавки в Красной Поляне представляли собой кирпичную основу, на которую положены доски. На них разложен товар. Под ногами — деревянные решетки, под которыми в дождь хлюпала вода. 
Одежду в любую погоду, даже зимой, примеряли, стоя на картонке. Продавец заботливо прикрывал покупателя шторкой. 
К челнокам относились по-разному, называли торгашами. Кто-то осуждал, но, скорее, даже не их, а время, которое заставляло забыть этих людей о полученном образовании и заняться торговлей. Согласно опросу Фонда «Общественное мнение», проведенному в 2005 году, почти 60% респондентов относились к ним положительно и были благодарны за нелегкий труд, не всегда приносивший им достаток и счастье.

Оксана Фетисова
Фото Леонида Свердлова / Фотохроника ИТАР-ТАСС.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях