Что общего у армавирского революционера, основателя группы «Доктор Ватсон» и кинорежиссера Сергея Герасимова?

Что общего у армавирского революционера, основателя группы «Доктор Ватсон» и кинорежиссера Сергея Герасимова?

Армавирский столяр Гергард Целлер оказался непримиримым борцом с царизмом. Он организовал первую в Армавире стачку рабочих на чугунолитейном заводе, защищал известного общественного деятеля Виктора Лунина от черносотенцев, участвовал в испытаниях бомбы «македонки» в Урупском лесу.

Но долгое время о нем трудно было найти информацию. В 1938 году пламенного революционера расстреляли как врага народа.

Путь в революцию

Гергард Целлер родился в Армавире 14 марта 1884 года в семье поволжского немца столяра Гейнриха (Андрея) Целлера. Родители воспитывали 14 детей. Целлеры испытывали крайнюю нужду, 11 их детей умерли в раннем возрасте от болезней и недоедания. Гергард с 11 лет стал работать с отцом. К 14 годам он ­изучил столярное мастерство и начал трудиться самостоятельно.
— Как вспоминал Гергард Андреевич, несмотря на то, что пришлось рано работать, ему удалось получить начальное образование в пределах двухклассного училища, — говорит профессор кафед­ры всеобщей и отечественной истории АГПУ, автор книги «Немцы Армавира» Владимир Шнайдер. — Но сведений о том, в какой школе он учился, нет.
С 1901 года Целлер работал на заводах в Армавире. Когда чугунолитейный завод перешел в собственность Михаила Мисожникова, производство стали расширять. С 1902 года из Ростова-на-Дону на предприятие прибывают новые рабочие. Среди них оказались те, кто участвовал в антиправительственном движении. Как написано в книге «Немцы Армавира», двое таких революционно настроенных рабочих, Гальский и Петров, сняли «угол» у Целлеров. Под влиянием квартирантов Гергард проникся социал-демократическими идеями.
В 1903 году Целлер вошел в местную группу Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Участвовал в организации на заводе Мисожникова политической забастовки. Стачка состоялась летом 1903 года. Поводом послужило увольнение трех рабочих. Забастовка продолжалась несколько дней. В результате хозяин принял обратно уволенных сотрудников и сократил трудовой день до 10 часов.

Армавирский пролетарий

В 1906-1908 году Гергард Целлер подпольно издавал газету «Армавирский пролетарий». Как рассказала ведущий библиограф сектора краеведения информационно-библиографического отдела ЦГБ имени Н. К. Крупской Татьяна Волкова, в одном из номеров газеты «Советский Армавир» краевед, член КПСС Павел Новый, изучавший биографии армавирских большевиков, написал, что станок для печати подпольной газеты Целлер изготовил вместе с отцом. Правда, на нем отпечатали всего несколько номеров.
Номер «Армавирского пролетария» со статьей Целлера прочитал Владимир Ленин, находившийся в эмиграции в Финляндии. И ответил статьей «Как армавирские социал-демократы ведут избирательную кампанию?» В ней он указал на ошибочность их тактики в избирательной кампании при выборах в первую Думу и положительно оценил ее изменение во время выборов во вторую Думу. Ленину не понравилось, что армавирские социал-демократы объединились в блоки с кадетами.
Ленин цитирует статью из армавирской газеты: «Торопитесь обеспечить свое пролетарское место в Думе, чтобы из кадетской говорильни сделать ее революционным полем битвы с палачом народа, проклятым самодержавием». Владимир Ильич не оценил журналистский слог Целлера и написал, что с его стороны было бы мелочно придираться к литературной форме армавирского издания.
В 1907 году власти разгромили подпольную типографию, выпускать газету прекратили.

«Македонки»

— Павел Новый в «Советском Армавире» писал, что в 1905 году Целлер стал помощником начальника социал-демократической боевой дружины, организованной Юрием Бутягиным, — рассказала Татьяна Волкова. — Армавирец участвовал в испытании на реке Уруп ручных бомб, изготовленных в военно-химической лаборатории при Армавирском комитете РСДРП.
Гергард Целлер писал об этом: «Первые изготовленные бомбы «македонки» мы использовали на левобережье реки Уруп, в верстах восьми от Армавира. Бросили с обрыва первую бомбу — замерли… Но взрыва не получилось. Бросили вторую. И через несколько мгновений раздался оглушительный взрыв, эхом прокатившийся по лесу. Нам было жутко и в то же время радостно».
Семья Целлера — его мать и жена — помогали хранить бомбы и тесно были связаны с Виктором Луниным, которого жандармы считали организатором и даже руководителем армавирских социал-демократов.
На близкие отношения Целлера с общественным деятелем указывает тот факт, что во время черносотенных погромов, прокатившихся по городу 23 октября 1905 года, революционер в числе вооруженных дружинников охранял от толпы монархистов дом Лунина. Владимир Шнайдер в книге «Немцы Армавира», написанной в соавторстве с Сергеем Ктиторовым, отмечал, что в разгар погромов, опасаясь расправы, Целлер с товарищами бежал из Армавира и несколько дней провел в Ставрополе и Екатеринодаре. Тогда же от гнева черносотенцев скрывался его отец, а мать с двумя маленькими дочерьми временно выехала в Ростов-на-Дону.
— Этот факт свидетельствует о том, что Гергард Целлер в 1905 году являлся авторитетной и влиятельной фигурой в местном революционном сообществе и был хорошо известен не только среди единомышленников, но и среди идеологических противников, — считает Владимир Шнайдер.

Жизнь в борьбе

Вернувшись в Армавир, Целлер занялся вопросами укрепления боевой организации социал-демократов. Вместе с некой Христиной он отправился в Ростов-на-Дону закупать оружие.
В книге «Армянские колонии Армавира» ее автор Левон Погосян писал, что 21 сентября 1907 года из Ростова-на-Дону, Новороссийска и Екатеринодара прибыли казаки и жандармы во главе с полковником Карповым. Они окружили Армавир. Начались обыски и аресты. Ночью 4 октября арестовали около 200 человек. Среди них — Целлер, которого отправили в екатеринодарскую тюрьму. Там он провел 11 месяцев.
После освобождения революционер покинул Кубань и вел деятельность в Юзовке и Харькове. В 1910 году вернулся в Армавир, работал заведующим текущими счетами в отделении Волжско-Камского коммерческого банка. Участвовал в организации профсоюзов, был избран заместителем председателя правления местного профессионального союза приказчиков, исполнял обязанности секретаря Армавирской организации РСДРП.
Из-за выступлений против военных действий во время первой мировой войны Целлеру грозил арест, и ему пришлось переехать в Харьков. В 1920 году вернулся на Кубань, где его назначили уполномоченным Ревсовтрударма по размещению краевого правительства в Армавире, затем — уполномоченным Наркомата внешней торговли РСФСР по району Армавир-Владикавказ. Завершилась его карьера в 1937 году в должности заместителя директора Научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Наркомпищепрома СССР.
— Целлера арестовали 21 июля 1937 года в Москве в его доме по улице Звенигородской по обвинению в участии в контр­революционной террористической организации, — рассказал Владимир Шнайдер. — Военной коллегией Верховного суда СССР 25 апреля 1938 года его приговорили к высшей мере наказания. В тот же день расстреляли и похоронили в поселке Коммунарка Московской области.

В поисках Целлеров

Как пояснила Татьяна Волкова, до 1970 года о Целлере мало что было известно. Павел Новый долго искал «следы» революционера. Не нашел их и в краевом партийном архиве. Безрезультатно завершились поиски в столичных архивах.
— Наконец Нового осенила мысль поискать в отделе обслуживания персональных пенсионеров Министерства социального обеспечения РСФСР. Если нет в живых старых большевиков, то, возможно, живы члены их семей, — рассказала Татьяна Волкова. — Этот путь оказался верным. Армавирский краевед разыскал в Москве не только семью Целлера и других революционеров, но и в Центральном партархиве нашел их документальные биографии. Он привез фотографии, личные письма Целлера.
Фамилию родственников Целлера Новый не назвал. Но в его статье указано, что дочь Эльвира и ее сын были музыкантами. Через родных революционера Новый вышел на сына соратника Гергарда Целлера — Андрея Кравченко, который передал в Армавир фотографии с отцом. На одной Целлер изображен с Андреем Кравченко, на другой — среди революционеров и группы членов Союза учащихся. В Армавирском краеведческом музее хранится переданная родственниками Целлера фотография семьи его дочери. На снимке 1956 года надпись: «Дочь Эльвира Гергартовна, муж Рубен Вартанович Мамиконов, дети Нина, Георгий».
В поисках родственников Целлера обратила внимание на биографию известного певца, основателя популярной группы «Доктор Ватсон» Георгия Мамиконова. Его дед по отцу — армавирский галантерейщик Вартан Лузгенович Мамиконов. Мать — Эльвира Гергардовна Мамиконова (Целлер) родилась в Армавире, окончила институт имени Гнесиных, работала преподавателем дирижерско-хоровых дисциплин. Родная бабушка по матери Нина Александровна Целлер некоторое время являлась солисткой Харьковской филармонии и была двоюродной сестрой Народного артиста СССР кинорежиссера Сергея Герасимова.
Информация натолкнула на мысль, что Гергард Целлер — родной дедушка Георгия Мамиконова. В биографии певца о деде по материнской линии указано, что тот работал столяром, был армавирским революционером. Родился 14 марта 1884 года и был расстрелян. Однако в биографии Георгия Мамиконова написано, что звали деда по материнской линии Гергард Генрихович Госман. Связаться с родными певца не удалось. Но такие совпадения в биографии говорят о том, что с высокой вероятностью армавирский революционер был родственником певца Георгия Мамиконова и кинорежиссера Сергея Герасимова.

Виктория Александрова
Гергард Целлер с женой Ниной Александровной.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях