Артем Куров: «Толчком для развития стала пандемия»

Артем Куров: «Толчком для развития стала пандемия»

Жизнь Артема Курова едва назовешь размеренной. В 23 года он развивает собственный бизнес, учится на втором курсе магистратуры КубГАУ и работает во Всероссийском научно-исследовательском институте масличных культур имени В.С. Пустовойта.

О победе в конкурсе «Наука в объективе», о том, что пользуется спросом на рынке декоративных растений и как санкции изменили потребности отечественных озеленителей Артем рассказал в интервью «АС».

Агроном или дизайнер?
— Когда ты увлекся растениеводством?

— Еще маленьким помогал бабушке, которая любила работать «на земле». Пропалывал грядки, поливал. А когда исполнилось шесть лет, родители доверили мне уход за небольшим палисадником за домом. Там высаживал цветы, выбранные мной и купленные мамой на Центральном рынке. Это были самые легкие в уходе цветы.
В 12 лет стал выращивать овощи, а в 14 — помогал облагораживать дачный участок. Два месяца летом работал в «Зеленстрое». И хотя подросткам доверяют прополку и другие несложные работы, наблюдал, как сотрудники размножают и рассаживают растения.
А в 16 лет стал закупать многолетники в питомниках. Много читал о правильном уходе за ними. Деньги копил — в этом помогали родители и бабушка. Со временем увлекся хвойными, среди которых туи, можжевельник, кипарисы.

— Родители не были против такого увлечения?
— Наоборот. Они меня поддерживают во всех начинаниях. Правда, иногда шутят, что лучше бы я стал прокурором, а не агрономом.

— С выбором профессии, наверное, легко определился?
— Выбирал между агрономом и садоводом. А в 11 классе задумался о профессии ландшафтного дизайнера. Мне декоративные культуры нравятся больше. Но стал агрономом, решив, что эта профессия позволяет охватить все мои интересы.
Для поступления рассматривал вузы Ставрополя, Краснодара, Волгограда и Москвы. Однако тянуло в Кубанский государственный аграрный университет. Понимал: так смогу чаще ездить домой и заниматься развитием своего питомника.

Изучая лаванду
— Учеба в вузе пробудила исследовательский интерес в агрономии?

— Лишь в магистратуре стал писать научные статьи. Я больше практик.
Меня «зацепила» лаванда. Очень интересное растение. У людей оно ассоциируется с красивыми цветами, и мало кто задумывается о ее широком применении в медицине, парфюмерии, кулинарии и даже промышленности.
Уже на втором курсе определился с научным руководителем для написания дипломной работы. Спустя год вуз выделил небольшой участок, где я высадил пару кустов лаванды, чтобы изучать ее ботанические характеристики: высоту и густоту стояния, строение и прочее. А узнав, что в краснодарском ВНИИМКе имени Пустовойта когда-то изучали лаванду, договорился о прохождении практики.
Со статьей о лаванде даже выступил на Международной конференции молодых ученых и специалистов. Аудитория — профессора и ученые из других стран — мое выступление оценили. Получил диплом I степени.

— А в научно-исследовательском институте, где ты работаешь уже год, поддерживают твой исследовательский интерес к лаванде?
— Это большое везение, но и на работе для меня открыты все двери. Несколько дней назад трудился на участке, где буду высаживать новые сорта лаванды. Привез их с Вознесенской опытной станции — филиала ВНИИМКа. Там занимаются в том числе исследованиями по сохранению генофонда и выделению перспективного селекционного материала лаванды.

Командная работа
— Однако для конкурса «Наука в объективе» темой работы стала «Моя лаборатория сои».

— Потому что работаю в отделе селекции сои, и участвовать в конкурсе предложила коллега Галина Михайловна Саенко. Она же стала режиссером и сценаристом видео.

— Получается, это была командная работа?
— Да, над созданием ролика «Моя лаборатория сои» трудился практически весь отдел. Мы с однокурсником Миназовым Владом сыграли главную роль. Он, кстати, тоже работает во ВНИИМКе. Галина Саенко написала сценарий. Дмитрий Черногузов — оператор научно-исследовательского института — снимал на профессиональную камеру и монтировал. В одной сцене появился даже руководитель нашего отдела Сергей Викторович Зеленцов.

— Что на съемках оказалось сложнее всего?
— Испытывали неловкость при съемке первых сцен в кафе. Посетители недоуменно оглядывались, мол, чего они там снимают?
Но справились мы за несколько дней. Снимали, как семена сои просеивают и закладывают в боксы, отправляя их потом на поле для посева, как обрезают проросшие растения, делают сортопрочистку и сортопрополку. В общем, показали весь процесс выращивания сои вплоть до ее уборки с полей. 

— Ожидал, что победишь?
— Я участвовал в двух направлениях: «Фотоконкурс» и «Видеоконкурс». В первом не удалось занять место. Но то,  что видеоролик может выиграть, предполагал. В его создание вложено немало сил, да и к съемке готовились тщательно. Однако оглашение результатов все равно было приятной неожиданностью.

Ассортимент растет
— Учась и работая, ты успеваешь развивать собственный бизнес. А как создавал его?

— Толчком, как ни странно, стала эпидемия коронавируса. На самоизоляции я с родителями и старшим братом засел на даче. В очередной раз работая на участке, подумал: «А почему бы не поделиться растениями с другими людьми?». Попросил у отца помощи в создании небольшого парника, и параллельно изучал правильное черенкование, пикировку. Это было в 2020 году.
Начал с небольшого ассортимента — шести-семи видов растений. Среди них были туи, спиреи, многолетники, которые в излишке росли на даче. А объявление выставил на интернет-сервисе.

— Ассортимент растений за прошедшее время изменился?
— Увеличиваю количество сортов. Если в прошлом году в ассортименте было порядка 30 видов растений, то в нынешнем — около сотни. В следующем сезоне станет больше. Буду продавать около 8-12 сортов одной лишь лаванды, не говоря об остальных растениях. Увеличу количество спиреи и пузыреплодников, гортензий, злаковых культур.
В этом году моя главная цель — достроить теплицу. Парник вмещает не более двух тысяч растений. Этого уже мало. Поэтому накопил деньги на большую теплицу. В ней будут расти до 20-30  тысяч растений. Планирую в 10-15 раз увеличить продажи. И потихоньку начну прощупывать рынок продаж однолетних растений.

— Планируешь перевести самозанятость в ИП?
— Все к этому идет. В 2024 году, наверное, стану искать возможность получить субсидию от государства на развитие своего бизнеса. В него я сейчас вкладываю все свободные деньги, всю выручку от продажи растений.

Взгляд на российское
— Анализируешь, что из растений пользуются спросом?

— Заметил популярность хвойных растений. Ближе к осени скупают лаванду, а из кустарников — большой спрос на спирею и пузыреплодник. Стали часто покупать гортензию. Наверное, это из-за затухания европейского рынка. Теперь ведь взгляды покупателей обратились на отечественных продавцов.

— Твои покупатели — армавирцы?
— Не только. География моих продаж — от Кубани до Калининграда и Дальнего Востока. Покупают луковицы, растения. Отправляю их в Москву и Санкт-Петербург, Ставрополь, Курганинск, Кропоткин и другие. 
Мой лозунг — «Довольный покупатель и качество превыше денег». Даю клиентам полную консультацию по дальнейшему уходу за растением. Если возникают вопросы, мне в любой момент могут позвонить или написать. И благодаря такому подходу уже появились постоянные покупатели.

— Наверное, и цены привлекают?
— Стараюсь максимально их сдерживать. Но чтобы не быть в убытке, повышаю стоимость растений после летнего периода, когда делаю перевалку в больший объем. Тогда трачу много денег на цветочные горшки, укоренители, удобрения и прочее.

— А введенные экономические санкции тебя как-то коснулись?
— У меня тогда уже порядка полутора лет был питомник. Но санкции ощутил лишь в повышении цен. Как ни странно, но те же цветочные горшки оптовые базы закупали в Польше. И их цена стала зависеть от суммы, которую называла страна-производитель и курса валюты на рынке. Укоренитель «Ризопон» привозили из-за рубежа. Он тоже подорожал. Но я подобрал отечественные аналоги — качественные и недорогие. К примеру, 100 граммов «Ризопона» стоят до трех тысяч рублей, а российский «Корневин» — около 50 рублей за 20 граммов. 

Семья на подхвате
— Как удается совмещать учебу, работу и бизнес?

— В магистратуре график не такой плотный, как на бакалавриате. А во ВНИИМКе работаю на полставки — два-три раза прихожу туда, затем еду в Армавир, где занимаюсь питомником. Я к такому ритму привык.
А еще очень помогают родители. Мама всегда говорила, что работа с растениями — не ее. Однако сейчас с гордостью рассказывает, как хорошо черенкует и рассаживает их. Приобщилась к моему увлечению. Даже консультирует покупателей по определенным видам растений. Отец и старший брат помогают в строительных работах.

— Планируешь и дальше совмещать бизнес с работой в научно-исследовательском институте?
— Оба эти направления мне нравятся. Есть перспективы в развитии питомника, но и во ВНИИМКе очень нравится то, чем занимаюсь. Ну, и возможность выведения новых сортов лаванды привлекает. Так что пока не загадываю, как сложится дальше. Может, если возникнет необходимость, найду помощника для ведения бизнеса.

 

Снежана Годлевская
Фото из архива Артема Курова

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях